Новости и статистика автопрома

Почему гибриды пользуются успехом на замедляющемся рынке полных электромобилей

Европейские продажи полногибридных легковых электромобилей (тыс. ед.)

Покупательские привычки потребителей демонстрируют растущее предпочтение гибридных электромобилей – промежуточной технологии, которая смягчает связанные с электромобилями опасения по поводу разряженных аккумуляторов и ограниченных возможностей зарядки.

Эта тенденция вызвала отход от повального увлечения полностью аккумуляторными электромобилями (battery electric vehicle, BEV) в пользу гибридных электромобилей (hybrid electric vehicle, HEV). Обычный гибрид, иначе называемый «полным гибридом» (full hybrid electric vehicle, FHEV) имеет двигатель внутреннего сгорания и электромотор, которые совместно приводят автомобиль в движение. Заряжаемые от внешней электросети гибриды, или «плагин-гибриды» (plug-in hybrid electric vehicle, PHEV), тоже имеют ДВС и электромотор, однако в первую очередь у них используется заряжаемая аккумуляторная батарея. Они могут пройти на электротяге определенный пробег, обычно от 30 до 60 км, а бензиновый двигатель включается в работу, когда разрядится батарея. Одни потребители рассматривают плагин-гибриды как способ сокращения своего углеродного следа без полного отказа от свободы передвижения на бензиновом автомобиле, другие же считают их переходной ступенькой к полностью электрическому автомобилю.

Хотя на плагин-гибриды приходится менее 2% рынка, они заняли видное место в качестве одного из путей снижения автомобильной отраслью углеродных выбросов. Корпорация General Motors заявила, что в изменение первоначального плана она включает электромобили типа PHEV в свою модельную линейку. Компания Toyota Motor, в свою очередь, еще раз подчеркнула свою приверженность наполненному гибридами продуктовому портфелю. Компания Mercedes-Benz стала последним автопроизводителем, пересмотревшим свои планы электрификации. Ранее компания ожидала, что к 2025 году 50% ее продаж будут приходиться на электромобили типа BEV, но теперь отложила достижение этого целевого показателя до 2030 года.

Замедляющийся европейский рынок BEV


Несмотря на недавнее заявление финансового директора BMW о том, что рынок электромобилей BEV достиг «точки переключения», после которой «дальнейший рост объемов будет происходить в первую очередь за счет аккумуляторных электромобилей», рост рынка электромобилей BEV, тем не менее, замедляется.

В 2023 году продажи легковых электромобилей типа BEV в мире выросли на 35% в годовом исчислении, прежде всего за счет Китая, где на внутреннем рынке было продано 10,3 млн. «автомобилей новой энергетики» (то есть электромобилей BEV и плагин-гибридов PHEV). Однако спрос на рынках Европы и США падает, поскольку высокие цены отпугивают потребителей. К проблеме цен добавляется обеспокоенность потребителей запасом хода и возможностями зарядки электромобилей.

Высокие рыночные цены BEV обусловлены расходами, связанными с их разработкой, которые усугубляются тем, что европейские бренды внедряют инновации в первую очередь в премиальном секторе. Европейская группа социальной кампании «Транспорт и окружающая среда» отмечает, что 75 моделей BEV доступны в Китае по цене менее 20 000 евро, тогда как в Европе предлагается только одна модель такого уровня цен. Приводится также следующий комментарий: «Непропорциональное внимание автопроизводителей к более крупным и премиальным моделям привело к высоким ценам на BEV в Европе. В то время как средняя цена BEV в Китае упала более чем на 50% с 2015 года, отчасти благодаря большему вниманию к доступным электромобилям массового рынка и интеграции цепочек поставок, средняя европейская цена выросла на 18 000 евро. Это наглядно показывает, как разные стратегии автопроизводителей могут привести к совершенно разным результатам для потребителей».

Совсем иная ситуация наблюдается в Китае, где субсидии производству BEV значительно стимулировали развитие этой отрасли. Агентство TS Lombard сообщает, что общая сумма китайской государственной поддержки в период с 2009 по 2021 год, по оценкам, превысила 130 млрд. долларов. Это привело к тому, что китайские автомобили впервые за десятилетия обогнали иностранные бренды в Китае – крупнейшем в мире рынке.

Успех Китая представляет угрозу для европейских производителей, поскольку, по меньшей мере, 20 китайских электромобильных фирм планируют продавать свою продукцию за рубежом, в том числе компании Nio, GAC, Great Wall Motors, Geely и SAIC. Агентство TS Lombard утверждает, что китайские BEV конкурентоспособны, потому что «их непревзойденным преимуществом является цена, так как бюджетные автомобили китайского производства могут быть на четверть дешевле, чем средние европейские бренды, даже с учетом действующего в ЕС 10-процентного тарифа на импорт автомобилей; этому способствуют более низкие затраты на рабочую силу в Китае и доминирующее положение в цепочке поставок аккумуляторов для электромобилей».

Откуда успех плагин-гибридных и полногибридных электромобилей


В недавнем отчете аналитической компании GlobalData с рассмотрением ситуации на меняющемся европейском рынке было сделано следующее заключение об успехе продаж полногибридных электромобилей (FHEV): «Региональные продажи полногибридных электромобилей, почти исключительно работающих на бензине, удвоились за последние три года и в настоящее время составляют около 300 тыс. единиц в квартал. Несмотря на то, что на рынке появилось больше игроков, чем три года назад, спрос обусловлен не только большей доступностью. Владельцы дизельных автомобилей, у которых заканчивается срок аренды или владения, скорее всего, обнаружат, что выбор автомобилей с этим видом топлива сократился с тех пор, когда они в последний раз меняли свое транспортное средство».

Плагин-гибридные электромобили (PHEV) также являются вариантом выбора для потребителей, желающих обновить свой транспорт, однако высокая цена в сочетании с опасениями по поводу доступности зарядных станций вызывает определенное отторжение.

Тем не менее, оба эти типа гибридов добились успеха. Анализ GlobalData показал, что продажи PHEV выросли в 2023 году на 39%, достигнув 3,7 млн. единиц, тогда как продажи FHEV выросли на 30% в годовом исчислении, стимулируемые спросом на рынках за пределами Китая. В исследовании отмечается, что это были «покупатели, стремящиеся к эффективности, но не желающие или не могущие позволить себе «плагин».

Некоторые компании добились особого успеха в секторе FHEV, при этом лидирующую позицию занимает японский автопроизводитель Toyota. На этот рынок вторглись также Renault (альянс RNM), Hyundai, Honda и Ford, хотя Toyota, несомненно, доминирует. Аналитики GlobalData отмечают: «Что особенно примечательно, так это то, что за исключением Renault ни один из значимых игроков в этой когорте не является европейской группой». Приводится довод, что это может быть связано с вероятной краткостью рыночного периода FHEV. Хотя рост рынка BEV замедляется, к 2030 году на этот тип электромобилей по-прежнему будет приходиться более 70% продаж легковых автомобилей в Европе. Полногибридные электромобили FHEV являются эффективной связующей технологией в переходный период, но их роль будет недолгой. Многие компании, в том числе входящие в состав групп Volkswagen и Stellantis, в настоящее время решили не выходить на рынок обычных гибридов, возможно, имея в виду это обстоятельство.
Мировые новости автопрома