Новости и статистика автопрома

Китайский автопром вступает в фазу мировой экспансии

Согласно данным, опубликованным Ассоциацией автопроизводителей Китая (СААМ), китайская автомобильная промышленность вступила в этом году в фазу мировой экспансии, показав рост экспорта за пять месяцев 2023 года на 81% в годовом исчислении, до 1,76 млн. автомобилей.

Ранее в текущем году китайский автопром уже преодолел крупную веху на этом пути, опередив Японию в качестве крупнейшего в мире экспортера автомобилей. Это было во многом обязано сильному росту зарубежного спроса на китайские автомобили категории «новой энергетики» (New Energy Vehicle, NEV) – сегмента, включающего в основном полные электромобили и плагин-гибридные электромобили (с возможной зарядкой от внешнего источника). За истекший пятимесячный период 2023 года экспорт NEV вырос на 163% до 457 000 единиц, при этом значительная часть роста была обеспечена продажами в Европе. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), Китай в прошлом году стал крупнейшим экспортером автомобилей в Евросоюз, опередив Турцию и Великобританию; в этом году отгрузки из Китая продолжают устойчиво расти.

На протяжении последних нескольких лет китайская автомобильная промышленность успешно перекраивала традиционно сложившийся имидж поставщика продукции низких технологий, низких цен и низкой остаточной стоимости, чему способствовал значительный прогресс, достигнутый местными брендами в сегменте полных электромобилей. Важную роль в повышении имиджа китайских автомобилей в постоянно расширяющемся наборе рынков по всему миру, в том числе на внутреннем китайском рынке, играют бренды-стартапы высокого профиля, такие как Nio, XPeng и LiAuto, бросающие смелый вызов мировому лидеру производства электромобилей – компании Tesla.

Немногим более десятилетия тому назад Китай приступил к реализации фундаментальных направлений политики, нацеленных на установление лидерства в глобальном сегменте производства электромобилей – сначала путем предоставления щедрых покупательских льгот потребителям, а затем установлением казавшихся в то время нереальными целевых показателей продаж на внутреннем рынке. Сегодня эта страна располагает крупнейшим в мире рынком и производством электромобилей с устойчивой цепочкой поставок компонентов для электромобильного производства и большим объемом деятельности в области НИОКР и инноваций на своей территории.

В прошлом году продажи электромобилей категории NEV в Китае практически удвоились, достигнув 6,9 млн. ед., при этом продажи полных электромобилей выросли на 84% до 5,4 млн. ед. За первые пять месяцев 2023 года продажи NEV подросли еще на 47% до 2,9 млн. ед., и это в условиях вялой экономической ситуации. В июле правительство Китая объявило, что в интересах выполнения целевых показателей роста оно продлевает до 2027 года льготы при покупке NEV, срок действия которых должен был истечь в конце этого года.

На местные бренды приходится сейчас около 50% всех продаж автомобилей в Китае, тогда как всего лишь несколько лет тому назад их доля составляла от 35% до 40%. Местные автопроизводители, такие как BYD, захватили лидирующие позиции в удовлетворении быстро растущего спроса на полные электромобили и заряжаемые от внешнего источника плагин-гибриды.

Теперь автомобильная промышленность Китая начала сосредоточивать усилия на зарубежной экспансии, в ходе которой ведущие бренды (как тот же BYD) укрепляют свои сети продаж и дистрибуции во всех регионах мира, включая Азию и Тихий океан, Африку, Ближний Восток, Россию и Латинскую Америку, - рынки, оставленные многими западными брендами в последнем десятилетии. В ряде этих регионов китайские бренды бросают вызов японскому доминированию.

Крупнейшим в стране экспортером является самая большая в Китае шанхайская автомобилестроительная группа SAIC Motor, которая имеет совместные предприятия с General Motors и Volkswagen. За первые пять месяцев этого года группа SAIC сообщила о росте зарубежных продаж своих автомобилей на 48% до общего количества 438 455 ед., из которых около 59 000 ед. было произведено на зарубежных предприятиях группы и около 380 000 готовых автомобилей экспортировано из Китая.

В число других ключевых местных экспортеров Китая входит компания Chery Auto, которая за пятимесячный период продала за рубежом около 300 000 автомобилей, многие из которых были собраны на зарубежных территориях. Подобным же образом на внешних рынках за этот период были проданы автомобили фирм Changan Auto (150 000), Geely (90 000), Great Wall Motors (88 000), Dongfeng (80 000).

Ожидается, что важную роль в динамичном росте автомобильного экспорта из Китая в течение ближайшего десятилетия сыграют также иностранные бренды. Tesla уже заняла место третьего по объему поставок экспортера готовых автомобилей из страны, увеличив экспортные отгрузки со своего шанхайского завода за пять месяцев 2023 года на 69% до 163 000 автомобилей.

Немецкие автопроизводители заявляют, что они будут использовать свои крупные совместные предприятия в Китае с ориентиром на зарубежные рынки, включая Европу, в особенности по электромобилям, извлекая наибольшую выгоду из устойчивых цепочек поставок с низкими затратами в Китае.

Японская Honda, впервые в истории, также начала в мае экспортировать свои автомобили из Китая, отправляя в другие части света электрические и гибридные модели с использованием преимущества надежных цепочек поставок компонентов для электромобилей в этой стране.
Мировые новости автопрома