Несмотря на локдауны, которые неоднократно вводились в течение прошлого года для противодействия пандемии COVID-19 и могли отрицательно повлиять на продажи и производство автомобилей, рынок легковых автомобилей Китая вырос в 2022 году на 9,7% по отношению к 2021 году. Этот рост стал хорошим сюрпризом для китайского рынка с учетом того, что он уже вырос на 6,5% в 2021 году по отношению к 2020 году. По существу, это второй догоняющий скачок после трех лет непрерывного спада (-4,1% в 2018, -9,6% в 2019 и -5,9% в 2020 году). Соответственно, количество регистраций новых легковых автомобилей выросло до 23,56 млн. ед. в 2022 году по сравнению с 21,48 млн. ед. в 2021 году и 20,18 млн. ед. в 2020 году, но не достигло пока рекордных показателей 2016 года (24,38 млн. ед.) и 2017 года (24,72 млн. ед.).
Лидирующие бренды
Абсолютным лидером китайского рынка легковых автомобилей продолжает оставаться группа Volkswagen, занимающая со своими совместными предприятиями рыночную долю 13% (против 14% в 2021 году). Второе место на рынке занимает группа GM-Wuling (10% против 12% в 2021 году). Присутствие этих групп на китайском рынке в последние годы неизменно сокращается. На третье место с впечатляющим прорывом вышла китайская компания BYD, завоевав рыночную долю более 8% и оставив позади себя группу Toyota (8%), а также отечественных соперников Geely (7%) и Changan (6%). Успеху компании BYD во многом способствовал бум продаж электромобилей.
Доля западных автопроизводителей на рынке Китая постепенно сжимается по мере того, как китайские потребители проявляют всё больше интереса к местным производителям, на долю которых в 2022 году пришлось 50,5% рынка. Такого соотношения продаж не наблюдалось с 1990-х годов, и в ближайшие несколько лет ожидается дальнейшее увеличение рыночной доли китайских брендов. Это создаст возрастающие трудности для продолжения деятельности в Китае иностранных автопроизводителей, наиболее уязвимыми из которых сегодня являются группы Stellantis, Ford и Hyundai-Kia.
Самые продаваемые типы и модели автомобилейИз общего количества 23 560 000 легковых автомобилей, проданных в Китае в 2022 году, 5 029 000 машин пришлось на батарейные электромобили (BEV), составившие 21,3% рынка, и еще 6,5% рынка составили плагин-гибриды (PHEV), реализованные в количестве 1 530 000 единиц.
Самой продаваемой на китайском рынке моделью легкового автомобиля является батарейный мини-электромобиль Wuling Mini EV (сегмент А), объем продаж которого в 2022 году составил 570 000 единиц. Вторым лидером рынка является батарейный электромобиль Tesla Model Y (кроссовер сегмента D), проданный в количестве 455 000 единиц. На третьей ступени рейтинга расположился плагин-гибридный электромобиль BYD Song DM (сегмент C), продажи которого составили 410 000 единиц.
Четвертое и пятое места в рейтинговой таблице заняли модели VW Lavida (380 000 ед.) и Great Wall Haval H6 (290 000 ед.). Остальные 15 мест из Топ-20 с уровнем продаж от 200 до 250 тыс. автомобилей разделили между собой четыре модели китайских производителей (BYD и Changan) и шестнадцать моделей иностранных брендов (VW, Toyota, Tesla, Honda, Nissan, MG). Логика эволюции рынка позволяет ожидать дальнейшего увеличения доли продаж моделей легковых автомобилей от местных производителей.
Лидирующие бренды
Абсолютным лидером китайского рынка легковых автомобилей продолжает оставаться группа Volkswagen, занимающая со своими совместными предприятиями рыночную долю 13% (против 14% в 2021 году). Второе место на рынке занимает группа GM-Wuling (10% против 12% в 2021 году). Присутствие этих групп на китайском рынке в последние годы неизменно сокращается. На третье место с впечатляющим прорывом вышла китайская компания BYD, завоевав рыночную долю более 8% и оставив позади себя группу Toyota (8%), а также отечественных соперников Geely (7%) и Changan (6%). Успеху компании BYD во многом способствовал бум продаж электромобилей.
Доля западных автопроизводителей на рынке Китая постепенно сжимается по мере того, как китайские потребители проявляют всё больше интереса к местным производителям, на долю которых в 2022 году пришлось 50,5% рынка. Такого соотношения продаж не наблюдалось с 1990-х годов, и в ближайшие несколько лет ожидается дальнейшее увеличение рыночной доли китайских брендов. Это создаст возрастающие трудности для продолжения деятельности в Китае иностранных автопроизводителей, наиболее уязвимыми из которых сегодня являются группы Stellantis, Ford и Hyundai-Kia.
Самые продаваемые типы и модели автомобилейИз общего количества 23 560 000 легковых автомобилей, проданных в Китае в 2022 году, 5 029 000 машин пришлось на батарейные электромобили (BEV), составившие 21,3% рынка, и еще 6,5% рынка составили плагин-гибриды (PHEV), реализованные в количестве 1 530 000 единиц.
Самой продаваемой на китайском рынке моделью легкового автомобиля является батарейный мини-электромобиль Wuling Mini EV (сегмент А), объем продаж которого в 2022 году составил 570 000 единиц. Вторым лидером рынка является батарейный электромобиль Tesla Model Y (кроссовер сегмента D), проданный в количестве 455 000 единиц. На третьей ступени рейтинга расположился плагин-гибридный электромобиль BYD Song DM (сегмент C), продажи которого составили 410 000 единиц.
Четвертое и пятое места в рейтинговой таблице заняли модели VW Lavida (380 000 ед.) и Great Wall Haval H6 (290 000 ед.). Остальные 15 мест из Топ-20 с уровнем продаж от 200 до 250 тыс. автомобилей разделили между собой четыре модели китайских производителей (BYD и Changan) и шестнадцать моделей иностранных брендов (VW, Toyota, Tesla, Honda, Nissan, MG). Логика эволюции рынка позволяет ожидать дальнейшего увеличения доли продаж моделей легковых автомобилей от местных производителей.
Топ - 20 по продажам 2021-2022 году