Новости и статистика автопрома

25 лет «Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов»

1 апреля 1998 года Постановлением Росстандарта России № 19 были утверждены и уже в том же году зарегистрированы Минюстом России «Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов».

«Правила…» явились практическим продолжением развития «Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов" — первой в России системы сертификации групп однородной продукции, разработанной сотрудниками НАМИ и Центром испытаний НИЦИАМТ, введённых в действие в Российской Федерации с 1 мая 1992 года. Система включила в себя совокупность обязательных технических требований к различным категориям автомототранспортных средств и порядок подтверждения соответствия этим требованиям в форме обязательной сертификации. По совокупности сертификатов по требованиям, регламентирующим отдельные эксплуатационные свойства или характеристики автомобиля, административный орган системы выдавал производителю комплексный документ- «Одобрение типа транспортного средства». Нормативной базой российской системы сертификации стали Правила ООН, являющиеся приложением к Женевскому Соглашению 1958 г, договаривающейся стороной которого Россия как правопреемник СССР является с 1987 г., а также государственные и отраслевые стандарты, учитывающие специфику дорожно-климатических условий эксплуатации автотранспортных средств в России. Система обязательной сертификации транспортных средств была гармонизирована по процедурным вопросам с положениями Женевского соглашения 1958 г.

Принятый в 2002 г. Федеральный закон «О техническом регулировании» (184 ФЗ) заново создал правовой механизм, предусматривающий применение обязательных требований к продукции только через новые нормативно-правовые документы- технические регламенты, и перевел стандарты в документы добровольные для применения.

В соответствии с указанным законом, Правительство России постановлением от 12 октября 2005 г. № 609 утвердило первый в России специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», разработанный авторами «Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов».

В техническом регламенте учитывался современный уровень развития отечественной автомобильной промышленности и предусматривался поэтапный переход к соблюдению международных норм в отношении выбросов вредных веществ. Принятие первого технического регламента и его органичное включение в действующую систему сертификации механических транспортных средств явилось логическим продолжением промышленной политики в области повышения безопасности автотранспортных средств, в том числе охраны окружающей среды, существенно повысило статус действующих «Пра ви л по про ве де нию ра бот в сис те ме сер ти фи ка ции ме ха ни че ских транс порт ных средств и при це пов» и сократило разрыв в сложившемся отставании отечественного автомобилестроения от современного зарубежного по экологическим требованиям.

Концепция обеспечения комплексной безопасности автотранспортных средств на стадии проектирования, через систему установленных на государственном уровне обязательных требований к эксплуатационным свойствам автомобильной техники на основе анализа рисков причинения вреда участникам дорожного движения и обществу в целом, получила наиболее полное воплощение в техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 720 от. Регламент сохранил принципы, которые были положены в «Систему сертификации.», но с более детальной проработкой процедурных вопросов, а также установил более высокие уровни требований к безопасности конструкции автомобилей, как того требовал современный технический уровень.

Образование в 2010 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенного союза практически ликвидировало внутренние границы между ними и перенесло таможенное оформление продукции из третьих стран на внешние границы союза.

В этой связи документом, определяющим безопасность автомобильной техники, в том числе ранее находившихся в эксплуатации за пределами стран-членов Таможенного союза, стал технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (утвержден в 2011 г.), также подготовленный специалистами ФГУП НАМИ. Он актуален и сегодня.

Технический регламент устанавливает комплексы требований безопасности к колесным транспортным средствам различных категорий и их компонентам. Как и ранее. нормативной базой являются Правила ООН как международные документы, применение которых в России предусмотрено участием в Женевском соглашении 1958 г.

За более чем тридцатилетний период своего существования Система доказала свою эффективность, определив условия производства в России высококонкурентной автомобильной техники, соответствующей международным требованиям по конструктивной безопасности, экологичности и энергоэффективности.

Мы поздравляем сегодня всех, кто был у истоков Системы и продолжает нелёгкий труд по её совершенствованию, и вспоминаем тех, кого уже нет среди нас, но вклад их в создание и развитие Системы остаётся значимым и не до конца оценённым.

Б.В. Кисуленко, д.т.н.,

Советник Генерального

Директора ГКИ ФГУП «НАМИ»,

Представитель Технического комитета

Ассоциации «ОАР»

Новости членов Ассоциации