Новости и статистика автопрома

Перспектива мирового рынка грузовиков улучшилась в первой половине 2023 года

Подразделение всемирных прогнозов по коммерческим автомобилям аналитической компании GlobalData опубликовало отчет о результатах исследования динамики мирового рынка грузовых автомобилей в текущем году.

Перспектива мирового рынка грузовых автомобилей с полной массой более 6 тонн улучшилась по итогам первого полугодия 2023 года, поскольку макроэкономические показатели пошли вверх почти во всех регионах мира. Базовый прогноз продаж на 2023 год подскочил до 2,8 млн. ед. (+10%) при корректировке прогноза на 2024 год в сторону замедления темпа роста (+4%). Тем не менее, несмотря на наблюдаемый сейчас внушительный рост, ожидается, что объем рынка в 2023 году останется на 10% ниже уровня, достигнутого в период до пандемии.

Снижение мировых продаж (по отношению к 2019 году) практически полностью обусловлено ситуацией на китайском рынке грузовиков, который всего лишь постепенно входит в стадию восстановления после спада из-за проблем с выполнением требований по выбросам, возникших с 2021 года. Картина смотрится гораздо более позитивно на рынках средних и тяжелых грузовых автомобилей за пределами Китая, которые показали в 2022 году совокупную прибавку 6,5%, выйдя на объем продаж чуть-чуть ниже уровня, достигнутого до пандемии, и уверенно идут к приросту еще на 2% в 2023 году.

Макроэкономические драйверы спроса на грузовики превзошли ожидания, что привело к широкомасштабному пересмотру прогнозов во всех крупных экономиках. И в США, и в еврозоне отмечены позитивные показатели роста, поскольку их экономики оказались более резистентными, чем ожидалось, к воздействию высокой инфляции, роста ставок кредитно-денежной политики и неопределенного экономического фона. С другой стороны, наблюдалась более скорая, чем предсказывалось, реализация отложенного спроса в Китае после снятия ограничений согласно режиму “zero-COVID”.

В то же время, с точки зрения ситуации в сфере поставок, автомобильный сектор продолжает восстанавливаться после глубокого срыва, вызванного нехваткой полупроводников, жгутов электропроводки и других позиций, а также резким ростом цен сырья в 2021-2022 годах. Удар по отрасли с этой стороны до сих пор полностью не преодолен, однако в последние месяцы продажи и производство в пострадавших регионах наверстывают потери.

Перспективы развивающихся рынков грузовых автомобилей отражают их неоднородные показатели в прошлом году. Происходящее в настоящий момент восстановление китайского рынка будет иметь результатом рост продаж на 25-30%, тогда как в Индии ожидается «мягкая посадка» после рекордного роста рынка в 2022 году. В то же время, бразильский рынок отметит существенный спад из-за снижения продаж в качестве «расплаты» за проведенный в январе переход на нормы выбросов Euro 6.

Ожидания касательно производства грузовиков повысились по сравнению с началом года. В частности, обновлены в сторону повышения прогнозы для Северной Америки и Европы.

Европейское производство грузовых автомобилей поднимается по мере устранения препятствий со стороны сферы поставок. Высокий уровень отложенного спроса и объемные книги заказов поддерживают хороший прогноз производства в 2023 году. Ожидается, что предстоящее введение новых предельных норм выбросов СО2 будет способствовать производству дополнительных объемов в 2024 году, «расплатой» за которые станет сдержанный рост в 2025 году. Такой цикл «досрочная покупка/ расплата» (prebuy/ payback), очевидно, повторится в 2029/2030 годах. Более того, недавно обнародованные Европейской Комиссией предложения Euro 7/VII планируются к введению в середине 2025 года для легковых автомобилей и в середине 2027 года для грузовых автомобилей и автобусов. Это правило преследует целью ужесточить нормы выбросов иных чем СО2 загрязняющих веществ, таких как окись углерода и оксиды азота, а также твердых частиц от износа тормозов и шин. Автопроизводители в настоящее время лоббируют отсрочку ввода в силу этого предложения, которое в случае его принятия в предлагаемом сейчас варианте создало бы дополнительную нестабильность в период 2026-2028 гг.

В Северной Америке прогноз производства грузовиков 8 класса обновлен в сторону роста в 2023 году. «Расплату» производство получит в 2024 году. В долгосрочном прогнозе отражается недавно объявленный Агентством по защите окружающей среды США (ЕРА) одноэтапный подход к его «мандату 2027». Первоначально ЕРА предлагало двухэтапное снижение выбросов – первый этап в 2027 году, а второй этап в 2031 году; оба эти этапа должны были эффективно инициировать два периода «досрочной покупки». Однако, в самом последнем варианте своего документа ЕРА предпочло перейти в 2027 году сразу к стандарту 2031 года, исключая предполагавшуюся ранее «досрочную закупку» в 2030 году.

В целом прогнозируется, что мировое производство грузовых автомобилей вырастет в 2023 году на 7% по отношению к 2022 году. После 2023 года, предельные сроки и другие регуляторные изменения будут определять дополнительный спрос на многих рынках, с циклическими снижениями или замедлениями, которые, как это в настоящее время ожидается, будут иметь место в 2027 и 2031 годах.

Мировые продажи грузовых автомобилей (GVW>6t)


Динамика продаж 2010-2022, прогноз продаж 2023-2030

Мировые новости автопрома