Новости и статистика автопрома

Ведущие страны ЕС субсидируют автомобили, работающие на ископаемом топливе, на 42 млрд. евро

Согласно исследованию, проведенному по заказу экологической организации Transport & Environment (T&F), пять крупнейших экономик Европейского союза в совокупности ежегодно тратят 42 млрд. евро на субсидии для принадлежащих компаниям автомобилей, работающих на ископаемом топливе.

В отчете, подготовленном консалтинговой компанией Environmental Resources Management (ERM), делается вывод о том, что в интересах развития более экологичных видов транспорта следует перераспределить субсидии в пользу электромобилей.

На корпоративные автомобили приходится около 60% продаж новых легковых автомобилей в Европе. В предоставлении субсидий лидирует Италия (16 млрд. евро), за ней следует Германия с субсидиями в размере 13,7 млрд. евро. Значительный вклад в субсидирование корпоративного автотранспорта вносят также Франция и Польша, предоставляя субсидии в размере 6,4 млрд. евро и 6,1 млрд. евро соответственно. В исследовании подчеркивается, что почти 15 млрд. евро в упомянутых четырех странах направляются на субсидирование внедорожников, при этом пользователи служебных автомобилей получают в среднем выгоду 6800 евро в год в форме налоговых льгот.

В Великобритании и Испании налоговые льготы для служебных автомобилей, загрязняющих окружающую среду, значительно сокращены.

В Великобритании, в частности, налагается существенный штраф на принадлежащие компаниям транспортные средства, работающие на бензине и дизельном топливе, в виде высокой ставки налога на натуральное (не денежное) вознаграждение, получаемое в дополнение к заработной плате. В противовес этому, говорится в отчете, пользователи корпоративных электромобилей обладают преимуществом гораздо меньших налоговых обязательств. Такая политика способствовала росту популярности электромобилей в парках компаний, доля которых сейчас составляет 21,5%.

В Испании налоговые льготы для автомобилей компаний почти совпадают с льготами для частных транспортных средств, в основном из-за относительно высокой ставки налога на натуральное вознаграждение. Однако, поскольку в Испании действуют ограниченные стимулы для компаний, выбирающих электромобили, уровень внедрения корпоративных электромобилей остается низким и составляет, согласно данным T&E, всего 3,7% парка.

Директор T&E по программе электромобилей Стеф Корнелис заявил: «Ежегодно налогоплательщики платят миллиарды в виде налоговых льгот, чтобы пользователи служебных автомобилей могли ездить на загрязняющих окружающую среду бензиновых машинах. Многие из них – это дорогие, роскошные, сильно нарушающие экологию SUV. Это порочная климатическая политика и социальная несправедливость.

Некоторые правительства, в частности Великобритании и Бельгии, ввели «зеленые» налоги и постепенно отменяют льготы для загрязняющих окружающую среду транспортных средств. Но правительства стран – крупнейших автомобильных рынков Европы не занимаются разрешением этой абсурдной ситуации. Вот почему Европейская комиссия должна принять меры».

Экологи из T&E отмечают, что загрязняющие окружающую среду служебные автомобили не только пользуются значительными субсидиями, но и сдерживают стремление ЕС к «более зеленому» переходу. В первой половине 2024 года электромобили (BEV) составили 13,8% от всех новых частных транспортных средств, зарегистрированных в ЕС. В то же время для корпоративных регистраций этот показатель составил всего 12,4%. По мнению авторов исследования, отмена субсидий для принадлежащих компаниям автомобилей, работающих на ископаемом топливе, помогла бы переломить эту тенденцию.

Just Auto, Ю. Кравцов (ОАР)
Мировые новости автопрома