Новости и статистика автопрома

Мировой рынок легких автомобилей вырос в первом полугодии 2023 года на 10,7%

Согласно данным, опубликованным аналитической компанией GlobalData, в июне 2023 года все крупнейшие рынки превзошли по показателям продаж легких автомобилей результаты июня 2022 года, чему способствовало ослабление напряженности в сфере поставок компонентов и материалов. Мировые продажи легких (легковых и легких коммерческих) автомобилей в июне 2023 года достигли 7,9 млн. ед., увеличившись на 10% по отношению к июню прошлого года. Это уже второй отмеченный в этом году пример роста месячных продаж в годовом исчислении.

После удручающих показателей 2022 года с существенным затруднением продаж вследствие нехватки комплектующих, в первой половине 2023 года наметились позитивные тенденции в развитии динамики мирового рынка. Рассчитанный на основе SAAR (приведенного к году с сезонными поправками показателя продаж) прогноз мирового рынка легких автомобилей на 2023 год предусматривает 86 млн. продаж, что соответствует росту на 6,1%. В то же время это на 4,4% ниже уровня продаж 2019 года (слегка превышавшего 90 млн. автомобилей) и на 9,5% ниже пика продаж в 2017 году, когда создавалось впечатление, что мировой рынок уверенно приближается к показателю 100 млн. продаж в год.

В целом по миру, картина представляет собой более однородную смесь, чем это наблюдалось годом ранее, когда решительное восстановление рынка в Китае резко контрастировало с вялыми продажами в Европе и Северной Америке, обусловленными состоянием региональной экономики и неопределенностью ее развития. Распределение продаж по основным национальным или региональным рынкам в январе-июне 2023/2022 гг. и прогнозируемые GlobalData итоги 2023 года показаны в следующей таблице.
Ниже приводятся основные характеристики развития рынка в отдельных регионах мира.

Америка

В Соединенных Штатах июнь стал вторым подряд месяцем с регистрацией продаж легких автомобилей на уровне 1,4 млн. ед., означавшем рост на 20% в годовом исчислении. За первые 6 месяцев 2023 года продано 7,7 млн. автомобилей, с ростом на 12,8% к прошлому году. Годовой прогноз предсказывает продажу 15,4 млн. ед., с увеличением на 12,1% к 2022 году.

Европа

В странах Западной Европы месячные продажи легких автомобилей в июне выросли на 18,8% и достигли 1,3 млн. ед. На улучшение конъюнктуры этого регионального рынка повлияли облегчение трудностей с обеспечением компонентами и ускорение поставок товара потребителям. В итоге, за шесть месяцев в регионе зарегистрированы продажи 6,7 млн. автомобилей, с ростом на 16,9% по отношению к первой половине 2022 года. По итогам 2023 года в Западной Европе прогнозируется продажа 12,8 млн. автомобилей (+10%).

В странах Восточной Европы (включая Турцию) продажи в июне увеличились до 329 тыс. ед., с ростом на 30% в годовом исчислении, главным образом за счет России, где прирост составил 135% при месячном объеме продаж почти 90 тыс. единиц. В условиях усилившегося тренда восстановления рынка в 2023 году, отставание объема месячных продаж в регионе от июньского уровня 2019 года, отмеченного до пандемии, сократилось до 8%. По итогам 2023 года прогнозируются продажи в регионе Восточной Европы 3,8 млн. автомобилей, с годовым ростом на 29,4%.

Китай

Имеющиеся данные указывают на то, что китайский рынок получил хорошее ускорение в июне по сравнению с весьма благополучным предыдущим месяцем. Тем не менее, в годовом исчислении, то есть по отношению к июню 2022 года, объем оптовых продаж (включающих экспорт) в июне 2023 года практически остался без изменений, показав рост всего на 0,9%. При этом объем продаж за 6 месяцев увеличился на 8,7% до 13 млн. единиц, а расчетный показатель годовых продаж в 2023 году составил 26,7 млн. ед., оставаясь на уровне 2022 года.

Согласно предварительным отчетам, рост оптовых продаж автомобилей в июне был обусловлен быстрым увеличением экспортных поставок (особенно экспорта в Россию и экспорта электромобилей), на долю которых пришлось около 14% июньских продаж легких автомобилей, тогда как продажи на внутреннем рынке были вялыми.

Драйвером рынка остаются NEV («автомобили новой энергетики» - полные батарейные электромобили и плагин-гибридные электромобили), продажи которых в первом полугодии увеличились на 44% в годовом исчислении. На фоне смягчения темпа роста продаж автомобилей NEV, который продолжал стимулироваться освобождением от уплаты налога на покупку, продленным до декабря 2023 года, резко замедлились в первом полугодии продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, для которых временное освобождение от налога истекло в декабре 2022 года.

По заключению аналитиков, потребительское настроение в Китае остается весьма пессимистическим с учетом того, что молодежная безработица в городах достигла рекордного уровня 20,8%, и экономическая перспектива выглядит неопределенной.

Что впереди?

В том, что касается ближайших перспектив мирового автомобильного рынка, появились признаки того, что наиболее тяжелый этап кризиса с нехваткой полупроводников уже пройден, и напряженность ситуации постепенно идет на спад. В этих условиях акцент перемещается с проблем производственного характера на проблемы обеспечения роста экономик и потребительского спроса в условиях продолжающегося эффекта негативных геополитических обстоятельств.

Итак, подведем итог приведенных выше данных. Мировые продажи легких (легковых и легких коммерческих) автомобилей по результатам 6 месяцев 2023 года составили 42,7 млн. ед., что на 10,7% выше показателя за первое полугодие 2022 года. По итогам 2023 года ожидается рост мирового рынка на 6,1% до 86,0 млн. автомобилей.

Мировые продажи легких автомобилей, 1999-2023

Мировые новости автопрома