Новости и статистика автопрома

Трамп и Маск: неправдоподобный альянс, меняющий политику в отношении электромобилей

Глобальный рынок электромобилей достиг переломного момента. После стабильного роста, когда за последние два с половиной года доля электромобилей на мировом рынке почти удвоилась с 10% до 17,4%, отрасль столкнулась с политической неопределенностью будущего. Неожиданный союз между избранным президентом Дональдом Трампом и генеральным директором Tesla Илоном Маском, который прежде казался немыслимым, создал парадоксальную динамику. Тогда как опыт Маска и доминирование Tesla в сфере электромобилей могут укрепить отрасль, обещания Трампа отменить климатическую политику эпохи Байдена могут подорвать более масштабные экологические инициативы.

Следующие четыре года могут определить не только глобальную траекторию развития электромобилей, но и прогресс в достижении нулевого уровня выбросов в мире. Эти результаты будут зависеть от прочности партнерства Трампа и Маска, которое уже вызывает вопросы о взаимосвязи политики, инноваций и политической стабильности.

Критический момент для электромобилей

Продажи электромобилей стремительно растут по всему миру. Согласно данным последнего отчета агентства New AutoMotive о мировых продажах электромобилей, за период с января по октябрь 2024 года их было продано 10,8 млн. единиц, что на 11% больше, чем в прошлом году.

Однако США, являясь одним из крупнейших в мире рынков электромобилей, вступают на зыбкую почву.

Во время предвыборной кампании 2024 года Дональд Трамп подверг острой критике электромобили, возобновляемые источники энергии и климатическую политику. Выступая перед толпами по всей территории Соединенных Штатов, он назвал принятый в эпоху правления Байдена закон о снижении инфляции (IRA), предоставляющий налоговые льготы для электромобилей и финансирующий проекты в области «зеленой» энергетики, символом чрезмерного вмешательства государства. Трамп пообещал перенаправить деньги, полученные в результате «аферы с зеленым курсом», и вернуть США к цене на бензин по 2 доллара за галлон.

Эти обещания, среди прочего, нашли отклик у избирателей, приведя Трампа к убедительной победе в ноябре. Его возвращение к власти вызвало вопросы о будущем электромобилей, как в США, так и за рубежом. Интригу добавило немедленное назначение Маска – генерального директора Tesla и самого богатого человека в мире – ключевым политическим советником Трампа.

На следующее утро после выборов в США акции автомобильных компаний разделились на два противостоящих массива: акции поставщиков узлов и деталей для автомобилей с ДВС заметно выросли в цене, в то время как акции большинства компаний, связанных с электромобилями, упали – если не считать одного заметного исключения. Вызов общему тренду на рынке электромобилей бросила компания Tesla, показав рост стоимости акций на 11,6% - самый большой прирост в автомобильном секторе после выборов. Такой успех Tesla многие связывают с «тесной дружбой» Маска и Трампа, которые вместе праздновали победу в ночь выборов.

От предвыборной кампании до Белого дома

В своей предвыборной кампании 2024 года Трамп сделал акцент на экономических проблемах, особенно в регионах, зависящих от ископаемого топлива и традиционного автомобилестроения. Он раскритиковал субсидии на электромобили как элитарные и заявил, что американцев принуждают покупать автомобили, которые им не нужны. На своих политических митингах он говорил, что электромобили дороги, ненадежны и сокращают рабочие места, и пообещал отменить климатическую политику Байдена и вывести США из Парижского соглашения.

Вступив в должность, Трамп не стал терять времени и обозначил свои намерения. В течение нескольких недель он назначил Маска главой нового министерства по эффективности государственного управления, которому было поручено сократить федеральные «растраты». В обязанности Маска вошло консультирование по вопросам сокращения федеральных агентств и нормативных актов, некоторые из которых напрямую влияют на конкурентов Tesla и автомобильную промышленность в целом.

Маск теперь имеет уникальные возможности влиять на политику, которая может склонить игровое поле в пользу Tesla. Компания процветала и в рамках закона IRA, используя получаемые субсидии для снижения цен на электромобили и поддержания прибыльности. Между тем, Маск долгое время утверждал, что Tesla может конкурировать и без государственной поддержки. «Отнимите субсидии, это только поможет Tesla», - сказал он в июльском посте на своей платформе социальных сетей Х.

Но в то время как Tesla может выдержать шторм, другие автопроизводители оказываются более уязвимыми. Такие компании, как Ford и General Motors, для обеспечения конкурентоспособности своих электромобилей полагаются в значительной степени на федеральные налоговые льготы. Отмена этих льгот особенно чувствительно скажется на тех, кто покупает электромобили в лизинг, на долю которого в США в 2024 году пришлось 32% контрактов. Лизинг сыграл ключевую роль в распространении электромобилей, но может потерять свою привлекательность без налоговых льгот.

Что впереди?

Будучи ключевым советником Трампа, Маск не просто имеет хорошие шансы оказывать существенное влияние на подход новой администрации к электромобилям. Джессика Колдуэлл, руководитель аналитического отдела агентства Edmunds, подчеркнула давнюю поддержку со стороны Маска развитию широкомасштабного рынка электромобилей. Она отметила, что даже если Трамп устранит потребительские стимулы, Маск может работать над тем, чтобы обеспечить дальнейшее внедрение электромобилей альтернативными средствами. «С самого начала Маск ясно дал понять, что хочет видеть успех рынка электромобилей за пределами Tesla, поэтому он может попытаться повлиять на новую структуру стимулирования, которая продолжит поддерживать более широкое внедрение электромобилей в США», - сказала Колдуэлл.

Сфера влияния Маска распространяется далеко за пределы электромобилей. Его компании, такие как SpaceX, которая в значительной степени зависит от государственных контрактов, и Tesla, получающая федеральное финансирование для инфраструктуры зарядки электромобилей, могут выиграть – или проиграть – в зависимости от его способности ориентироваться в потенциально нестабильной политической обстановке.

Его новая роль также может позволить ему формировать такие важные области, как политика в сфере искусственного интеллекта, что принесет пользу его компании xAI. Кроме того, его влияние может распространяться на регулирующие органы, такие как Национальное управление безопасности дорожного движения (NHTSA), которое в настоящее время расследует технологию беспилотного вождения Tesla.

В то время как влияние Маска открывает перспективы для инноваций и повышения эффективности, неустойчивая динамика отношений между двумя сильными личностями – Трампом и Маском – создает значительные риски. Оба игрока известны тем, что принимают импульсивные решения и ставят свое личное мнение выше коллегиального. Для сектора автомобильного финансирования такая нестабильность создает серьезную неопределенность.

В начале четырехлетнего президентского срока отрасль сталкивается с перспективой скорее хаотичного, нежели упорядоченного, нормативно-правового и финансового регулирования. Успех этого «брака по расчету» может, в конечном счете, зависеть от того, смогут ли эти два доминирующих эго сосуществовать достаточно долго, чтобы реализовать последовательные стратегии, или же их партнерство рухнет под тяжестью противоречивых приоритетов и политической театральности.

Motor Finance, Ю. Кравцов (ОАР)
Мировые новости автопрома