Основные итоги деятельности
Комитета по промышленной политике ОАР
1. Стратегическое планирование.
Консолидация предложений членов Ассоциации и представителей российского автопрома с последующим формированием и донесением до органов власти совместной позиции относительно актуальных векторов развития отечественного автомобилестроения без преувеличения можно назвать одной из основополагающих миссий ОАР. Подтверждая вышесказанное можно заявить, что с момента своего создания в марте 2006 года Комитетом по промышленной политике ОАР была проведена экспертная оценка и сформированы предложения к подавляющему большинству стратегических документов, так и или иначе относящихся к производству автомобилей на территории Российской Федерации: 1. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2035 года. 2. Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. 3. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года. 4. Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерациина среднесрочный период до 2024 года, долгосрочный период до 2035 года, а также основные ориентиры на перспективу до 2050 года. 5. Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. 6. Стратегия развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года. 7. План мероприятий «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года». 8. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. 9. Разработка предложений по реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474) «Комфортная и безопасная среда для жизни», «Цифровая трансформация».2. Создание условий для внедрения инновационных технологий.
Стратегическое планирование развития любой отрасли невозможно без учета новых или перспективных технологий, анализа возможностей их массового внедрения с предварительной апробацией и созданием нормативно-правовых условий их применения. Соответственно, реагируя на тенденции развития мирового автомобилестроения, Комитетом по промышленной политике в тесной связке с ведущими отечественными автопроизводителями и высокотехнологичными компаниями проделана масштабная работа по формированию условий для появления на российском рынке конкурентоспособных высокотехнологичных продуктов отрасли автомобилестроения: 1. Участие в работе по определению перечня территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года, закрепленных в последствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 3835-р. 2. Участие в разработке законопроекта «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 3. Участие в формировании предложений по разработке перечня мероприятий, направленных на привлечение предприятий отрасли автомобилестроения к реализации национальных проектов «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт» утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204. 4. Экспертный анализ ГОСТов, связанных с внедрением в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств. 5. Разработка предложений по реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474) «Комфортная и безопасная среда для жизни», «Цифровая трансформация». 6. Участие в формировании инициатив для формирования Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».3. Субсидиарная и нормативная поддержка отечественного автомобилестроения.
Начиная с 2008 и в последующие за ним годы, на фоне всевозрастающей напряженности, а соответственно и конкуренции на мировых рынках, в Правительстве и у ведущих автопроизводителей все отчетливее формировалось понимание о необходимости разработки и внедрения механизмов защиты рынка и стимулирования спроса на отечественную продукцию. В результате было разработано и утверждено Постановление Правительства от 1 августа 2011 года № 640 о субсидировании части затрат. Постоянно усиливающееся давление на российскую экономику со стороны недружественных стран и растущее количество попыток зарубежных автопроизводителей обрести доминирующее положение на отечественном рынке лишь подтвердили правильность принятых тогда решений. Последние события на мировой арене, особенно в 20-е годы текущего века стали апогеем всеобщей работы, направленной на минимизацию угроз для отечественного автомобилестроения. Учитывая существенный объем решенных задач в рамках разработки нормативных правовых актов и предложений по поддержке отрасли, считаю возможным пропустить упоминания предыдущих результатов, сосредоточившись на актуальных задачах: 1. Участие в выработке предложений по минимизации санкционного давления на отрасль промышленности Российской Федерации. 2. Участие в разработке предложений по минимизации последствий пандемии коронавирусной инфекции. 3. Снижение требований к автомобильной технике, выполнение которых невозможно из-за санкций — ПП № 855 от 12.05.2022 г. 4. Выработка мер государственной поддержки производителей (льготный лизинг ПП № 649 от 08.05.2020 г., газомоторная субсидия ПП № 669 от 13.05.2020 г., НИОКР ПП № 1649 от 12.12.2019 г., логистическая субсидия ПП № 496 от 26.04.2017 г., автокредитование ПП № 364 от 16.04.2015 г., на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции ПП № 895 от 18.05.2022 г., ПП № 931 от 18.06.2021 г., льготное кредитование из ФРП, поддержка инвестиционных проектов ПП РФ от 31 августа 2016 г № 865, льготное кредитование системообразующих предприятий ПП № 393 от 17.03.2022 г., перенос сроков уплаты утилизационного сбора для колесной техники (шасси) и прицепов (ПП № 287 от 04.03.2022 г.) для самоходных машин и (или) прицепов (ПП № 521 от 31.03.2022 г.). Эти основные направления работ безусловно являются приоритетными в деятельности Комитета по промышленной политике ОАР и на предстоящие годы.