К 20-летию Объединения автопроизводителей России

Последнее десятилетие прошлого столетия и начало нового столетия для автомобильной промышленности России было крайне тяжёлым
вследствие сокращения производства на фоне роста импорта автомобилей, причём в большей степени подержанных, отсутствия средств на обновление технологического оборудования, снижения местного производства автокомпонентов.

Принятие в 2000 году Концепции развития автомобильной промышленности России до 2010 года не могло решить всех задач качественного роста национального производства автомобильной техники.

С целью защиты интересов российских автопроизводителей, координации их деятельности и представления интересов в законодательных и исполнительных органах власти, при непосредственном участии бывшего в то время, представителем Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе С. В. Кириенко,
  • С.В. Кириенко
    Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе с мая 2000 по ноябрь 2005 года
в 2002 году был создан Совет генеральных директоров автомобильных заводов, в который вошли руководители автомобильных предприятий Поволжья – ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМАЗ», ООО «РусПромАвто» и ОАО «Северсталь-Авто».

В январе 2003 года на основе регионального Совета было учреждено Некоммерческое партнёрство «Объединение автопроизводителей России», с повышением статуса до общенационального уровня.

На учредительном собрании, состоявшемся 28 января 2003 года, утверждён Устав Партнёрства и избран первый состав Совета Партнёрства, в который вошли руководители организаций – учредителей:
  • В.А. Вильчик
    генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ»
  • С.А. Когогин
    генеральный директор ОАО «КАМАЗ»
  • И.И. Калужский
    исполнительный директор ООО «РусПромАвто»
  • В.А. Швецов
    генеральный директор ОАО «Северсталь-Авто»
и избранный Президентом Некоммерческого партнёрства Е.Б. Левичев, бывший заместитель Министра автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, инициатор и непосредственный организатор работы по созданию Партнёрства.

В марте того же года первым Председателем Совета Партнёрства был избран В.А. Швецов. С ноября 2004 года по январь 2006 года Совет возглавлял заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.Г. Реус.

Е.Б. Левичев


(1939-2006гг.)

С января 2006 года и по настоящее время Председателем Совета является С.А. Когогин, генеральный директор ПАО "КАМАЗ".

Наряду с С.А. Когогиным, сегодня в Совет «ОАР» входят: В.В. Иванкович, генеральный директор ОАО «МАЗ», управляющей компании холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» (Республика Беларусь); А.А. Каримов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации; Ф.Л. Назаров, и.о. генерального директора ГНЦ ФГУП «НАМИ»; Н.А. Соболев, генеральный директор ПАО «СОЛЛЕРС», М.Ю. Соколов, президент АО «АВТОВАЗ»; В.Н. Сорокин, Президент ООО «УК «Группа ГАЗ».

Секретарем Совета с 2006 года по 2021 год был Э.А. Рапницкий, бывший директор Московской дирекции ПАО "КАМАЗ".

Э.А. Рапницкий


(1938−2021гг.)

В связи с изменениями в законодательстве в области деятельности некоммерческих организаций, в 2020 году Некоммерческое партнёрство было преобразовано в Ассоциацию «Объединение автопроизводителей России».

В настоящее время Ассоциация насчитывает 11 членов: АО «АВТОВАЗ», ПАО «КАМАЗ», ООО «УК «Группа ГАЗ», ПАО «СОЛЛЕРС-Авто», АО «МАЗ «МОСКВИЧ», ОАО «МАЗ», управляющей компании холдинга «БелАвтоМАЗ», ООО «Автотор Холдинг», АО «АЗ Урал», ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», ООО «СДМ» и ООО «Прамо -Электро».

В состав организаций-членов Ассоциации «ОАР» входят около 60 промышленных предприятий, расположенных в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Дальневосточном, Северо-Кавказском федеральных округах Российской Федерации и Республике Беларусь.

На долю предприятий, входящих в состав Ассоциации «ОАР», по итогам 2021 года приходилось 76,0% выпускаемых в стране грузовых автомобилей, 90,4% автобусов, 48,2% производства легковых автомобилей, 96,0% лёгких коммерческих автомобилей и 80,2% автомобильных двигателей. Рыночная доля продукции предприятий-членов Ассоциации на рынке России составила 53,5%.

С 2003 года Ассоциация является членом ТПП России и членом РСПП, Председатель Совета С.А. Когогин входит в состав Правления ТПП и в состав Правления РСПП.

На XVIII съезде ООР "РСПП" в марте 2023 года С.А. Когогин избран членом Бюро Правления РСПП.

С 2006 года Ассоциация являлась членом Международной организации производителей автомобилей (OICA), объединяющей автопроизводителей почти 40 стран мира. В 2022 году участие «ОАР» в этой организации было приостановлено в связи с санкционными мерами, принятыми рядом зарубежных государств против нашей страны.
Свою деятельность Ассоциация «ОАР» осуществляет в сотрудничестве с Национальной ассоциацией производителей автомобильных компонентов (НАПАК), Ассоциацией автомобильных инженеров (ААИ), Национальной ассоциацией предприятий технического обслуживания (НАПТО), Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), промышленным кластером Союз «Автопром Северо-Запад», Союзом машиностроителей России.

Представители членов Ассоциации входят в комиссии, комитеты и рабочие группы федеральных органов законодательной и исполнительной власти, ТПП России, РСПП и других общественных организаций.

При непосредственном участии членов Ассоциации разработаны и приняты нормативные правовые документы, обеспечивающие повышение безопасности и экологичности автомобилей, а также законодательные акты, направленные на поддержание и развитие рынка автомобильной техники в Российской Федерации, локализацию в стране производства автокомпонентов и материалов.

Благодаря принятым мерам – по повышению конкурентоспособности продукции российского автомобилестроения, созданию условий для роста эффективности производства предприятий автомобильной промышленности и смежных отраслей, стимулированию обновления парка автомобильной техники, совершенствованию нормативной правовой базы по техническому регулированию в автомобилестроении было обеспечено устойчивое развитие автомобильной промышленности России до 2021 года и снижение потерь в условиях производства автомобильной техники под беспрецедентными зарубежными санкциями в 2022 году.

Начиная с 2008 года, автомобильная промышленность России устойчиво входит в первую десятку стран с развитым автомобилестроением.

В повышении конкурентоспособности выпускаемой автомобильной техники ключевую роль играет повышение её качества. При этом одним из важнейших слагаемых качества являются – развитие кадрового потенциала предприятий, улучшение труда и жизни работников предприятий.

С целью улучшения условий труда проводится постоянная модернизация производства, расширяется перечень социальных услуг, оказываемых работодателями персоналу предприятий.
В 2021 году впервые, совместно с Профсоюзом работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации, был проведён конкурс «Лидер автомобилестроения в системе социального партнёрства». Победителями конкурса в разных

номинациях стали 8 предприятий автомобильной промышленности, том числе члены Ассоциации — ПАО «КАМАЗ», АО «АВТОВАЗ», ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» и АО «АЗ Урал» Практически на каждом предприятии созданы корпоративные университеты повышения квалификации сотрудников. С участием членов Ассоциации в ряде ВУЗов страны созданы совместные научно-технические центры и лаборатории, например МВТУ им. Н. Э. Баумана, позволяющие обеспечить подготовку инженеров, конструкторов, дизайнеров для будущего качественного развития автопрома России ЕАЭС.
Для формирования единых требований к персоналу, Ассоциацией в 2011—2012 гг. разработана профессионально-квалификационная структура отрасли.

В 2015 году по решению Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям при Объединении авто-производителей России создан Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении (СПКА). В СПКА входят представители предприятий — производителей автомобильной техники и компонентов, научных и общественных организаций, автодилеров, отраслевого профсоюза, организаций образования. Советом проводится мониторинг рынка труда в автомобиле-строении, изучаются потребности в квалификациях с учётом появления новых профессий, разрабатываются и актуализируются профессиональные стандарты в автомобилестроении, ведётся развитие систем независимой оценки квалификаций и подготовки кадров для автомобильной отрасли.
По состоянию на 2024 год разработаны и утверждены Минтрудом России 23 профессиональных стандарта, которые включают в себя требования к более чем двумстам категориям сотрудников.

За успешную деятельность в области развития профессиональной квалификации в отрасли Председатель СПКА А.М. Ушенин награжден
почетной грамотой Национального Совета по профессиональным квалификациям. Выпускаемые членами Ассоциации автомобильная техника, авто-компоненты и материалы регулярно демонстрируются на автомобильных выставках. Для их организации и проведения Ассоциацией подписаны долгосрочные соглашения с АО «Крокус Интернэшнл» и компанией ООО «ITEMF EXPO».
За всю двадцатилетнюю историю Ассоциацией было отменено только три выставки – в 2009 году – выставка «COMTRANS», из-за мирового экономического кризиса и Московский международный автомобильный салон в 2020 году – из-за пандемии COVID 19 и в 2022 году – из-за санкционного давления на зарубежные автомобильные компании Западной Европы, США, Японии и Кореи.

Важным направлением деятельности членов Ассоциации является создание условий для развития автомобильного спорта. Ярким подтверждением тому является 19 - кратная победа команды КАМАЗа в ралли «Дакар» и вхождение в пятёрку лидеров этих соревнований команды МАЗ.
Проводя целенаправленную работу по повышению конкурентоспособности продукции, члены Ассоциации делают всё для того, чтобы идея высокого качества российской продукции стала идей Союзного государства.

На повышение конкурентоспособности российского автопрома направлена и утвержденная в декабре 2022 года Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2035 года, в разработке которой и теперь уже в её реализации принимают самое активное участие организации – члены Ассоциации «Объединение автопроизводителей России»