Новости и статистика автопрома

Турция приостанавливает реэкспорт автомобильной продукции в Россию

8 марта Турецкая таможенная служба приостановила транзит в Россию попавших под западные санкции товаров, включая готовые автомобили и автокомпоненты.

Введенные ограничения не были публично подтверждены, однако участники местного рынка заявили, что турецкое правительство передало компаниям список запрещенных иностранных товаров и приказало не переотправлять их в Россию независимо от того, из какой страны происходят эти товары.

По словам Арарата Мардояна, главы российской фирмы CoolCargo, которая специализируется на параллельном импорте готовых автомобилей, в настоящее время в турецких портах скопились сотни готовых автомобилей, ожидающих таможенной очистки для экспорта в Россию. Транзит через Турцию перекрыт не только для готовых автомобилей, но также и для автомобильных компонентов и запасных частей.

Согласно информации, полученной от Александра Носко, руководителя отдела сервиса российской дилерской компании Fresh Auto, в 2021 году Турция была десятым по величине поставщиком автокомпонентов в Россию с объемом поставок 1,32 млрд. долларов. Объемы значительно возросли на волне санкций против России, и Турция стала ключевым транзитным хабом для европейских автокомпонентов на их пути в эту страну, хотя конкретные цифры недоступны.

Добавляя напряженность

По сообщению российской газеты «Автовзгляд» со ссылкой на источники в автомобильной промышленности, введенные ограничения могут усилить давление на и так уже напряженные цепочки поставок в России. Российские автопроизводители импортируют через Турцию достаточно длинный список автомобильных компонентов, и новые ограничения могут вынудить их остановить конвейеры. «Как сообщают конфиденциально игроки российских логистических рынков, использующие турецкий маршрут, большинство из них ждут официального разрешения критической ситуации», - продолжает газета, приводя оценку того, что почти половина автокомпонентов, которые российские компании рассчитывали получить за последние несколько недель, застряла сейчас на турецких терминалах.

Российские автопроизводители АВТОВАЗ и ГАЗ уже испытали на себе серьезные проблемы в связи с нехваткой автокомпонентов от западных поставщиков. АВТОВАЗ упростил свои модели Lada, отказавшись от таких компонентов, как ABS. Кроме того, этот производитель ведет сборку не полностью комплектных автомобилей, которые он затем размещает на специальных площадках для дальнейшего доукомплектования по мере поступления требуемых компонентов.

Лазейки остаются

Некоторые импортеры ухитряются получать свои товары из турецких портов, направляя их сначала в Казахстан – другую страну, которая служит крупным транзитным хабом для санкционированных товаров, импортируемых в Россию.

Однако, ограничения указывают на то, что западные страны решили принять крутые меры против параллельного импорта – схемы, активно используемой в последние месяцы российским бизнесом для обхода санкций.

«Ключевым фактором в нынешней ситуации, очевидно, является то, что США упорно оказывают давление на страны Ближнего Востока, подталкивая их к соблюдению санкций», - говорит Артем Адрианов, аналитик российского Института международных исследований.

Программный директор российского Совета по международным делам Иван Тимофеев поясняет: «Действия Турции, скорее всего, связаны с недавним расширением контрольного списка американского экспорта, в который была включена бытовая электроника. В соответствии с недавно обновленным санкционным режимом, поставка товаров через третьи страны в обход ограничений стала, в глазах американского законодательства, уголовным преступлением, и каждый вовлеченный в такие схемы стал соучастником преступления».

Automotive Logistics, 28.03.2023


Мировые новости автопрома