Ю.И. Кравцов "Рынок и производство автомобильной техники в России –

текущая ситуация (сентябрь 2024 г.)"


Автомобильный сектор российской экономики развивается в 2024 году под знаком стартовавшей годом ранее реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2022 года, № 4261-р.

В результате предпринятых усилий по остановке спада автомобильного рынка, вызванного введением экономических санкций против России и «исходом» западных компаний, 2024 год начался на фоне весьма благополучных итогов предшествующего года, характеризующихся общим ростом продаж всех видов автомобильной техники на 62,9% в годовом исчислении до 1 317 тыс. единиц. (Правда, этот показатель остался ниже на 25,9% по отношению к объему продаж в 2019 году, до воздействия пандемии).

Тренд роста продаж на российском рынке продолжился и в 2024 году. По данным регистраций новой автомобильной техники в январе-августе, общий объем продаж за первые 8 месяцев этого года составил 1 173 тыс. автомобилей всех категорий, с ростом на 52,4% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. При этом наиболее высокий темп роста достигнут в сегменте легковых автомобилей (+64,7%). Продажи в сегменте легких коммерческих автомобилей выросли на 31,8%, а в сегменте автобусов – на 14%. Продажи грузовых автомобилей, напротив, сократились на 9,3% от высокой сравнительной базы прошлого года. Значительную роль в поддержке продаж сыграло активное освоение российского рынка китайскими автопроизводителями, рыночная доля которых в рассматриваемом периоде составила 60,9% от всех продаж легковых автомобилей, 62,7% грузовиков и 18,5% автобусов.

В легковом сегменте рынка по итогам восьми месяцев 2024 года лидирует АвтоВАЗ с рыночной долей 28,5%. Остальные позиции в первой пятерке лидеров разделили между собой китайские бренды Haval (выпускается в России), Chery, Geely и Changan. В сегменте LCV лидерами продаж являются ГАЗ (доля – 56,1%) и УАЗ (доля – 18,1%). Лидерами по продажам новых грузовиков выступают КАМАЗ (доля – 17,3%), а также китайские бренды Sitrak (16,4%), Shacman (12,5%) и FAW (9,5%).

Распределение объемов продаж новых автомобилей (тыс. ед.) в РФ по категориям транспортных средств в январе-августе 2023 и 2024 годов показано ниже.
С самого начала 2024 года на положительную динамику рынка оказывала влияние продолжающаяся адаптация к новым внутренним и внешним факторам. Одним из таких факторов явилось перенасыщение рынка, обусловленное высоким уровнем складских запасов, накопленных в 2023 году. Большое значение для сохранения повышательного тренда имело усиление мер поддержки отложенного потребительского спроса, как со стороны дилеров и производителей, так и на уровне государства.

В 2024 году для стимулирования рынка легковых автомобилей и электромобилей приняты меры государственной поддержки. В первую очередь это программы льготного автокредитования для покупки легковых и легких коммерческих автомобилей, включая электромобили, и программы льготного лизинга. В отношении электромобилей, наряду с этими программами, в 2024 году действуют также пониженные коэффициенты по утилизационному сбору, и предоставляется возможность бесплатного проезда по платным дорогам. Справедливости ради заметим, что заметного эффекта эта мера не дает, и объемы продаж электромобилей на российском рынке в 2024-2025 годах ожидаются относительно невысокими по сравнению с традиционными автомобилями, хотя их рыночная доля успешно укладывается в предписания прогнозной структуры рынка (менее 1% для легковых автомобилей и менее 3% для автобусов).

С другой стороны, темпы восстановления рынка сдерживаются, помимо воздействия западных санкций, и рядом других негативных факторов.

В декабре 2023 года ЦБ повысил ключевую ставку до 16%, вследствие чего выросли ставки по кредиту и лизингу, что сделало эти финансовые инструменты менее доступными для потребителей. Далее, было осуществлено ужесточение условий автокредитования для физических лиц с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН). С 1 июля банк установил надбавки к коэффициентам риска по таким автокредитам, что отрицательно сказывается, прежде всего, на продажах легковых автомобилей бюджетного сегмента.

Негативно влияют на рынок рост утилизационного сбора с 1 апреля 2024 года и ожидаемое с 1 октября дальнейшее поэтапное повышение его ставок, а также ужесточение условий сертификации импортируемой техники. Тем не менее, в краткосрочном периоде, ожидание роста ставок утилизационного сбора и ключевой ставки, а также изменений в налоговом законодательстве побуждает потребителей торопиться с покупкой нового автомобиля и обеспечивает хороший рост продаж.

С учетом перечисленных позитивных и негативных факторов влияния на рынок, прогнозируем следующие результаты продаж автомобильной техники в России по итогам 2024 года:

- Легковые автомобили – 1 365 тыс. ед. (+30%)
- Легкие коммерческие автомобили – 122 тыс. ед. (+15%)
- Грузовые автомобили – 132 тыс. ед. (-8%)
- Автобусы – 15 тыс. ед. (+10%)
- Итого – 1 634 тыс. ед. (+24%).

Следует отметить, что прогнозируемые нами данные продаж в 2024 году вписываются в целевые показатели реализации Стратегии развития для всех сегментов рынка и в целом на треть превосходят предусмотренный совокупный объем продаж автомобильной техники (1 285 тыс. ед.). Отклонением от целевых показателей является низкая доля автомобилей, произведенных в РФ, в объемах продаж легковых автомобилей (48% при плане 61%) и грузовых автомобилей (26% при плане 78%).

Пропорционально росту рынка, на протяжении 2024 года растет и автомобильное производство в России. По доступным на сегодняшний день данным за январь-июль общий объем производства автомобильной техники за семь месяцев вырос на 50,8% по отношению к аналогичному периоду 2023 года и составил 514,4 тыс. единиц. Показатели производства автомобильной техники в России (в тыс. ед.) по категориям транспортных средств в январе-июле 2023 и 2024 годов приведены в следующей таблице.
Рост производства зафиксирован по всем категориям транспортных средств, кроме легковых электромобилей. При установленном по наименее строгому базовому сценарию показателе роста совокупного объема производства электромобилей и электробусов от 6 тыс. единиц в 2023 году до 15 тыс. единиц в 2024 году, по итогам 7 месяцев фактически отмечен спад производства в этом сегменте от 3,98 тыс. единиц до 2,24 тыс. единиц. Это произошло вследствие резкого снижения выпуска электромобилей на заводах «Москвич» (на 31%) и «Моторинвест» Липецкой области (на 85%). Похоже, что столь провальный результат свидетельствует о возникновении системного кризиса в ходе становления новой отрасли.

В этом отношении определенный оптимизм вселяет сделанное в сентябре на Восточном экономическом форуме заявление первого вице-премьера Российской Федерации Д. Мантурова о том, что государство поддержит развитие гибридных технологий силового привода электромобилей. Действительно, многими ведущими мировыми автопроизводителями признано, что гибриды могут стать менее затратным и технологически более доступным переходным вариантом к полным аккумуляторным электромобилям. Однако, для кардинального решения вопроса развития производства электрического автомобильного транспорта в соответствии с установками Стратегии потребуются весьма серьезные меры государственной поддержки либо полный пересмотр концепции в сторону смягчения требований экологической безопасности.

В целом есть все основания полагать, что российский автопром завершит 2024 год с ростом общего выпуска автомобилей на 15% и достижением установленного Стратегией целевого показателя 839 тыс. единиц, включая 660 тыс. легковых автомобилей, 84 тыс. легких коммерческих автомобилей, 81 тыс. грузовиков и 14 тыс. автобусов.

Юрий Кравцов (ОАР)

А.С. Ковригин "О развитии производства автокомпонентов в России"


А.С. Ковригин – заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг»

В последние годы, несмотря на все принимаемые меры, в стране происходит неуклонное сокращение производства комплектующих автомобильной техники. Между тем, именно изготовление автокомпонентов, а не финальная сборка автомобилей, является наиболее доходной составляющей автомобильной промышленности, приносит в казну наибольшее количество налогов и создает наибольшее количество рабочих мест.

К сожалению, несмотря на декларируемое наращивание локализации автомобильного производства, в России по факту происходит его разлокализация: взятый курс на строительство сборочных автозаводов зарубежных производителей привел к тому, что наиболее материалоемкими, наукоемкими и дорогостоящими комплектующими эти заводы снабжаются из-за рубежа. А если заявляется о переносе их выпуска в страну, то в большинстве случаев речь идет лишь о финишной сборке, а порой – о так называемой «переупаковке» этих комплектующих, когда все их основные компоненты по-прежнему импортируются.

В результате подобной ситуации только на закупках комплектующих для действующих в стране автозаводов за рубеж в качестве их оплаты ежегодно уходит более 50 млрд. долларов! А количество занятых в российской автомобильной промышленности в первую очередь из-за закрытия компонентных производств за последние 15 лет сократилось катастрофически, с 1,5 млн. до примерно 350 тыс. человек. То есть более чем в четыре раза!

Чтобы переломить ситуацию, в России по сути требуется воссоздать сильную, конкурентоспособную и высокодоходную компонентную отрасль, что даст огромный приток в экономику денежных средств и позволит создать множество новых рабочих мест. Наиболее эффективным путем к поставленной цели видится отраслевая консолидация, то есть объединение усилий российских автопроизводителей для создания не просто производств автомобильных комплектующих, но также центров по их разработке и по разработке технологий серийного производства с последующими поставками всем заинтересованным автозаводам, действующим в стране. Привлечением к данному процессу ведущих зарубежных компаний путем создания совместных предприятий только приветствуется, но исключительно на условиях, когда зарубежный участник помимо инвестиций привносит свои ноу-хау и технологии, обеспечивая тем самым соответствие выпускаемой продукции всем современным стандартам, а российская сторона берет на себя вопросы продвижения, сбыта и, что важно, контроля уровня локализации.

К сожалению, в нынешних условиях автопроизводители за счет только собственных инвестиций просто не в состоянии решить упомянутую задачу. А остающиеся в числе действующих немногочисленные отечественные автокомпонентные заводы – тем более. Поэтому необходимо создать в стране специальную структуру федерального масштаба, возможно, на основе частно-государственного партнерства, которая располагала бы значимыми финансовым, кадровым и административным ресурсами. В том числе достаточными, чтобы выглядеть в глазах зарубежных партнеров авторитетной, надежной, привлекательной для сотрудничества организацией, с которой создание совместных предприятий окажется делом выгодным и долговременным.

Такой структуре придется взять на себя очень непростую и ответственную роль координатора производства автомобильных компонентов. Ведь освоение выпуска большинства из них потребует также организации работы смежных производств; в большинстве случаев предстоит выстраивать технологические цепочки из нескольких предприятий самой разной специализации, некоторые из которых опять же потребуется создавать с нуля. С другой стороны, только сильная структура со значительным финансово-административным ресурсом окажется способной обеспечить необходимый для окупаемости инвестиций уровень сбыта выпускаемой продукции, эффективно отстаивая интересы отечественных производителей компонентов при организации поставок в адрес давно и прочно подсевших на импортную агрегатную базу российских автозаводов, а также на экспорт, что в сложившейся мировой экономической системе требует очень значительных усилий и средств, неподъемных для отдельных предприятий. Наконец, только такая структура сможет добиться устойчивого и полного финансирования разработки и освоения производства автомобильных компонентов, максимально эффективно привлекая заемные средства и аккумулируя их на направлениях, требующих наибольшего внимания и ускоренного развития.

Важно и то, что в рамках подобной структуры можно будет создать и активно развивать мощные конструкторские и технологические подразделения для разработки и освоения в производстве самого широкого спектра отечественных автомобильных комплектующих. У производящих их в стране зарубежных компаний, как правило, собственных российских КБ нет за ненадобностью, а у отечественных они очень слабы или вовсе отсутствуют, прежде всего из-за нехватки средств. Предлагаемая структура сможет стать своеобразным аккумулятором отраслевого конструкторского потенциала, а ее технологические подразделения смогут быстро и эффективно организовывать выпуск современных автокомпонентов на наиболее подходящих для этого площадках. Эти качества позволят быстро и продуктивно решать наиболее актуальные конструкторские и технологические задачи, неподъемные для все еще действующих в России производителей комплектующих. Одновременно появится возможность аккумулировать на важных направлениях значительные денежные средства, как собственные, так и заемные. Способность концентрации всей мощи инженерного, финансового и управленческого потенциала на наиболее важных, стратегических направлениях развития российской компонентной отрасли – одно из ключевых преимуществ подобной структуры.

Со стороны государства, для максимально эффективной работы подобной структуры и всей отечественной автокомпонентной отрасли, потребуется сделать ряд важных шагов, среди которых важно акцентировать внимание на следующих:

  1. Всем создаваемым совместным предприятиям по выпуску автокомпонентов потребуется создать льготный налоговый режим как минимум на пять лет – выпуск ими продукции должен быть не более затратен, чем конкурирующими предприятиями Китая. Понятно, предоставление налоговых льгот следует жестко увязать с пошаговым планом локализации производимой продукции и создания рабочих мест, включая конструкторско-инженерные структуры.
  2. Развивающимся производствам комплектующих следует организовать доступ к кредитованию на льготных условиях прежде всего для финансирования закупки самого современного технологического оборудования.
  3. Необходимы стимулирующие решения наподобие введения утилизационного сбора на зарубежные автокомпоненты, как это сейчас сделано применительно к импортной автомобильной технике, и стимулирования экспорта, как это сделано применительно к автомобильной технике отечественного производства.

Таким образом, мы радикально увеличим как налогооблагаемую базу, так и количество занятых в автопроме и в смежных отраслях. Доходы от производства комплектующих будут оставаться в России, а не уходить за рубеж, станут работать на развитие российской экономики. Важно, что в данном случае речь идет о высокотехнологичной отрасли, требующей большого числа квалифицированных специалистов: образованных, инициативных, технически одаренных людей, которые будут обеспечены интересной и выгодной работой внутри страны, а не за ее пределами. Наконец, возрождение компонентной отрасли станет примером для всей российской промышленности, этот опыт и наработки можно будет использовать и для возрождения других отраслей.