Мировой автомобильный рынок в 3-м квартале 2022 года

Согласно данным, опубликованным аналитической компанией LMC Automotive группы GlobalData, рост мирового автомобильного рынка, наблюдавшийся в течение последних четырех месяцев, остановился в сентябре, подтвердив тренд слабых продаж этом году. После удручающих показателей 2021 года с ограничением продаж вследствие нехватки комплектующих, рынок движется в направлении еще одного неблагополучного в исторической перспективе года. Рассчитанный аналитиками LMC на основе SAAR (приведенного к году с сезонными поправками показателя продаж) прогноз мирового рынка легких автомобилей 2022 года в объеме 81,7 млн. ед. остается практически на уровне 2021 года (+0,4%). Это примерно на 9% ниже уровня 2019 года (слегка превышавшего 90 млн. автомобилей) и на 14% ниже пика продаж в 2017 году, когда создавалось впечатление, что мировой рынок уверенно приближается к показателю 100 млн. продаж в год.

Вместе с тем, в целом по миру картина представляет собой неоднородную смесь, где решительное восстановление рынка в Китае (по мере ослабления напряженности в сфере обеспечения компонентами), резко контрастирует с вялыми продажами в Европе и Северной Америке, обусловленными состоянием региональной экономики и неопределенностью ее развития. Высокие результаты демонстрируют рынки стран Юго-Восточной Азии.

Распределение продаж по основным национальным или региональным рынкам в январе-сентябре 2022/2021 гг. и прогнозируемые LMC Automotive итоги 2022 года показаны в таблице ниже.

Согласно приведенным данным, мировые продажи легких (легковых и легких коммерческих) автомобилей по итогам 9 месяцев 2022 года составили 59,5 млн. ед., на 2% меньше показателя за аналогичный период 2021 года. По итогам года ожидается незначительный (на 0,4%) рост мирового рынка до 81,7 млн. автомобилей.


Америка


В Соединенных Штатах за первые три квартала 2022 года продано 10,1 млн. автомобилей, со снижением на 12,9% к прошлому году. Годовой прогноз предсказывает продажу 13,6 млн. ед., со снижением на 8,5% к 2021 году.


Европа


Большинство западноевропейских рынков испытали спад продаж, преимущественно в результате ограничений в поставках и в силу сезонных факторов. Число регистраций новых автомобилей за 9 месяцев 2022 года сократилось на 11,7% до 8,5 млн. ед., а итог годовых продаж ожидается в объеме 11,4 млн. ед., с сокращением на 7,6% к 2021 году.


В странах Восточной Европы (включая Турцию) продажи в январе-сентябре составили 2,1 млн. автомобилей, с падением на 30,5% к тому же периоду 2021 года, а итог годовых продаж прогнозируется в объеме 3,0 млн. ед., с сокращением на 24,2% по отношению к прошлому году. Причиной такого спада аналитики LMC называют ограничение поставок комплектующих в условиях военных действий на Украине и коллапс рынка в России в результате введенных санкций и других сопутствующих действий, что привело к затруднению торговой активности в регионе.


Китай


Имеющиеся данные указывают на то, что китайский рынок, поддержанный временным снижением налога на покупку пассажирских автомобилей, остается стабильным. В сентябре продажи выросли на 26,4% в годовом исчислении, отмечая четвертый месяц непрерывного роста на двузначную процентную величину. За первые три квартала продажи выросли на 8,2% до 19,4 млн. автомобилей, а годовой прогноз предусматривает рост продаж на 8,0% до 27,5 млн. ед. В результате продолжающегося устранения дефицита компонентов автомобильные компании имеют возможность наращивать производство для удовлетворения высокого спроса на рынке.


В сентябре продажи NEV («автомобилей с новой энергетикой» - полных батарейных электромобилей и подзаряжаемых гибридов) увеличились на 94% в годовом исчислении, составив около 27% всех продаж легких автомобилей. Среди производителей NEV особенно успешно выступает компания BYD, которая по объему продаж в третьем квартале обошла компанию Tesla. Несмотря на рост цен автомобилей категории NEV, их продажи стимулируются освобождением от уплаты налога на покупку, продленным до декабря 2023 года.


Что впереди?


В том, что касается ближайших перспектив мирового автомобильного рынка, появились признаки того, что наиболее тяжелый этап кризиса с нехваткой полупроводников уже пройден, и напряженность ситуации постепенно пойдет на спад. В этих условиях акцент будет перемещаться с проблем производственного характера на проблемы замедления экономик и снижения потребительского спроса вследствие губительного сочетания таких факторов, как стремительный рост цен на энергоресурсы, падение доходов населения, повышение процентных ставок и продолжающийся эффект негативных геополитических обстоятельств (всё это уже обозначилось на 2023 год).


В отношении долгосрочной перспективы следует заметить следующее.


Рост мирового автомобильного рынка, стабильно имевший место с 1945 года (несмотря на ряд краткосрочных реверсивных трендов вследствие нефтяных кризисов и финансового кризиса 2008-2009 годов) был прерван в 2018 году и представляется дискредитированным на достаточно продолжительный период в силу следующих причин:


  • Насыщенности развитых европейских рынков и обязанности перевода их на полностью электрическую автомобилизацию к 2035 году, что затрудняет приобретение нового автомобиля из-за высокой цены.
  • Правительственной политики, направленной на сокращение парка автомобилей в крупных городах, особенно в Европе, и поощрение жителей к использованию других средств передвижения с меньшим загрязнением окружающей среды и меньшим потреблением топлива.
  • Сокращения природных ресурсов, которое может постепенно оказывать негативное воздействие на производство автомобилей и, в частности, на производство электромобилей.

Реальные перспективы долгосрочного развития мирового автомобильного рынка можно будет определить лишь на фактической основе результатов продвижения теорий и проектов «новой мобильности».

Ю. Кравцов, ОАР