К 20-летию Ассоциации предлагаем вам ознакомиться с основными итогами деятельности Ассоциации "ОАР"

Карта предприятий членов Ассоциации «Объединение автопроизводителей России» ("ОАР")

Ассоциация «ОАР» создана в 2003 году по инициативе ведущих российских производителей автомобилей. Учредителями «ОАР» являются ОАО «АВТОВАЗ» (в настоящее время АО «АВТОВАЗ»), ОАО «КАМАЗ» (в настоящее время ПАО «КАМАЗ») , ОАО «РусПромАвто» (в настоящее время ООО «Управляющая Компания «Группа ГАЗ») и ОАО «Северсталь-Авто» (в настоящее время ПАО «СОЛЛЕРС»).

Членами Объединения являются: АО «АВТОВАЗ», ПАО «КАМАЗ», ООО «УК "Группа ГАЗ"», ПАО "Соллерс", ОАО "МАЗ", Управляющая компания холдинга "БелАвто МАЗ", АО «Московский автомобильный завод «Москвич», ООО «АВТОТОР Холдинг», АО "Автомобильный завод "УРАЛ", ГНЦ ФГУП НАМИ, ООО "Прамо-Электро", ООО "Строительно-дорожные машины".

Целями «Объединения автопроизводителей России» являются:

- развитие и подъем отечественной автомобильной промышленности, на основе повышения качества и конкурентноспособности выпускаемой продукции;

- представление и защита интересов автопроизводителей в государственных законодательных и исполнительных органах власти, а также в международных организациях;

- координация деятельности членов Объединения в вопросах привлечения инвестиций для модернизации и развития производственных мощностей для выпуска автомобильной техники, комплектующих изделий и материалов, эффективного использования новейших достижений науки и техники;

- проведение единой политики по развитию и укреплению взаимовыгодных кооперационных связей между предприятиями отрасли, а также с предприятиями других отраслей и зарубежными партнерами, в т.ч. предприятиями стран-членов СНГ;

- создание единой статистической и информационной базы, гармонизированной с базами автопроизводителей ведущих зарубежных стран.

Для достижения этих целей Объединение:

- разрабатывает конкретные предложения и меры направленные на развитие автомобильной промышленности России, для представления их в законодательные и исполнительные органы власти ;

- готовит предложения по законодательным и другим нормативно-правовым актам, определяющим требования к безопасности автомобильной техники в целях реализации закона «О техническом регулировании», а также актов направленных на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, координирует деятельность членов Объединения в области стандартизации и подтверждения соответствия;

- организует проведение новых научно-исследовательских и технических разработок с использованием общего потенциала членов объединения и способствует внедрению инноваций;

- представляет интересы отечественной автомобильной промышленности в международных организациях, ассоциациях и союзах, заключает соответствующие соглашения и договоры, развивает сотрудничество с автопроизводителями стран-членов СНГ и других зарубежных стран;

- организует и проводит семинары, симпозиумы, выставки и ярмарки;

- содействует СМИ в объективном и разностороннем освещении хода реформирования отечественного автопрома.


Основные итоги деятельности

Комитета по промышленной политике ОАР




1. Стратегическое планирование.


Консолидация предложений членов Ассоциации и представителей российского автопрома с последующим формированием и донесением до органов власти совместной позиции относительно актуальных векторов развития отечественного автомобилестроения без преувеличения можно назвать одной из основополагающих миссий ОАР.

Подтверждая вышесказанное можно заявить, что с момента своего создания в марте 2006 года Комитетом по промышленной политике ОАР была проведена экспертная оценка и сформированы предложения к подавляющему большинству стратегических документов, так и или иначе относящихся к производству автомобилей на территории Российской Федерации:

1. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2035 года.

2. Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года.

3. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года.

4. Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации
на среднесрочный период до 2024 года, долгосрочный период до 2035 года, а также основные ориентиры на перспективу до 2050 года.

5. Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года.

6. Стратегия развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года.

7. План мероприятий «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года».

8. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.

9. Разработка предложений по реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474) «Комфортная и безопасная среда для жизни», «Цифровая трансформация».

2. Создание условий для внедрения инновационных технологий.


Стратегическое планирование развития любой отрасли невозможно без учета новых или перспективных технологий, анализа возможностей их массового внедрения с предварительной апробацией и созданием нормативно-правовых условий их применения. Соответственно, реагируя на тенденции развития мирового автомобилестроения, Комитетом по промышленной политике в тесной связке с ведущими отечественными автопроизводителями и высокотехнологичными компаниями проделана масштабная работа по формированию условий для появления на российском рынке конкурентоспособных высокотехнологичных продуктов отрасли автомобилестроения:

1. Участие в работе по определению перечня территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года, закрепленных в последствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 3835-р.

2. Участие в разработке законопроекта «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Участие в формировании предложений по разработке перечня мероприятий, направленных на привлечение предприятий отрасли автомобилестроения к реализации национальных проектов «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт» утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204.

4. Экспертный анализ ГОСТов, связанных с внедрением в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств.

5. Разработка предложений по реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474) «Комфортная и безопасная среда для жизни», «Цифровая трансформация».

6. Участие в формировании инициатив для формирования Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

3. Субсидиарная и нормативная поддержка отечественного автомобилестроения.


Начиная с 2008 и в последующие за ним годы, на фоне всевозрастающей напряженности, а соответственно и конкуренции на мировых рынках, в Правительстве и у ведущих автопроизводителей все отчетливее формировалось понимание о необходимости разработки и внедрения механизмов защиты рынка и стимулирования спроса на отечественную продукцию. В результате было разработано и утверждено Постановление Правительства от 1 августа 2011 года № 640 о субсидировании части затрат. Постоянно усиливающееся давление на российскую экономику со стороны недружественных стран и растущее количество попыток зарубежных автопроизводителей обрести доминирующее положение на отечественном рынке лишь подтвердили правильность принятых тогда решений. Последние события на мировой арене, особенно в 20-е годы текущего века стали апогеем всеобщей работы, направленной на минимизацию угроз для отечественного автомобилестроения. Учитывая существенный объем решенных задач в рамках разработки нормативных правовых актов и предложений по поддержке отрасли, считаю возможным пропустить упоминания предыдущих результатов, сосредоточившись на актуальных задачах:

1. Участие в выработке предложений по минимизации санкционного давления на отрасль промышленности Российской Федерации.

2. Участие в разработке предложений по минимизации последствий пандемии коронавирусной инфекции.

3. Снижение требований к автомобильной технике, выполнение которых невозможно из-за санкций — ПП № 855 от 12.05.2022 г.

4. Выработка мер государственной поддержки производителей (льготный лизинг ПП № 649 от 08.05.2020 г., газомоторная субсидия ПП № 669 от 13.05.2020 г., НИОКР ПП № 1649 от 12.12.2019 г., логистическая субсидия ПП № 496 от 26.04.2017 г., автокредитование ПП № 364 от 16.04.2015 г., на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции ПП № 895 от 18.05.2022 г., ПП № 931 от 18.06.2021 г., льготное кредитование из ФРП, поддержка инвестиционных проектов ПП РФ от 31 августа 2016 г № 865, льготное кредитование системообразующих предприятий ПП № 393 от 17.03.2022 г., перенос сроков уплаты утилизационного сбора для колесной техники (шасси) и прицепов (ПП № 287 от 04.03.2022 г.) для самоходных машин и (или) прицепов (ПП № 521 от 31.03.2022 г.).

Эти основные направления работ безусловно являются приоритетными в деятельности Комитета по промышленной политике ОАР и на предстоящие годы.

Матасов

Михаил Владимирович

Председатель комитета по промышленной политике

Ассоциации «ОАР»,


кандидат социологических наук,


заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ»


Основные итоги деятельности

Технического комитета ОАР



1. Техническое регулирование


Техническое регулирование является одним из основных направлений деятельности ОАР, поскольку от действующих нормативных актов зависит конкурентоспособность продукции членов ОАР, в т. ч. обеспечение удовлетворенности потребительского спроса, безопасность для потребителей, а также защитные меры против небезопасной, но дешевой продукции.
С 2002 года, в связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании», основными документами, определяющими обязательные требования безопасности к продукции, стали технические регламенты, что потребовало полностью изменить концепцию стандартизации, которая реализовывалась в Российской Федерации до этого времени: стандарты становились документами добровольными.

ОАР принимало самое активное участие в разработке первого в России технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 12 октября 2005 года № 609. Этим регламентом вводилась экологическая классификация транспортных средств в зависимости от уровня выбросов вредных веществ и впервые устанавливались сроки введения экологических классов как новых, так и бывших в эксплуатации автомобилей — начиная с экологического класса 2 (соответствует Евро2) до 5 экологического класса. Фактически данный технический регламент показал на практике, как надо реализовывать положения Федерального закона «О техническом регулировании» и стал предтечей последующих технических регламентов как в России, так и в образованном Белоруссией, Казахстаном и Российской Федерацией в 2010 г. Таможенном союзе.

В 2009 г. Правительством Российской Федерации был утвержден основополагающий технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», который заменил собой ранее действующие с 1998 г «Правила по проведению работ в системе сертификации механических средств и прицепов», в разработке которого, вместе с профильными специалистами ФГУП НАМИ, самое активное участие приняли и специалисты ОАР. Этот же регламент явился основой для аналогичного технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза в 2011 г. и вступившего в силу с 01.01.12 015 г. Регламент устанавливает обязательные требования к продукции автомобилестроения на основных стадиях жизненного цикла- проектирования, производства и эксплуатации, в том числе и в случае внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

Таможенный регламент объединил в себя требования 2 указанных выше технических регламентов Российской Федерации, которые в связи вступлением силу регламента Таможенного Союза утратили силу. К настоящему времени в регламент внесены ряд изменений, направленных на совершенствование процессов и процедур оценки соответствия колесных транспортных средств и их компонентов, а также ужесточения требований безопасности. Специалисты ОАР принимали самое активное участие в подготовке всех изменений.

С 2022 г., в связи с возникшими логистическими трудностями и введением рядом стран экономических санкций против Российской Федерации возникли проблемы комплектации отечественных автомобилей рядом компонентов, особенно на электронной базе, в связи с чем необходимо было принять первоочередные меры по повышению технологического суверенитета и сохранению производства социально значимой продукции. Специалисты ОАР приняли активное участие в решении возникших проблем, в результате чего Правительство России, по согласованию с другими странами ЕАЭС, приняло постановление от 12 мая 2022 г № 855 «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия», на основании которого на ограниченный период времени была введена процедура экспертизы безопасности колесных транспортных средств взамен оценки соответствия в форме одобрения типа, что позволило сохранить производство отечественным производителям и не допустить его резкого падения, а следовательно, и социальной напряженности в обществе.

2. Стандартизация



Не менее важное значение для автомобильной промышленности России, чем деятельность в сфере обязательного нормотворчества по разработке регламентов, имеет и разработка добровольных стандартов, используемых предприятиями отрасли для подтверждения соответствия на добровольной основе требованиям технического регламента ТР ТС 018/2011, обеспечивая тем самым презумпцию соответствия при возникающих спорах с недобросовестными потребителями. ОАР является коллективным членом Технического комитета по стандартизации «Дорожный транспорт» (ТК 056) и аналогичного международного технического комитета в рамках СНГ.

В руководство ТК 056 входят в качестве заместителей председателя представители ПАО «КАМАЗ» и ООО «Ульяновский автомобильный завод». Работы ОАР по стандартизации в рамках ТК 056 направлены на создание в Российской Федерации инновационной продукции автомобилестроения, включая автономные (автоматические) и электрифицированные колёсные транспортные средства, а также обеспечение применения и исполнения требований технического регламента ТР ТС 018/2011.
Работы ТК 056 строятся на основе «Комплексной программы разработки стандартов на изделия автомобильной промышленности на перспективу до 2025 года», в котором предусмотрена разработка около 300 стандартов, в том числе стандарты на полнокомплектные транспортные средства, включая интеллектуальные транспортные системы и транспортные средства с высокой степенью автоматизации управления, электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками и на топливных элементах, стандарты в области зарядной инфраструктуры и стандарты на аккумуляторы и аккумуляторные батареи для электротранспорта, а также раритетные и спортивные автомобили, и их компоненты, в том числе стандарты на современные крепежные системы.


3. Инновационная деятельность



В целях создания стимулов для ускоренного внедрения ТС с высокой степенью автоматизации управления и электрифицированных колёсных ТС Правительством Российской Федерации утверждена Национальная технологическая инициатива по направлению «Автонет», в составе рабочей группы которой активно участвуют представителя ОАР. При их непосредственном участии было подготовлено и принято Правительством Российской Федерации постановление от 26 ноября 2018 г. № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств», предусматривающее, что перед допускам на дороги общего пользования в целях проведения эксперимента, транспортные средства с установленной системой автоматизированного управления должны пройти процедуру предварительной оценки безопасности в виде испытаний, что сделало возможным эксплуатацию на дорогах более 100 единиц полностью автоматических автомобилей и провести широкомасштабные доводочные работы в части совершенствования алгоритмов управления в реальных условиях эксплуатации.


4. Международная и публичная деятельность



Одним из направлений деятельности технического комитета ОАР с момента ее образования является участие в работе Международной организации производителей автомобилей (OICA) с целью представления интересов российской автомобильной промышленности на международном уровне. В рамках работы, проводимой техническим комитетом OICA (ТК OICA), вырабатывается совместная позиция производителей автомобильной техники для представления на Всемирном форуме для согласования правил в области транспортных средств (WP.29) Европейской экономической комиссии ООН.

Кроме того, представители ОАР выступали на указанных заседаниях с докладами и презентациями, информировали международных экспертов об особенностях технического регулирования в рамках Евразийского экономического союза, в том числе о действующем техническом регламенте ТР ТС 018/2011, особенностях применения национальных и межгосударственных стандартов, применяемых на добровольной основе, а также содержащих методы испытаний.

Одним из результатов участия ОАР в деятельности ТК OICA явилось привлечение иностранных изготовителей транспортных средств, имевших собственные наработки в конструкции систем вызова оперативных служб e-Call, к работе над проектом инициированных Российской Федерацией проекта Правил ООН, определяющих требования к указанным системам. Итогом этой деятельности стало утверждение Всемирным форумом WP29 Правил ООН № 144 «Единообразные предписания, касающиеся систем вызова экстренных служб (СВЭС)», разработанного под председательством России, при официальной поддержке OICA.

На заседаниях ТК OICA также была согласована официальная позиция OICA по поддержке представленных экспертами России поправок в Правила ООН № 83, регламентирующие уровни выбросов вредных веществ легковыми автомобилями, что позволило распространять результаты сертификации на специализированные (бронированные) транспортные средства, в том числе автомобили AURUS.

В 2018 году технический комитет ОАР инициировал проведение в г Москве очередного заседания ТК OICA и участие международных экспертов в работе Международного автомобильного научного форума МАНФ-2018, проводимого ФГУП «НАМИ».

Другой международной дискуссионной площадкой, на которой проводится обмен мнениями и вырабатываются рекомендации правительствам стран, стал Автомобильный диалога Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в котором представители ОАР принимают регулярное участие с 2011 г. На этом форуме представители России, в том числе ОАР, выступали с презентациями об особенностях технического регулирования в России и Таможенном (Евразийском экономическом) союзе, о борьбе с контрафактом и о преимуществах гармонизации принципов технического регулирования и стандартизации на базе международных соглашений под эгидой ООН, а не на основе национальных систем оценки соответствия отдельных стран, даже и с развитой автомобильной промышленностью. Последовательная политика представителей России и ОАР в частности при обсуждении этого вопроса привела к тому, что экономики АТЭС приняли рекомендации, предложенные Россией и поддержанные Японией и Южной Кореей.
Большое внимание уделяется техническим комитетом ОАР участию в научных конференциях, в первую очередь ежегодных конференциях, проводимых Ассоциацией автомобильных инженеров, у истоков создания которой стояли представители предприятий- членов ОАР, в частности, ОАО «АвтоВАЗ», ПАО «КАМАЗ», группа компаний «Соллерс», «Автотор», ФГУП НАМИ.

Представители технического комитета ОАР регулярно принимают участие в работе Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации (ГД) по транспорту, Экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения и специализированной техники при Комитете ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, проводят активную работу с Минтрансом России, Минпромторгом России, Минфином России и Минэкономразвития России по актуальным вопросам развития автомобильной промышленности России.


Эти основные направления работ безусловно являются приоритетными в деятельности технического комитета ОАР и на предстоящие годы.

Кисуленко

Борис Викторович


Председатель Технического комитета Ассоциации «ОАР»,


доктор технических наук,


Советник генерального директора ГНЦ ФГУП НАМИ»


Об основных работах, проводимых «Объединением автопроизводителей России» (ОАР) в области кадрового обеспечения развития российского автопрома.



Начало активной работа по развитию профессиональных квалификаций в автомобилестроении было положено принятием в 2011 году Минпромторгом России Концепции кадрового обеспечения Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.

В рамках государственно-частного партнерства в 2011—2012 годах при совместном финансировании Минпромторгом России и ОАР были разработаны профессионально-квалификационная структура отрасли и 21 профессиональный стандарт в области автомобилестроения.

В этой приняли участие 830 экспертов и специалистов ведущих автопроизводителей России, НИУ «Высшая школа экономики» и Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

Эти стандарты были зарегистрированы в качестве отраслевых стандартов ОАР и рекомендованы к применению на предприятиях и организациях автомобилестроения. В 2013—2014 гг. эти стандарты были переработаны и утверждены приказами Минтруда России. Следует отметить, что профессиональные стандарты в автомобилестроении были в числе первых утвержденных Минтрудом документов.

Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249 был организован Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК).

Решением НСПК в 2015 году при Объединении автопроизводителей России был создан Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении (СПКА).

В состав СПКА вошли представители предприятий — производителей автомобильной техники и автокомпонентов, научных и общественных организаций, автодилеров, отраслевого профсоюза, организаций образования (всего 22 члена).

Основные задачи, возложенные на СПКА:


Проведение мониторинга рынка труда в автомобилестроении, изучение потребности в квалификациях с учетом появления новых профессий.

Анализ практики применения и актуализация профессиональных стандартов в автомобилестроении.
Развитие системы подготовки кадров для автомобильной отрасли.

Создание системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в интересах автомобилестроения.

Развитие системы независимой оценки квалификаций в автомобилестроении.

В настоящее время задачи, стоящие перед СПКА выходят на качественно новый уровень, который необходим для реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2035 года.

Ушенин

Александр Михайлович


Председатель Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении Ассоциации «ОАР»

О борьбе с контрафактом и фальсификатом на автомобильных рынка России и ЕАЭС



Комитет по экономической безопасности Объединения автопроизводителей России за время своего функционирования провел немалую работу в части защиты автомобильного рынка и рынка автокомпонентов как на территории России, так и Республики Казахстан.

Работа по защите рынка Казахстана была начата еще в 2019 году, когда Ассоциация Казахстанской Автомобильного Бизнеса (АКАБ) и представители Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (МИИР) обратились в ПАО «КАМАЗ» с просьбой поделиться опытом по борьбе с развивающимся на территории Казахстана серым рынком китайских грузовых транспортных средств, не соответствующих требованиям безопасности, установленных техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств. Проблема усугублялась тем, что ввезенные и растаможенные китайские грузовики с поддельными сертификатами соответствия (ОТТС) беспрепятственно попадали на рынок России и составляли ощутимую конкуренцию продукции нашего автопрома.

Большая команда из сотрудников службы безопасности, юридической службы, службы маркетинга, научно-технического центра ПАО «КАМАЗ» поделилась своим опытом борьбы с серым рынком, проанализировала действующее законодательство РК, выявила имеющиеся бреши в законодательстве, которые позволяли недобросовестным импортерам развивать свой «серый рынок». К слову, буквально через 1,5 месяца после совместной встречи в РК родился нормативный документ, регламентирующий обязательную проверку всех параметров грузовиков на соответствие требованиям технического регламента, сокращены таможенные посты, имеющие функцию таможенной очистки грузовых транспортных средств.

Именно тогда были заложены основы партнёрского взаимоотношений ПАО «КАМАЗ» и АКАБ в области защиты автомобильного рынка. Так, казахстанским партнерам оказывалась методическая помощь: прорабатывалась стратегия защиты рынка РК, проводился анализ действующего законодательства РК на предмет выявления пробелов, предоставлялись рекомендации и предложения по усилению контроля ввоза и оборота автомобильной продукции не соответствующей требованиям технического регламента ТР ТС 018 «О безопасности колесных транспортных средств», предложены механизмы изъятия транспортных средств из эксплуатации в случае выявления подделки сертификатов соответствия или ОТТС.

С учетом наличия пробелов в законодательстве РК в части защиты рынка от недобросовестных импортеров ПАО «КАМАЗ» совместно с АКАБ были подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство РК, которые в декабре 2020 года были направлены в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» для подготовки обращения в Правительство РК. Данные предложения впоследствии легли в основу изменений законодательства РК:

 — 30 декабря 2020 года в Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» внесены изменения (новая редакция), согласно которым продукция, признанная по результатам проведенных экспертиз не соответствующей требованиям качества и техрегламентам, будет изыматься из гражданского оборота. Данные изменения вступили в законную силу в 1 июля 2021 года.

— 21 мая 2021 года Приказом Министра торговли и интеграции Республики Казахстан № 349-НК утверждены Правила хранения изъятой продукции (выработаны в соответствии с п. 5 статьи 44 Закона РК «О техническом регулировании»). Приказ введен в действие с 1 июля 2021 года и Правила распространяются на изъятую продукцию, несоответствие требованиям технических регламентов которой доказано результатами лабораторных испытаний в ходе проведения государственного контроля и надзора в области технического регулирования в целях предотвращения наступления общественно-опасных последствий.


В рамках реализации плана мероприятий Комитета по экономической безопасности Объединения автопроизводителей России были разработаны законопроекты о внесении в действующее законодательство РФ и ЕАЭС изменений и дополнений в части усиления защиты интеллектуальных прав, в частности на патенты и товарные знаки, члены Комитета принимали участие в международных конференциях и форумах, посвященных борьбе с контрафактом. Активно велась работа в межведомственной отраслевой рабочей группе при Государственной комиссии по незаконному обороту промышленной продукции, правоохранительными органами (МВД, ФТС) по вопросам совершенствования, действующего законодательствам.

Из них наиболее важными является разработка рабочей группой различных законопроектов, позволяющих более эффективно защищать объекты интеллектуальной собственности. В частности, были вынесены вопросы по внесению изменений в ТК ЕАЭС и ФЗ Российской Федерации от 03.08.2018 г. № 289 «О таможенном регулировании и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части расширения перечня объектов интеллектуальной деятельности, включаемых в ТРОИС патентами, а также Дорожная карта о проведении таможенными органами проверок на предмет фальсификации и контрафактности ввозимых в РФ автокомпонентов, произведенных с нарушением патентных прав.

В адрес Экспертного совета при Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции направлены ряд предложений, направленных на защиту патентных прав.

Эпидемия короновируса внесла свою лепту, работа по защите автомобильного рынка и рынка автокомпонентов, а также взаимодействие с государственными органами и ведомствами претерпели изменения, поменялся формат взаимодействия, однако же следует отметить, что работа в данном направлении не останавливается.

Галиакберов

Сирень Фатыхович


Председатель Комитете по экономической безопасности

Ассоциации «ОАР»


заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ»

Развитие межнационального сотрудничества ОАР


Межнациональное сотрудничество Ассоциации развивается во всех сферах партнерских отношений — как с нашими ближайшими партнерами в рамках ЕАЭС, так и с резидентами стран дальнего зарубежья. Естественно, что наиболее тесные деловые отношения Ассоциация поддерживает со своими белорусскими членами, представляющими Минский автомобильный завод — управляющую компанию холдинга БЕЛАВТОМАЗ. Представители МАЗа на уровне руководителей высшего звена соответствующих направлений активно работают во всех комитетах ОАР — техническом, поддержки экспорта, информации и международного сотрудничества, экономической безопасности, закупочной деятельности.

Продуктивные связи сложились у ОАР с коллегами из Казахстана. На основе рекомендации ОАР, казахстанская ассоциация Казавтопром была принята в члены Международной организации производителей автомобилей OICA. Регулярный информационный обмен в области статистики автомобильного рынка налажен между ОАР и казахстанской ассоциацией импортеров АКАБ.

Важным достижением совместной работы специалистов ОАР с белорусскими и казахстанскими партнерами стала разработка технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», вступившего в силу с 1 января 2015 года. Сотрудничество ОАР с коллегами по Евразийскому экономическому союзу получило дальнейшее развитие в 2022 году, когда в условиях введения экономических санкций против Российской Федерации и внезапного появления проблем с комплектацией выпускаемых автомобилей рядом компонентов возникла острая необходимость поиска путей сохранения производства в стране социально значимой продукции. В результате проведенной с участием ОАР работы, Правительство России, по согласованию с другими государствами ЕЭАС, приняло постановление об ограниченном во времени упрощении процедуры оценки соответствия колесных транспортных средств, что позволило разрядить напряженность ситуации и сохранить автомобильное производство.

Экономическая блокада России со стороны западных стран и их союзников имела своим последствием расширение в 2022 году ареала двусторонних деловых связей ОАР с организациями, непосредственно связанными с автомобильной промышленностью, из дружественных России стран.

Руководство и сотрудники аппарата Совета ОАР провели переговоры с Советником, руководителем экономического и коммерческого отдела Посольства Индии в России г-ном Наоремом Дж. Сингхом о возможностях и перспективах сотрудничества предприятий российского автопрома с индийскими производителями автомобилей и их компонентов, особенно на электронной базе. Вопросы потенциального сотрудничества в производстве и поставках автомобильных компонентов обсуждались также на встрече с Полномочным министром (торговым представителем) Посольства Пакистана г-ном Шаукатом Хайатом Чима. Члены ОАР были проинформированы об итогах этих переговоров и порядке представления своих запросов для дальнейшего получения встречных предложений.

Тур переговоров был проведен аппаратом Совета ОАР с представительной делегацией иранской компании Crouse («Круз»), выступающей от имени кластера поставщиков автокомпонентов. Для ознакомления с потенциалом иранских производителей и определения перспективных направлений кооперации, компания пригласила в Иран группу специалистов российского автопрома.

Особой категорией международных связей является сотрудничество на многонациональной основе. В течение многих лет ОАР являлось членом Международной организации производителей автомобилей (OICA), представляя интересы российской автомобильной промышленности на мировом уровне и активно участвуя в работе всех профильных комитетов этой организации. Важную роль в усилиях OICA по обеспечению глобальной дорожной безопасности сыграло участие специалистов ОАР в деятельности Технического комитета. Но это уже отдельная тема, которая раскрывается в другом разделе нашего юбилейного обзора.

К сожалению, сложившаяся политическая обстановка вынудила временно приостановить членство ОАР в OICA. Тем не менее, наше сотрудничество со Статистическим комитетом OICA (функции которого выполняет французская ассоциация автопроизводителей CCFA) непрерывно продолжается к взаимной пользе членов ОАР и мирового автомобильного сообщества.

Кравцов Юрий Иванович


советник по международному сотрудничеству Аппарата Совета Ассоциации «ОАР»

О Комитете по поддержке экспорта

Ассоциации «ОАР



Комитет по поддержке экспорта Ассоциации «ОАР» был создан в 2015 году по инициативе членов «ОАР», экспортирующих свою продукцию за рубеж. Комитет ставит своей целью объединение усилий и ресурсов членов Ассоциации для успешной реализации экспортных стратегий предприятий Ассоциации. Первым председателем Комитета был избран и утверждён Советом Ассоциации «ОАР»

Андрей Евгеньевич Панков — генеральный директор ЗАО «РЕНО — РОССИЯ».
Для решения поставленных задач Комитет создаёт рабочие группы из представителей наиболее заинтересованных компаний, которые во взаимодействии с государственными органами власти, комитетами и комиссиями прорабатывают пути решения вопросов, позволяющих стимулировать поставки на экспорт продукции отечественного автопрома.

Для более успешной работы, Ассоциация «ОАР» в 2017 году заключила «Соглашение о сотрудничестве» с Российским Экспортным Центром (РЭЦ) представители которого активно участвую в работе Комитета.

На протяжении всей своей деятельности Комитет активно сотрудничает с Министерством промышленности и торговли России, Министерством экономического развития России, Министерством иностранных дел и Правительством Российской Федерации.

К наиболее значимым вопросам, в решении которых Комитет принимал непосредственное участие можно отнести вопросы степени локализации экспортной продукции, влияющие на размер государственной компенсации, вопросы, связанные с зарубежными выставками и постоянными зарубежными центрами российских предприятий, вопросы связанные с оказанием помощи торговыми представительствами российскими посольствами и консульствами в зарубежных странах по поиску потенциальных партнёров, консультациями по местному законодательству др.

Серёженкин Андрей Алексеевич


Секретарь Комитета по поддержке экспорта Ассоциации «ОАР»

Об информационно — выставочной деятельности Ассоциации «ОАР»



В состав Комитета, в настоящее время, наряду с членами «ОАР», входят представители Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), выставочных компаний МВЦ «Крокус Экспо» и ООО «АйТиИМФ Экспо», Российского экспортного центра и других организаций.

С начала образования Комитета его деятельность была сосредоточена на четырёх основных направлениях:

— международной;
— выставочной;
— конгрессной;
— информационной.

В рамках международной деятельности обеспечивалось участие Ассоциации в Международной организации автопроизводителей (OICA), взаимодействие с автопроизводителями государств-членов СНГ и ЕАЭС, с профильными комитетами Ассоциации европейского бизнеса в рамках подписанного Моратория о сотрудничестве. Сотрудничество с АЕБ позволило консолидировать работу наших ассоциаций, прежде всего в областях технического регулирования, статистики и выставочной деятельности.
Значительный объём работ Комитета был связан с участием в организации и проведении автомобильных выставок. В рамках нашего членства в OICA, в соответствии с ежегодно утверждаемым этой организацией календарём автомобильных выставок, проводились Московский международный автомобильный салон — по чётным годам и выставка коммерческого транспорта COMTRANS — по нечётным. Эти выставки были и остаются самыми большими автомобильными выставками в СНГ и в Восточной Европе и пользовались, есть надежда, что будут и дальше пользоваться, большим успехом у публики и специалистов.

Московский салон, в соответствии с Генеральным соглашением, подписанным между ОАР и материнской компанией МВЦ «Крокус Экспо» — ЗАО «Крокус Интернэшнл», проводила компания МВЦ «Крокус Экспо», а «COMTRANS» компания ООО «АйТиИМФ Экспо» в рамках нашего двустороннего договора.

К сожалению, начиная с 2015 года, наметилась мировая тенденция к сокращению участия автомобильных компаний в выставках, а после пандемии количество автомобильных выставок в мире сократилось почти в двое. Представляется, что интерес к выставкам снижается не только из-за пандемии и санкций, но и по мере насыщения потребительского спроса и широкой глобализации производства, так как один автомобиль находится на производстве сразу во многих странах и первый показ становится доминирующим. Остаётся надеяться, что тенденция со временем может измениться, так как основным для производителя остаётся демонстрация нового и перспективного потребителю, а для потребителя — необходимость всё потрогать своими руками.

Но для того, чтобы вернуть интерес к выставкам, необходимо более тесное и качественное взаимодействие и взаимопонимание между автопроизводителями и выставочными компаниями. Над этим и будет работать Комитет в ближайшее время.

План основных мероприятий Ассоциации по конгрессной деятельности ежегодно предусматривает участие членов Ассоциации в различных форумах, конгрессах, конференциях. При этом Ассоциация выступает в этих мероприятиях и как организатор и как сторона их поддерживающая.

Особый интерес для наших членов представляет участие в конференциях, проводимых Ассоциацией автомобильных инженеров (ААИ). Прежде всего эти конференции значимы для специалистов отрасли своей тематикой — это техническое регулирование, экология, беспилотный автомобильный транспорт и электромобили, развитие автомобильных конструкций, исследования и испытания на всём жизненном цикле автомобиля, вплоть до его утилизации.

В последние годы значительно вырос интерес к проводимому ГНЦ ФГУП «НАМИ» Международному автомобильному научному форуму (МАНФ), который интересен не только своей программой, но и конкурсом исследовательских и конструкторских работ по автомобильной тематике, выполненных студентами, молодыми конструкторами и учёными, представляющими различные вузы и организации не только России, но и ЕАЭС и СНГ.
Особое место в конгрессной тематике занимают конференции по анализу развития производства и рынка автомобильной техники, проводимые ОАО «АСМ-холдинг». К сожалению, пандемия внесла свои коррективы, но полагаем, что в 2023 году эти конференции получат новое развитие.

Принимая во внимание важность конгрессных мероприятий для принятия решений по развитию отрасли Комитет и в дальнейшей работе будет совершенствовать практику их проведения.

Информационная деятельность в Ассоциации в эти 20 лет развивалась, в основном, по двум направлениям. Одно — это информирование членов Ассоциации о наиболее значимых для отрасли событиях в жизни отечественного и мирового автопрома. Другое — это информирование широкой общественности о работе Ассоциации по созданию условий для развития отечественной автомобильной промышленности.

В 2012 году был создан сайт Ассоциации, на котором в открытой форме на русском и английских языках размещаются материалы о деятельности Ассоциации.

В конце 2022 года сайт получил новый дизайн, стал более содержательным и. как нам кажется, более интересным для потребителей, что подтверждается ростом посетителей сайта.

В завершении этого краткого отчёта, хотел бы пожелать всем членам Ассоциации, всем нашим партнёрам успешного бизнеса, а работникам отрасли здоровья, добра и благополучия.

Коровкин Игорь Алексеевич

Председатель Комитета по информационному и международному сотрудничеству

Ассоциации ОАР,

Исполнительный директор Ассоциации «ОАР»