Новости и статистика автопрома

Мировой автомобильный рынок в 2022 году застрял на уровне 2021 года

Наметившийся в мае 2022 года подъем мирового автомобильного рынка оказался недолговременным. Из-за усилившихся сбоев в работе рыночного механизма, начиная с сентября и до конца года, рынок непрерывно находился в депрессивном состоянии. По данным аналитической компании GlobalData, общий объем мировых продаж легких (легковых + легких коммерческих) автомобилей по итогам 2022 года составил 81 миллион машин, слегка сократившись (-0.6%) по отношению к 2021 году. Это на 10% ниже уровня 2019 года (немного превышавшего 90 млн. автомобилей) и на 15% ниже рекорда продаж в 2017 году.

Картина продаж автомобилей по всему миру представляет собой весьма неоднородную смесь, где хорошие в целом показатели крупнейшего рынка Китая компенсируют вялые продажи в Европе и Северной Америке, обусловленные проблемным состоянием экономики и неопределенностью ее развития. Высокие результаты показывают рынки стран Юго-Восточной Азии.

Доступные на момент публикации этой статьи данные распределения мировых продаж легких автомобилей по основным национальным или региональным рынкам в январе-декабре 2022/ 2021 гг. приведены в таблице ниже.
Китай

Начав 2022 год интенсивным ростом продаж, подпитанным отложенным спросом, крупнейший в мире автомобильный рынок Китая испытал застой в конце года, когда декабрьские продажи упали почти на 12% в годовом исчислении. Причиной этого в основном послужили функциональные сбои рыночного механизма и возникшая неопределенность в связи с резким завершением режима мер по борьбе с пандемией.

По итогам 2022 года продажи легких автомобилей в Китае выросли на 4.4% и достигли 26,6 млн. единиц. Это был второй подряд год роста рынка, однако результат остается пока намного ниже достигнутого в 2017 году рекорда продаж 28,6 млн. автомобилей.

Следует заметить, что в декабре было прекращено предоставление субсидий на электромобили, хотя временное освобождение от налога на покупку NEV («автомобилей с новой энергетикой» - полных батарейных электромобилей и подзаряжаемых гибридов) продлено до конца 2023 года. В 2022 году на категорию NEV пришлось около 24% всех продаж легких автомобилей, с ростом на 96% в годовом исчислении.

Америка

В Соединенных Штатах, занимающих место второго по величине в мире национального автомобильного рынка, в 2022 году продано 13,7 млн. легких автомобилей, со снижением на 7,8% к предыдущему году и самым низким результатом после 2011 года.

Европа

Совокупный рынок Западной Европы показал высокий результат в декабре 2022 года, когда было продано 1,1 млн. автомобилей, с ростом на 13% к декабрю 2021 года. Хотя этот показатель и стал вторым самым высоким месячным результатом в 2022 году, годовой итог был неутешительным: спад на 6% до 11,6 млн. единиц. Это самый низкий годовой результат – как во время пандемии, так и в период финансового кризиса.

В странах Восточной Европы (включая Турцию) продажи в 2022 году составили 2,9 млн. автомобилей, с падением на 27% к предыдущему году. Торговая активность сдерживалась продолжающимся военным конфликтом на Украине и его последствиями, в первую очередь падением почти на 60% рынка России.

Юго-Восточная Азия

Рынок легких автомобилей Японии, испытывающий затруднения с поставкой комплектующих, сократился в 2022 году на 5,2% до 4,2 млн. единиц. Это самый низкий годовой итог после 1977 года и четвертый год непрерывного спада.

Ярким пятном на карте региона выделяется Индия, опередившая в 2022 году по объему продаж автомобилей Японию и занявшая место третьего по величине в мире автомобильного рынка.

Перспективы 2023 года

Аналитики GlobalData отмечают, что рынок легких автомобилей остается сильно зависимым от ограниченных поставок полупроводников. Несмотря на то, что большинство автопроизводителей в Европе и Северной Америке подают сейчас признаки некоторого ослабления базового спроса, значительный дефицит поставок будет, вероятно, по-прежнему ощущаться ими в первой половине 2023 года.

В то же время, даже если дефицит поставок постепенно ослабнет, и автопроизводители будут иметь возможность выполнить отсроченные заказы, внимание теперь переключится в сторону ухудшения перспектив спроса на автомобили. Экономический фон, к сожалению, очень слаб, и вялый спрос превратится в усиливающийся встречный ветер для отрасли на протяжении всего 2023 года. Более высокие процентные ставки, менее надежные рынки труда и слабеющее потребительское доверие будут ведущими факторами, определяющими хрупкий спрос в Северной Америке и Западной Европе. Европа будет также испытывать трудности, вызванные повышением цен на энергоресурсы и геополитическими проблемами в свете конфликта на Украине.

В Китае внимание будет обращено к последствиям решения центрального правительства о реверсировании политики «zero-Covid». Предстоит еще расформировать всю структуру вовлечения в реализацию этой политики общественного здравоохранения, при этом большая неопределенность высказывается в отношении возможного масштаба новых инфекций и их экономических последствий.

GlobalData прогнозирует мировой рынок легких автомобилей в 2023 году в размере 85,5 млн. ед., на 6% больше уровня 2022 года.
Мировые новости автопрома