В сентябре в Детройте состоялся Североамериканский международный автосалон (NAIAS), но большинство из тех, кто посетил его, похоже, сошлись во мнении, что выставка не произвела сильного впечатления по сравнению с периодом ее расцвета до пандемии. На самом деле, было слышно, как некоторые задавались вопросом вслух – возможно, слегка прикусывая язык – будет ли автосалон продолжать свое существование в ближайшие годы. Итак, как смотрится будущее этого мероприятия?
На первый взгляд, NAIAS по-прежнему сохраняет грандиозный имидж, занимая обширные залы Хантингтон-Плейс на берегу реки Детройт, которая отделяет США от Канады. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что выставка не оправдывает своей былой славы. Часть главного зала, который когда-то был заполнен стендами автопроизводителей, была отдана под раздел “AutoMobili-D”, где представлены стартапы и другие компании, специализирующиеся на инновациях в автомобильной промышленности. Всего лишь несколько ОЕМ-производителей были представлены на выставке корпоративными стендами – компании «детройтской тройки» и Toyota были самыми заметными из них. Те, кто хотел посмотреть модели других производителей, должны были довольствоваться плотно набитой секцией дилерских стендов в дальнем углу зала. И возможно, самой обсуждаемой темой среди присутствующих на выставке был недостаток презентаций новых продуктов, которые могли бы взволновать посетителей. Модель GMC Acadia нового поколения была, вероятно, самым заслуживающим освещения в прессе экспонатом. Помимо этого, в День СМИ была проведена пресс-конференция Cadillac, посвященная внешнему обновлению СТ5 – модели, прекращение производства которой ожидается в ближайшие годы в пользу замены на электрическую модель. Бренд Jeep продемонстрировал слегка обновленные версии моделей Wrangler и Gladiator, а Ford представил слегка обновленный пикап F-150.
Наверно, наибольшее беспокойство у организаторов традиционных автосалонов вызывает тот факт, что некоторые производители, похоже, намеренно пренебрегают очевидными возможностями для запуска в продажу новых моделей на таких мероприятиях. Например, бренд MINI экспонировался на автосалоне NAIAS только на дилерском стенде. В то же время, пока еще шла выставка в Детройте, новая модель Countryman BEV была представлена в Нью-Йорке на Неделе климата (Climate Week NYC), которая претендует на звание крупнейшего мероприятия в области климата. Решение менеджмента MINI провести американскую презентацию модели Countryman BEV в Нью-Йорке (мировая премьера которой состоялась ранее в сентябре на выставке IAA Mobility в Мюнхене) является очевидной попыткой привлечь особое внимание к экологическим достоинствам этой модели. Концентрация Недели климата в Нью-Йорке на проблемах климата, похоже, пришлась по душе MINI больше, чем обычная атмосфера автосалона NAIAS. Аналогичную тенденцию можно проследить по некоторым презентациям в последние годы на выставке CES (Consumer Electronics Show) в Лас-Вегасе. Презентации на CES в 2023 году вызвали больше шума, чем на NAIAS, вокруг новых автомобилей, включая первый взгляд на модель 1500 EV RAM, которая экспонировалась также на NAIAS, но без особой помпы. CES предоставляет автопроизводителям возможность позиционировать себя в первую очередь в роли технологических компаний, ориентированных на будущее, нежели как производителей традиционных автомобилей; при этом многие модели, представленные на CES в 2023 году, были концепт-карами, хотя некоторые из них имеют реальные шансы на запуск в массовое производство в той или иной форме.
Несмотря на всё это, традиционный автосалон всё еще имеет определенную ценность. Разумеется, это касается потенциальных покупателей, для которых автомобильные выставки, безусловно, являются лучшим местом, где можно одновременно увидеть широкий спектр предлагаемых моделей от разных производителей. Для этих посетителей тот факт, что некоторые стенды поддерживаются дилерами, а не корпоративными подразделениями, может не иметь никакого значения, а недостаточная активность в запуске на рынок новых моделей является, вероятно, скорее жалобой СМИ, чем проблемой для широкой публики. А усиленный акцент на текущих моделях, нежели чем на автомобилях, которые могут появиться в продаже только через год или еще позже, может даже быть положительным моментом в глазах некоторых потребителей. Предлагаемые различные тестовые заезды – в NAIAS были как полосы препятствий на бездорожье, так и тестовый трек для электромобилей – также привносят элемент развлечения и позволяют производителям продемонстрировать технические возможности своих автомобилей, а также могут открыть некоторым глаза на потенциальную покупку модели, которую в противном случае они не рассматривали бы.
Тогда возникает вопрос о том, является ли такой подход жизнеспособным для автопроизводителей с финансовой и стратегической точек зрения. В некотором смысле, это головоломки, которые существуют уже много лет. Впервые раздел “Automobili-D” на NAIAS был запущен еще в 2017 году и был призван смягчить некоторую угрозу автосалону со стороны CES и других выставочных мероприятий. Судя по текущим данным, эта затея, похоже, не увенчалась успехом. Некоторые ОЕМ не желают полностью отказываться от автосалонов в качестве витрины новых выводимых ими на рынок моделей, но даже они не столь сильно привержены им, как когда-то. В ближайшие годы мы можем стать свидетелями еще большей степени фрагментации отрасли, поскольку разные бренды придерживаются разных стратегий, а внимание средств массовой информации всё менее сосредоточивается на определенных мероприятиях, которые когда-то считалось «невозможным пропустить». Такой финал был бы позором для тех из нас, кто работает в автомобильной промышленности, для кого автосалоны дают возможность пообщаться и собрать воедино различные идеи. Чрезвычайно интересно будет посмотреть, как реагируют сами автосалоны, стремящиеся создать уникальную индивидуальность в постоянно меняющейся среде.
На первый взгляд, NAIAS по-прежнему сохраняет грандиозный имидж, занимая обширные залы Хантингтон-Плейс на берегу реки Детройт, которая отделяет США от Канады. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что выставка не оправдывает своей былой славы. Часть главного зала, который когда-то был заполнен стендами автопроизводителей, была отдана под раздел “AutoMobili-D”, где представлены стартапы и другие компании, специализирующиеся на инновациях в автомобильной промышленности. Всего лишь несколько ОЕМ-производителей были представлены на выставке корпоративными стендами – компании «детройтской тройки» и Toyota были самыми заметными из них. Те, кто хотел посмотреть модели других производителей, должны были довольствоваться плотно набитой секцией дилерских стендов в дальнем углу зала. И возможно, самой обсуждаемой темой среди присутствующих на выставке был недостаток презентаций новых продуктов, которые могли бы взволновать посетителей. Модель GMC Acadia нового поколения была, вероятно, самым заслуживающим освещения в прессе экспонатом. Помимо этого, в День СМИ была проведена пресс-конференция Cadillac, посвященная внешнему обновлению СТ5 – модели, прекращение производства которой ожидается в ближайшие годы в пользу замены на электрическую модель. Бренд Jeep продемонстрировал слегка обновленные версии моделей Wrangler и Gladiator, а Ford представил слегка обновленный пикап F-150.
Наверно, наибольшее беспокойство у организаторов традиционных автосалонов вызывает тот факт, что некоторые производители, похоже, намеренно пренебрегают очевидными возможностями для запуска в продажу новых моделей на таких мероприятиях. Например, бренд MINI экспонировался на автосалоне NAIAS только на дилерском стенде. В то же время, пока еще шла выставка в Детройте, новая модель Countryman BEV была представлена в Нью-Йорке на Неделе климата (Climate Week NYC), которая претендует на звание крупнейшего мероприятия в области климата. Решение менеджмента MINI провести американскую презентацию модели Countryman BEV в Нью-Йорке (мировая премьера которой состоялась ранее в сентябре на выставке IAA Mobility в Мюнхене) является очевидной попыткой привлечь особое внимание к экологическим достоинствам этой модели. Концентрация Недели климата в Нью-Йорке на проблемах климата, похоже, пришлась по душе MINI больше, чем обычная атмосфера автосалона NAIAS. Аналогичную тенденцию можно проследить по некоторым презентациям в последние годы на выставке CES (Consumer Electronics Show) в Лас-Вегасе. Презентации на CES в 2023 году вызвали больше шума, чем на NAIAS, вокруг новых автомобилей, включая первый взгляд на модель 1500 EV RAM, которая экспонировалась также на NAIAS, но без особой помпы. CES предоставляет автопроизводителям возможность позиционировать себя в первую очередь в роли технологических компаний, ориентированных на будущее, нежели как производителей традиционных автомобилей; при этом многие модели, представленные на CES в 2023 году, были концепт-карами, хотя некоторые из них имеют реальные шансы на запуск в массовое производство в той или иной форме.
Несмотря на всё это, традиционный автосалон всё еще имеет определенную ценность. Разумеется, это касается потенциальных покупателей, для которых автомобильные выставки, безусловно, являются лучшим местом, где можно одновременно увидеть широкий спектр предлагаемых моделей от разных производителей. Для этих посетителей тот факт, что некоторые стенды поддерживаются дилерами, а не корпоративными подразделениями, может не иметь никакого значения, а недостаточная активность в запуске на рынок новых моделей является, вероятно, скорее жалобой СМИ, чем проблемой для широкой публики. А усиленный акцент на текущих моделях, нежели чем на автомобилях, которые могут появиться в продаже только через год или еще позже, может даже быть положительным моментом в глазах некоторых потребителей. Предлагаемые различные тестовые заезды – в NAIAS были как полосы препятствий на бездорожье, так и тестовый трек для электромобилей – также привносят элемент развлечения и позволяют производителям продемонстрировать технические возможности своих автомобилей, а также могут открыть некоторым глаза на потенциальную покупку модели, которую в противном случае они не рассматривали бы.
Тогда возникает вопрос о том, является ли такой подход жизнеспособным для автопроизводителей с финансовой и стратегической точек зрения. В некотором смысле, это головоломки, которые существуют уже много лет. Впервые раздел “Automobili-D” на NAIAS был запущен еще в 2017 году и был призван смягчить некоторую угрозу автосалону со стороны CES и других выставочных мероприятий. Судя по текущим данным, эта затея, похоже, не увенчалась успехом. Некоторые ОЕМ не желают полностью отказываться от автосалонов в качестве витрины новых выводимых ими на рынок моделей, но даже они не столь сильно привержены им, как когда-то. В ближайшие годы мы можем стать свидетелями еще большей степени фрагментации отрасли, поскольку разные бренды придерживаются разных стратегий, а внимание средств массовой информации всё менее сосредоточивается на определенных мероприятиях, которые когда-то считалось «невозможным пропустить». Такой финал был бы позором для тех из нас, кто работает в автомобильной промышленности, для кого автосалоны дают возможность пообщаться и собрать воедино различные идеи. Чрезвычайно интересно будет посмотреть, как реагируют сами автосалоны, стремящиеся создать уникальную индивидуальность в постоянно меняющейся среде.
Дэвид Оукли,
GlobalData Automotive Intelligence Center
GlobalData Automotive Intelligence Center