Согласно приведенным данным, мировые продажи легких (легковых и легких коммерческих) автомобилей по итогам 9 месяцев 2022 года составили 59,5 млн. ед., на 2% меньше показателя за аналогичный период 2021 года. По итогам года ожидается незначительный (на 0,4%) рост мирового рынка до 81,7 млн. автомобилей.
Америка
В Соединенных Штатах за первые три квартала 2022 года продано 10,1 млн. автомобилей, со снижением на 12,9% к прошлому году. Годовой прогноз предсказывает продажу 13,6 млн. ед., со снижением на 8,5% к 2021 году.
Европа
Большинство западноевропейских рынков испытали спад продаж, преимущественно в результате ограничений в поставках и в силу сезонных факторов. Число регистраций новых автомобилей за 9 месяцев 2022 года сократилось на 11,7% до 8,5 млн. ед., а итог годовых продаж ожидается в объеме 11,4 млн. ед., с сокращением на 7,6% к 2021 году.
В странах Восточной Европы (включая Турцию) продажи в январе-сентябре составили 2,1 млн. автомобилей, с падением на 30,5% к тому же периоду 2021 года, а итог годовых продаж прогнозируется в объеме 3,0 млн. ед., с сокращением на 24,2% по отношению к прошлому году. Причиной такого спада аналитики LMC называют ограничение поставок комплектующих в условиях военных действий на Украине и коллапс рынка в России в результате введенных санкций и других сопутствующих действий, что привело к затруднению торговой активности в регионе.
Китай
Имеющиеся данные указывают на то, что китайский рынок, поддержанный временным снижением налога на покупку пассажирских автомобилей, остается стабильным. В сентябре продажи выросли на 26,4% в годовом исчислении, отмечая четвертый месяц непрерывного роста на двузначную процентную величину. За первые три квартала продажи выросли на 8,2% до 19,4 млн. автомобилей, а годовой прогноз предусматривает рост продаж на 8,0% до 27,5 млн. ед. В результате продолжающегося устранения дефицита компонентов автомобильные компании имеют возможность наращивать производство для удовлетворения высокого спроса на рынке.
В сентябре продажи NEV («автомобилей с новой энергетикой» - полных батарейных электромобилей и подзаряжаемых гибридов) увеличились на 94% в годовом исчислении, составив около 27% всех продаж легких автомобилей. Среди производителей NEV особенно успешно выступает компания BYD, которая по объему продаж в третьем квартале обошла компанию Tesla. Несмотря на рост цен автомобилей категории NEV, их продажи стимулируются освобождением от уплаты налога на покупку, продленным до декабря 2023 года.
Что впереди?
В том, что касается ближайших перспектив мирового автомобильного рынка, появились признаки того, что наиболее тяжелый этап кризиса с нехваткой полупроводников уже пройден, и напряженность ситуации постепенно пойдет на спад. В этих условиях акцент будет перемещаться с проблем производственного характера на проблемы замедления экономик и снижения потребительского спроса вследствие губительного сочетания таких факторов, как стремительный рост цен на энергоресурсы, падение доходов населения, повышение процентных ставок и продолжающийся эффект негативных геополитических обстоятельств (всё это уже обозначилось на 2023 год).
В отношении долгосрочной перспективы следует заметить следующее.
Рост мирового автомобильного рынка, стабильно имевший место с 1945 года (несмотря на ряд краткосрочных реверсивных трендов вследствие нефтяных кризисов и финансового кризиса 2008-2009 годов) был прерван в 2018 году и представляется дискредитированным на достаточно продолжительный период в силу следующих причин:
Реальные перспективы долгосрочного развития мирового автомобильного рынка можно будет определить лишь на фактической основе результатов продвижения теорий и проектов «новой мобильности».
Ю. Кравцов, ОАР