Первая неделя президентского правления Дональда Трампа ознаменовала собой кардинальные изменения в политике США. Вернувшись в Белый дом, президент Трамп быстро подписал рекордное количество законопроектов и указов, которые окажут влияние на внутренние и мировые рынки. Одним из самых громких решений стала отмена предписания об электромобилях (EV mandate) – решение, которое может привести к изменению автомобильной промышленности в стране и за рубежом.
Упразднив правила, которые продвигали внедрение электромобилей, Трамп выступил за «истинно потребительский выбор» как краеугольный камень экономического роста и инноваций. Его администрация представила этот шаг в виде отмены отказов от государственных требований по выбросам и несправедливых субсидий, которые искусственно склоняют рынок в пользу электромобилей. Смысл этого состоит в том, чтобы позволить рынку, а не государственному вмешательству, определять победителей и проигравших.
Эти мероприятия включают в себя отмену указа президента Байдена от 2021 года, согласно которому к 2030 году 50% всех новых легковых автомобилей и легких грузовиков должны иметь «нулевые выбросы», то есть быть чисто электрическими или гибридными. Заморожены средства, выделенные на инфраструктуру для зарядки электромобилей, и администрация планирует отменить разрешение Агентства по охране окружающей среды (ЕРА), которое позволяло Калифорнии и 11 другим штатам поэтапно отказаться от бензиновых легковых автомобилей к 2035 году.
Хотя отмена предписания об обязательном переходе на электромобили в краткосрочной перспективе дает автопроизводителям передышку в борьбе с нормативными препятствиями, она создает серьезные долгосрочные проблемы, особенно в глобальном контексте. Китай, мировой лидер по производству электромобилей, продолжает пользоваться конкурентными преимуществами благодаря значительным государственным субсидиям и доминирующей позиции в цепочке поставок аккумуляторных батарей для электромобилей.
В отличие от китайских компаний, таких как BYD и Geely, американские автопроизводители рискуют отстать от конкурентов по всему миру, особенно с учетом того, что многие страны ставят перед собой амбициозные цели по внедрению электромобилей. Несмотря на то, что автомобили китайского производства практически отсутствуют на рынке США, который дополнительно защищен недавно введенным запретом на китайское программное обеспечение, влияние Китая неоспоримо. В Мексике, например, сегодня каждый пятый автомобиль на рынке произведен в Китае.
Вдобавок к имеющейся неопределенности, Трамп пригрозил ввести 25-процентную пошлину на импорт автомобилей из Канады и Мексики. Этот шаг может нарушить цепочки поставок, необходимые для производства автомобилей в США. Мексика, где находятся крупные поставщики и производственные центры, играет ключевую роль в отрасли. Например, завод Volkswagen в Пуэбле в 2023 году произвел почти 350 000 автомобилей, включая такие популярные модели, как Jetta и Tiguan, в основном на экспорт в США. По оценкам аналитиков, в случае введения обещанных тарифов, около 65% продаж Volkswagen в США будут неконкурентоспособными.
Европейские автопроизводители, которые и без того сталкиваются с падением продаж в Китае и на своих внутренних рынках, оказались между двух огней. Надвигающийся тариф США на автомобили, произведенные в ЕС, сделает европейские автомобили менее конкурентоспособными по цене в США, на их основном экспортном рынке. Производители могут попытаться перенаправить экспорт в другие регионы, однако логистические и нормативные проблемы делают маловероятным то, что они смогут полностью компенсировать потерю продаж в США.
На внутреннем рынке отказ от стимулирования электромобилей может принести краткосрочную выгоду американским автопроизводителям. Однако мировой рынок, несомненно, смещается в сторону электромобилей. Европейские автопроизводители, связанные строгими правилами ЕС, ускоряют производство электромобилей, создавая потенциальные трудности для своих американских коллег, которые ориентируются на политический ландшафт, благоприятствующий автомобилям с бензиновым двигателем.
Изменения политики Трампа могут кардинально повлиять на мировую автомобильную промышленность, причем последствия будут далеко идущими и непредсказуемыми. Оздоровит ли отмена предписаний по электромобилям автомобильную промышленность США или оставит американских производителей неподготовленными к конкуренции на мировой арене? Каким образом глобальные игроки, от Европы до Азии, адаптируются к новой торговой политике США, в которой приоритет отдается протекционизму?
По мере того, как пыль уляжется, станет ясно одно: принимаемые решения будут иметь серьезные последствия не только для автопроизводителей, но и для потребителей, экономики и будущего самой мобильности. Ближайшие несколько лет определят, является ли этот сдвиг в политике шагом вперед или дорогостоящим отклонением от курса в глобальной гонке за мобильностью без вредных выбросов.
Automotive Purchasing and Supply Chain, Ю. Кравцов (ОАР)
Упразднив правила, которые продвигали внедрение электромобилей, Трамп выступил за «истинно потребительский выбор» как краеугольный камень экономического роста и инноваций. Его администрация представила этот шаг в виде отмены отказов от государственных требований по выбросам и несправедливых субсидий, которые искусственно склоняют рынок в пользу электромобилей. Смысл этого состоит в том, чтобы позволить рынку, а не государственному вмешательству, определять победителей и проигравших.
Эти мероприятия включают в себя отмену указа президента Байдена от 2021 года, согласно которому к 2030 году 50% всех новых легковых автомобилей и легких грузовиков должны иметь «нулевые выбросы», то есть быть чисто электрическими или гибридными. Заморожены средства, выделенные на инфраструктуру для зарядки электромобилей, и администрация планирует отменить разрешение Агентства по охране окружающей среды (ЕРА), которое позволяло Калифорнии и 11 другим штатам поэтапно отказаться от бензиновых легковых автомобилей к 2035 году.
Хотя отмена предписания об обязательном переходе на электромобили в краткосрочной перспективе дает автопроизводителям передышку в борьбе с нормативными препятствиями, она создает серьезные долгосрочные проблемы, особенно в глобальном контексте. Китай, мировой лидер по производству электромобилей, продолжает пользоваться конкурентными преимуществами благодаря значительным государственным субсидиям и доминирующей позиции в цепочке поставок аккумуляторных батарей для электромобилей.
В отличие от китайских компаний, таких как BYD и Geely, американские автопроизводители рискуют отстать от конкурентов по всему миру, особенно с учетом того, что многие страны ставят перед собой амбициозные цели по внедрению электромобилей. Несмотря на то, что автомобили китайского производства практически отсутствуют на рынке США, который дополнительно защищен недавно введенным запретом на китайское программное обеспечение, влияние Китая неоспоримо. В Мексике, например, сегодня каждый пятый автомобиль на рынке произведен в Китае.
Вдобавок к имеющейся неопределенности, Трамп пригрозил ввести 25-процентную пошлину на импорт автомобилей из Канады и Мексики. Этот шаг может нарушить цепочки поставок, необходимые для производства автомобилей в США. Мексика, где находятся крупные поставщики и производственные центры, играет ключевую роль в отрасли. Например, завод Volkswagen в Пуэбле в 2023 году произвел почти 350 000 автомобилей, включая такие популярные модели, как Jetta и Tiguan, в основном на экспорт в США. По оценкам аналитиков, в случае введения обещанных тарифов, около 65% продаж Volkswagen в США будут неконкурентоспособными.
Европейские автопроизводители, которые и без того сталкиваются с падением продаж в Китае и на своих внутренних рынках, оказались между двух огней. Надвигающийся тариф США на автомобили, произведенные в ЕС, сделает европейские автомобили менее конкурентоспособными по цене в США, на их основном экспортном рынке. Производители могут попытаться перенаправить экспорт в другие регионы, однако логистические и нормативные проблемы делают маловероятным то, что они смогут полностью компенсировать потерю продаж в США.
На внутреннем рынке отказ от стимулирования электромобилей может принести краткосрочную выгоду американским автопроизводителям. Однако мировой рынок, несомненно, смещается в сторону электромобилей. Европейские автопроизводители, связанные строгими правилами ЕС, ускоряют производство электромобилей, создавая потенциальные трудности для своих американских коллег, которые ориентируются на политический ландшафт, благоприятствующий автомобилям с бензиновым двигателем.
Изменения политики Трампа могут кардинально повлиять на мировую автомобильную промышленность, причем последствия будут далеко идущими и непредсказуемыми. Оздоровит ли отмена предписаний по электромобилям автомобильную промышленность США или оставит американских производителей неподготовленными к конкуренции на мировой арене? Каким образом глобальные игроки, от Европы до Азии, адаптируются к новой торговой политике США, в которой приоритет отдается протекционизму?
По мере того, как пыль уляжется, станет ясно одно: принимаемые решения будут иметь серьезные последствия не только для автопроизводителей, но и для потребителей, экономики и будущего самой мобильности. Ближайшие несколько лет определят, является ли этот сдвиг в политике шагом вперед или дорогостоящим отклонением от курса в глобальной гонке за мобильностью без вредных выбросов.
Automotive Purchasing and Supply Chain, Ю. Кравцов (ОАР)