Применяемый Китаем подход «кнута и пряника» в продвижении продаж и производства электромобилей превратил эту страну в крупнейший в мире рынок электромобилей.
В погоне за снижением углеродных выбросов многие страны, от США до Новой Зеландии, предлагают государственные стимулы для подстегивания продаж электромобилей – тактику, которую Китай использовал годами по мере преобразования в крупнейший на Земле электромобильный рынок.
Успех Пекина поражает воображение. На электромобили в прошлом году пришлось более четверти всех легковых автомобилей, проданных в Китае, что намного превышает соотношение 1:7 в США и 1:8 в Европе. При этом темп роста ускоряется. Аналитики банка HSBC ожидают, что степень проникновения электромобилей во вторую по величине в мире экономику достигнет к 2030 году 90 процентов.
Продажи экологически чистых легковых автомобилей (включая полные электромобили и плагин-гибриды) в Китае превысили в 2022 году 5,67 млн. единиц, составив более половины всех мировых поставок. В 2023 году, по прогнозу агентства BloombergNEF, на эту страну придется около 60 процентов от мирового объема продаж 14,1 млн. новых легковых электромобилей. Дело не просто в покупателях. Производство тоже растет: в недавнем отчете аналитики HSBC сообщают, что на китайские бренды приходится около половины всех продаваемых в мире электромобилей.
Достаточно развитая инфраструктура со всей очевидностью способствует адаптации электромобилей. Китай, располагающий крупнейшей в мире зарядной сетью, в одном только 2022 году добавил к ней 649 000 публичных зарядных устройств, что составило более 70 процентов от всех установок, запущенных в том же году по всему миру.
Вдохновленные достигнутыми успехами, производители электромобилей наводнили Китай новыми моделями, и в этом году разразилась ценовая война между компаниями, пытающимися опередить соперников. Аналитики ожидают наступления определенной консолидации отрасли, очертания которой уже начали вырисовываться в Китае.
Ниже приводится более пристальный взгляд на подход «кнута и пряника», применяемый в Китае для развития электромобильной отрасли.
ПРЯНИКИ
· Субсидии для потребителя: Программа, которая действовала на протяжении последних десяти лет, возмещала покупателям электромобилей до 60 000 юаней ($8.375). Несмотря на то, что действие национальных субсидий закончилось в 2022 году, некоторые местные правительства (например, в Шанхае) продолжают предоставлять покупателям скидки в размере до 10 000 юаней.
· Налоговые льготы: Стандартный налог 10% не взимается с покупок экологически чистых легковых автомобилей стоимостью ниже 300 тыс. юаней до 2025 года и будет возмещаться по ставке 5% в 2026 и 2027 годах. Общая сумма налоговой льготы, действующей с 2014 года, достигнет к концу 2027 года оценочно 835 млрд. юаней.
Для справки: принятый в прошлом году в США «закон о сокращении инфляции» (Inflation Reduction Act) предусматривает налоговые льготы для покупок электромобилей и «чистого» производства в общей сумме $270 млрд. и около $12 млрд. на займы проектам «чистой энергетики».
· Субсидии для производителя: Оказание прямой правительственной поддержки производителям электромобилей помогло многим из них встать на ноги и начать нормально работать. Хотя и появился избыток электромобильных компаний, число которых в 2019 году перевалило за 500, предпринятые правительством усилия привели к взращиванию весьма успешных брендов, таких как BYD Co. Эта компания из особой экономической зоны Шэньчжэнь стала самым продаваемым брендом в Китае, покончив с длившимся десятилетиями правлением Volkswagen на китайском рынке.
· Инфраструктура: Широко доступные и субсидируемые правительством зарядные станции снижают затраты владельцев электромобилей и снимают беспокойство касательно запаса хода. Стандарты зарядки являются едиными благодаря соглашениям с производителями, поэтому все используют одинаковые присоединительные разъемы. По состоянию на конец мая 2023 года в Китае имелось 6,36 млн. точек зарядки электромобилей – это больше, чем где-либо еще на планете. Значительная часть зарядных станций входит в состав государственной электросети, являющейся четвертым по величине поставщиком электроэнергии после таких частных энергетических компаний, как Wanbang New Energy Investment Group Co. и TGood New Energy Co.
КНУТЫ
· Барьеры для бензина: Покупка и владение бензиновыми легковыми автомобилями становятся всё менее и менее привлекательными. Крупные города борются с транспортными заторами ограничением количества автомобилей на дорогах, применяя такие меры, как проведение лотерей на получение новых номерных знаков в Пекине и использование аукционной системы продажи номеров в Шанхае. В течение первых пяти месяцев прошлого года на аукционах в Шанхае номера уходили по средней цене 92 780 юаней. В то же время, владельцы электромобилей могут легко получить зеленый номерной знак, демонстрирующий их мандат дружественного отношения к окружающей среде. Зеленые номера всё чаще бросаются в глаза на городских улицах.
· Штрафы за производство: Китай ввел в 2017 году для автомобильной промышленности систему «двойных кредитов», которая присуждает баллы за производство экологически чистых легковых автомобилей и начисляет штрафы за выпуск автомобилей с высоким расходом топлива. Легковые автомобили от производителей с отрицательным счетом могут быть устранены с рынка. Чтобы избежать наказания, производители могут покупать баллы (кредитные очки) у соперников с положительным счетом – таких, как Tesla Inc. или BYD. Однако, это может им дорого обойтись. Например, государственная компания Chongqing Changan Automobile Co., купившая баллы во избежание штрафа, потеряла по 4 000 юаней из прибыли за каждый автомобиль, проданный ею в 2020 году.
ПРОДАЖИ
· Государственные закупки: Правительства некоторых провинций преобразовали свои парки общественного транспорта и такси в стопроцентно электрические и рекомендовали местным органам власти закупать полные электромобили или плагин-гибриды. Результатом этого стал устойчивый бизнес для таких производителей электромобилей, как BYD (выпускает также автобусы) и Guangzhou Automobile Group Co. (GAC).
В погоне за снижением углеродных выбросов многие страны, от США до Новой Зеландии, предлагают государственные стимулы для подстегивания продаж электромобилей – тактику, которую Китай использовал годами по мере преобразования в крупнейший на Земле электромобильный рынок.
Успех Пекина поражает воображение. На электромобили в прошлом году пришлось более четверти всех легковых автомобилей, проданных в Китае, что намного превышает соотношение 1:7 в США и 1:8 в Европе. При этом темп роста ускоряется. Аналитики банка HSBC ожидают, что степень проникновения электромобилей во вторую по величине в мире экономику достигнет к 2030 году 90 процентов.
Продажи экологически чистых легковых автомобилей (включая полные электромобили и плагин-гибриды) в Китае превысили в 2022 году 5,67 млн. единиц, составив более половины всех мировых поставок. В 2023 году, по прогнозу агентства BloombergNEF, на эту страну придется около 60 процентов от мирового объема продаж 14,1 млн. новых легковых электромобилей. Дело не просто в покупателях. Производство тоже растет: в недавнем отчете аналитики HSBC сообщают, что на китайские бренды приходится около половины всех продаваемых в мире электромобилей.
Достаточно развитая инфраструктура со всей очевидностью способствует адаптации электромобилей. Китай, располагающий крупнейшей в мире зарядной сетью, в одном только 2022 году добавил к ней 649 000 публичных зарядных устройств, что составило более 70 процентов от всех установок, запущенных в том же году по всему миру.
Вдохновленные достигнутыми успехами, производители электромобилей наводнили Китай новыми моделями, и в этом году разразилась ценовая война между компаниями, пытающимися опередить соперников. Аналитики ожидают наступления определенной консолидации отрасли, очертания которой уже начали вырисовываться в Китае.
Ниже приводится более пристальный взгляд на подход «кнута и пряника», применяемый в Китае для развития электромобильной отрасли.
ПРЯНИКИ
· Субсидии для потребителя: Программа, которая действовала на протяжении последних десяти лет, возмещала покупателям электромобилей до 60 000 юаней ($8.375). Несмотря на то, что действие национальных субсидий закончилось в 2022 году, некоторые местные правительства (например, в Шанхае) продолжают предоставлять покупателям скидки в размере до 10 000 юаней.
· Налоговые льготы: Стандартный налог 10% не взимается с покупок экологически чистых легковых автомобилей стоимостью ниже 300 тыс. юаней до 2025 года и будет возмещаться по ставке 5% в 2026 и 2027 годах. Общая сумма налоговой льготы, действующей с 2014 года, достигнет к концу 2027 года оценочно 835 млрд. юаней.
Для справки: принятый в прошлом году в США «закон о сокращении инфляции» (Inflation Reduction Act) предусматривает налоговые льготы для покупок электромобилей и «чистого» производства в общей сумме $270 млрд. и около $12 млрд. на займы проектам «чистой энергетики».
· Субсидии для производителя: Оказание прямой правительственной поддержки производителям электромобилей помогло многим из них встать на ноги и начать нормально работать. Хотя и появился избыток электромобильных компаний, число которых в 2019 году перевалило за 500, предпринятые правительством усилия привели к взращиванию весьма успешных брендов, таких как BYD Co. Эта компания из особой экономической зоны Шэньчжэнь стала самым продаваемым брендом в Китае, покончив с длившимся десятилетиями правлением Volkswagen на китайском рынке.
· Инфраструктура: Широко доступные и субсидируемые правительством зарядные станции снижают затраты владельцев электромобилей и снимают беспокойство касательно запаса хода. Стандарты зарядки являются едиными благодаря соглашениям с производителями, поэтому все используют одинаковые присоединительные разъемы. По состоянию на конец мая 2023 года в Китае имелось 6,36 млн. точек зарядки электромобилей – это больше, чем где-либо еще на планете. Значительная часть зарядных станций входит в состав государственной электросети, являющейся четвертым по величине поставщиком электроэнергии после таких частных энергетических компаний, как Wanbang New Energy Investment Group Co. и TGood New Energy Co.
КНУТЫ
· Барьеры для бензина: Покупка и владение бензиновыми легковыми автомобилями становятся всё менее и менее привлекательными. Крупные города борются с транспортными заторами ограничением количества автомобилей на дорогах, применяя такие меры, как проведение лотерей на получение новых номерных знаков в Пекине и использование аукционной системы продажи номеров в Шанхае. В течение первых пяти месяцев прошлого года на аукционах в Шанхае номера уходили по средней цене 92 780 юаней. В то же время, владельцы электромобилей могут легко получить зеленый номерной знак, демонстрирующий их мандат дружественного отношения к окружающей среде. Зеленые номера всё чаще бросаются в глаза на городских улицах.
· Штрафы за производство: Китай ввел в 2017 году для автомобильной промышленности систему «двойных кредитов», которая присуждает баллы за производство экологически чистых легковых автомобилей и начисляет штрафы за выпуск автомобилей с высоким расходом топлива. Легковые автомобили от производителей с отрицательным счетом могут быть устранены с рынка. Чтобы избежать наказания, производители могут покупать баллы (кредитные очки) у соперников с положительным счетом – таких, как Tesla Inc. или BYD. Однако, это может им дорого обойтись. Например, государственная компания Chongqing Changan Automobile Co., купившая баллы во избежание штрафа, потеряла по 4 000 юаней из прибыли за каждый автомобиль, проданный ею в 2020 году.
ПРОДАЖИ
· Государственные закупки: Правительства некоторых провинций преобразовали свои парки общественного транспорта и такси в стопроцентно электрические и рекомендовали местным органам власти закупать полные электромобили или плагин-гибриды. Результатом этого стал устойчивый бизнес для таких производителей электромобилей, как BYD (выпускает также автобусы) и Guangzhou Automobile Group Co. (GAC).