Мировые продажи электромобилей по итогам 2021 года

Французское аналитическое агентство INOVEV подвело итоги мировых продаж в 2021 году легковых электромобилей по трем категориям: чисто батарейных электромобилей (BEV), плагин-гибридов (PHEV) и полных гибридов без подзарядки от внешней сети (HEV-Full). Мировой рынок электромобилей указанных категорий в целом составил 9,3 млн. ед., или около 12% всего объема мировых продаж легковых автомобилей в 2021 году. Продажи электромобилей каждой категории распределились по основным рынкам следующим образом:
Чисто батарейные электромобили (BEV)
Всего — 4 548 627 ед.
Китай — 2 751 755 ед.
Европа — 1 176 280 ед.
США — 490 298 ед.
Япония — 18 555 ед.
Корея — 42 276 ед.
Остальные рынки — 69 463 ед.
Плагин-гибридные электромобили (PHEV)
Всего — 1 780 162 ед.
Китай — 597 752 ед.
Европа — 961 756 ед.
США — 176 292 ед.
Япония — 24 202 ед.
Корея — 17 405
Остальные рынки — 2 755 ед.
Полно-гибридные электромобили (HEV-Full)
Всего — 2 971 308 ед.
Китай — 515 705 ед.
Европа — 646 604 ед.
США — 801 895 ед.
Япония — 857 540 ед.
Корея — 38 747 ед.
Остальные рынки — 110 817 ед.
Общим счетом по всем трем категориям, в 2021 году наибольшее количество легковых электромобилей было зарегистрировано в Китае — 3 865 212 ед., что соответствует 18% китайского рынка легковых автомобилей. Объем регистраций в Европе составил 2 784 640 ед. (24% европейского рынка), в США — 1 468 485 ед. (12% американского рынка), в Японии — 900 297 ед. (24% японского трынка) и в Южной Корее — 98 428 ед. (7% южнокорейского рынка).
Доли отдельных национальных/ региональных рынков в совокупных мировых продажах электромобилей всех категорий составили: Китай — 41%, Европа — 30%, США — 16%, Япония — 10%, Южная Корея — 1%, другие рынки — 2%.
О потребительском предпочтении той или иной степени электрификации автомобилей на отдельных рынках можно судить по рыночным долям электромобилей каждой категории.
Электромобили BEV представляют 13% китайского рынка, 10% европейского рынка, 4% американского рынка и 0,5% японского рынка.
Электромобили PHEV представляют 3% китайского рынка, 8% европейского рынка, 1% американского рынка и 0,5% японского рынка.
Электромобили HEV представляют 2% китайского рынка, 6% европейского рынка, 7% американского рынка и 23% японского рынка.
Таким образом, чисто батарейные электромобили наибольшим спросом пользуются в Китае, плагин-гибриды в Европе, и полные гибриды — в США и Японии.
На крупнейшем — китайском рынке электромобилей продажи BEV выросли в 2021 году на 176%, а продажи PHEV прибавили 116%. Локомотивом роста продаж чисто батарейных электромобилей стал вывод на рынок моделей Tesla Model 3, Tesla Model Y и Wuling HongGuang Mini EV, занявших совместно треть рынка BEV. Эта триада идет впереди почти сорока моделей всех брендов, продающихся в количествах менее 100 000 единиц каждая. На рынке плагин-гибридов распределение продаж более равномерное, без явно доминирующих моделей, однако бренд BYD является самым влиятельным на этом рынке, занимая 45% всех продаж PHEV. Здесь также присутствуют СП между китайскими и иностранными производителями, такими как BMW, Volkswagen, GM (Buick), Honda, Volvo.
На европейском рынке продажи электромобилей категорий BEV и PHEV выросли в 2021 году на 63% и 69% соответственно, что означает замедление продаж по сравнению с 2020 годом, когда рост достиг 107% для BEV и 210% для PHEV. Такое замедление объясняется достаточно высокими ценами на машины подобного типа. До 80% продаж BEV и PHEV сосредоточено всего в шести странах (Германии, Франции, Британии, Норвегии, Нидерландах и Италии).
Самыми продаваемыми моделями BEV в 2021 году были Tesla Model 3 (135 000 ед.), Renault Zoe (70 000 ед.) Volkswagen ID3 (68 000 ед.) и Volkswagen ID4 (54 000 ед.). На эти четыре модели в 2021 году пришлась четверть европейского рынка BEV, на котором сейчас предлагаются более 80 моделей самых различных брендов. Следует заметить, что продажи Tesla Model 3 в Европе выросли в 2021 году на 55%, тогда как продажи Renault Zoe упали на 30%. Производители машин премиального класса занимают сейчас 30% европейского рынка чисто батарейных электромобилей.
В сегменте PHEV продажи распределяются более равномерно, без доминирующих моделей. Весьма близкие по объемам продаж позиции (от 35 000 до 40 000 ед.) занимают модели Ford Kuga, Volvo XC40, Peugeot 3008, BMW 3-series и Mercedes GLC. В то же время, на премиальные бренды приходится преобладающая доля этого рынка — более 50% продаж PHEV, хотя на европейском рынке легковых автомобилей в целом они представляют всего 25% продаж.

Ю.И. Кравцов/ Ассоциация «ОАР»