В ходе 2024 года ценовая война на китайском автомобильном рынке продолжается, а конкурентное давление усиливается. Потребительский спрос при покупке легковых автомобилей всё больше смещается в сторону «транспортных средств новой энергетики», что вынуждает традиционных автопроизводителей, ориентированных в основном на автомобили с ДВС, значительно снижать цены в попытке сохранить неуклонно сжимающуюся долю рынка. Китайские производители электромобилей также снижают цены на свои новые модели, пытаясь занять лидирующие позиции в этой расширяющейся сфере.
Многие автомобильные компании сталкиваются с огромными убытками или значительным снижением прибыли и, соответственно, ищут возможность снижения производственных затрат. Со своей стороны, на фоне медленного восстановления экономики Китая, потенциальные покупатели уделяют больше внимания экономической эффективности предлагаемых моделей.
Большого успеха на рынке в прошлом году добилась компания Li Auto, запустив в продажу электромобили с увеличенным запасом хода на электротяге (EREV, Extended Range Electric Vehicle). Эта технология предусматривает наличие небольшого ДВС, используемого только для подзарядки тяговой батареи и не имеющего механического привода на колеса. Успех Li Auto пробудил интерес к технологическому направлению EREV у растущего числа автопроизводителей.
Что касается объемов продаж, все сегменты электрифицированных транспортных средств достигли роста в годовом исчислении, включая «мягкие гибриды» (MHEV, 48 вольт), но рост EREV особенно впечатляет. По итогам пяти месяцев этого года продажи моделей EREV выросли на 120%.
Многие автомобильные компании сталкиваются с огромными убытками или значительным снижением прибыли и, соответственно, ищут возможность снижения производственных затрат. Со своей стороны, на фоне медленного восстановления экономики Китая, потенциальные покупатели уделяют больше внимания экономической эффективности предлагаемых моделей.
Большого успеха на рынке в прошлом году добилась компания Li Auto, запустив в продажу электромобили с увеличенным запасом хода на электротяге (EREV, Extended Range Electric Vehicle). Эта технология предусматривает наличие небольшого ДВС, используемого только для подзарядки тяговой батареи и не имеющего механического привода на колеса. Успех Li Auto пробудил интерес к технологическому направлению EREV у растущего числа автопроизводителей.
Что касается объемов продаж, все сегменты электрифицированных транспортных средств достигли роста в годовом исчислении, включая «мягкие гибриды» (MHEV, 48 вольт), но рост EREV особенно впечатляет. По итогам пяти месяцев этого года продажи моделей EREV выросли на 120%.

BEV — аккумуляторные электромобили
EREV — электромобили с увеличенным запасом хода
PHEV — плагин-гибриды
MHEV — мягкие гибриды
IC — ДВС
С технической точки зрения концепция EREV долгое время недооценивалась основными автопроизводителями в качестве приемлемого решения на пути развития новых энергетических технологий; компании предпочитали делать инвестиции в чисто электрические модели. Однако они, по всей вероятности, упустили из виду болевые точки сегодняшних потребителей, а именно проблему беспокойства по поводу запаса хода (англ. термин ‘range anxiety’). Большинству потребителей требуется возможность поездок на большие расстояния, и текущая аккумуляторная технология или схема расположения зарядных станций не могут полностью развеять сомнения потребителей.
Более того, по мере увеличения емкости тяговых батарей неизбежно повышаются цены на полностью аккумуляторные электромобили (BEV). В противоположность этому, существующие модели EREV обычно имеют запас хода более 1000 км в полностью электрическом режиме, чему способствует работа вспомогательного ДВС на более экономичных постоянных оборотах. Эта технология достигла высокой степени зрелости, а ее стоимость весьма низка – дополнительная цена системы «увеличителя запаса хода» (‘range extender’) составляет сейчас всего лишь около 3000 юаней (415 долларов). В результате, цена для потребителя составляет только около 50% от цены чисто аккумуляторного электромобиля или автомобиля с ДВС того же уровня. Иными словами, высокое соотношение «производительность - затраты» и есть основная причина значительного увеличения продаж моделей EREV.
EREV — электромобили с увеличенным запасом хода
PHEV — плагин-гибриды
MHEV — мягкие гибриды
IC — ДВС
С технической точки зрения концепция EREV долгое время недооценивалась основными автопроизводителями в качестве приемлемого решения на пути развития новых энергетических технологий; компании предпочитали делать инвестиции в чисто электрические модели. Однако они, по всей вероятности, упустили из виду болевые точки сегодняшних потребителей, а именно проблему беспокойства по поводу запаса хода (англ. термин ‘range anxiety’). Большинству потребителей требуется возможность поездок на большие расстояния, и текущая аккумуляторная технология или схема расположения зарядных станций не могут полностью развеять сомнения потребителей.
Более того, по мере увеличения емкости тяговых батарей неизбежно повышаются цены на полностью аккумуляторные электромобили (BEV). В противоположность этому, существующие модели EREV обычно имеют запас хода более 1000 км в полностью электрическом режиме, чему способствует работа вспомогательного ДВС на более экономичных постоянных оборотах. Эта технология достигла высокой степени зрелости, а ее стоимость весьма низка – дополнительная цена системы «увеличителя запаса хода» (‘range extender’) составляет сейчас всего лишь около 3000 юаней (415 долларов). В результате, цена для потребителя составляет только около 50% от цены чисто аккумуляторного электромобиля или автомобиля с ДВС того же уровня. Иными словами, высокое соотношение «производительность - затраты» и есть основная причина значительного увеличения продаж моделей EREV.

Midsize — среднеразмерные седаны
Fullsize — полноразмерные седаны
Midsize SUV — среднеразмерные SUV
Fullsize SUV — полноразмерные SUV
Вместе с тем, технологическое решение EREV имеет свои ограничения. Из-за включения в систему, наряду с тяговой батареей, двигателя – увеличителя запаса хода колесная база машины, как правило, становится больше. Как можно заметить, в результате этого такая система часто устанавливается только на модели среднего и выше среднего размеров, и с увеличением колесной базы этой системой оснащается всё больше моделей. В то же время, из-за невысоких технических барьеров, связанных с технологией EREV, для производства моделей электромобилей, оснащенных этой системой, часто увеличиваются инвестиции в автономное вождение и «умные кабины», что позволяет потребителям по-настоящему насладиться высококлассным качеством, а не просто ощутить обычные ценности, ассоциируемые с данным брендом.
Судя по самым последним отчетам, компания Li Auto, благодаря технологии EREV, достигла впечатляющих финансовых показателей с валовой прибылью более 20%. Бренд AITO также добился выдающегося финансового сдвига. Вслед за ними такие игроки, как Avatr, Mi, IM и даже широко известный на Западе стартап XPeng тоже объявили о планах по выпуску моделей EREV.
В то время как европейские и американские автопроизводители продолжают придерживаться чисто электрического пути, остается посмотреть, смогут ли китайские ОЕМ, сталкивающиеся с давлением рынка и издержек, смягчить конкурентную нагрузку и выйти из нынешнего затруднительного положения посредством технологии EREV. Китайский опыт заслуживает внимания.
Just Auto, GlobalData, Ю. Кравцов (ОАР)
Fullsize — полноразмерные седаны
Midsize SUV — среднеразмерные SUV
Fullsize SUV — полноразмерные SUV
Вместе с тем, технологическое решение EREV имеет свои ограничения. Из-за включения в систему, наряду с тяговой батареей, двигателя – увеличителя запаса хода колесная база машины, как правило, становится больше. Как можно заметить, в результате этого такая система часто устанавливается только на модели среднего и выше среднего размеров, и с увеличением колесной базы этой системой оснащается всё больше моделей. В то же время, из-за невысоких технических барьеров, связанных с технологией EREV, для производства моделей электромобилей, оснащенных этой системой, часто увеличиваются инвестиции в автономное вождение и «умные кабины», что позволяет потребителям по-настоящему насладиться высококлассным качеством, а не просто ощутить обычные ценности, ассоциируемые с данным брендом.
Судя по самым последним отчетам, компания Li Auto, благодаря технологии EREV, достигла впечатляющих финансовых показателей с валовой прибылью более 20%. Бренд AITO также добился выдающегося финансового сдвига. Вслед за ними такие игроки, как Avatr, Mi, IM и даже широко известный на Западе стартап XPeng тоже объявили о планах по выпуску моделей EREV.
В то время как европейские и американские автопроизводители продолжают придерживаться чисто электрического пути, остается посмотреть, смогут ли китайские ОЕМ, сталкивающиеся с давлением рынка и издержек, смягчить конкурентную нагрузку и выйти из нынешнего затруднительного положения посредством технологии EREV. Китайский опыт заслуживает внимания.
Just Auto, GlobalData, Ю. Кравцов (ОАР)