4 октября Европейский союз проголосовал за введение дополнительных пошлин на импорт китайских электромобилей в регион сроком не менее чем на пять лет. Пошлины будут введены с конца октября. Десять стран-участниц поддержали эту меру, 12 воздержались, а пять проголосовали против нее. Результаты голосования распределились по странам следующим образом.
ЗА (10): Болгария, Дания, Эстония, Франция, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша.
ПРОТИВ (5): Германия, Венгрия, Мальта, Словения, Словакия.
ВОЗДЕРЖАЛИСЬ (12): Австрия, Бельгия, Хорватия, Кипр, Чехия, Финляндия, Греция, Люксембург, Португалия, Румыния, Испания, Швеция.
Европейская комиссия (ЕК), курирующая торговую политику ЕС, заявила еще в июне, что введет дополнительные пошлины в размере до 38% на китайские электромобили по предварительным результатам расследования о государственных субсидиях, якобы искажающих цены и поддерживающих недобросовестную конкуренцию. В течение лета комиссия начала применять временные дополнительные импортные тарифы к различным китайским производителям электромобилей, в первую очередь к компаниям BYD, Geely и SAIC. Проведенное в начале октября голосование утвердило повышение совокупных тарифов со стандартной (для не членов ЕС) ставки 10% до более 45% стоимости электромобиля. Для конкретных производителей и импортеров электромобилей из Китая (включая западные бренды) ставки дополнительных импортных тарифов установлены в размерах от 7,8% до 35,3%.
Обосновывая свою позицию, ЕК указывает на то, что избыточные мощности производства электромобилей в Китае, оцениваемые в три миллиона машин в год, требуют экспорта. С установлением высоких импортных тарифов в США и Канаде, Европа представляется наиболее жизнеспособным направлением такого экспорта. Однако объем китайского экспортного ресурса вдвое превышает емкость рынка ЕС, что и оправдывает, по мнению комиссии, введение принятых мер, направленных на повышение продажной цены электромобилей для конечного потребителя.
Категорическим противником введения антикитайских ограничительных тарифов выступила Германия, крупнейшая экономика Европейского союза, проголосовавшая против тарифов. Германская ассоциация автомобильной промышленности (VDA), объединяющая автопроизводителей, вложивших огромные инвестиции в производство на своих совместных предприятиях в Китае, расценила это как правильно занятую позицию.
VDA заявила, что голосование по одобрению ввода дополнительных тарифов с конца октября – это еще один шаг в сторону от глобального сотрудничества.
«Нам нужна глобальная торговля», - говорится в заявлении VDA. «Процветание Европы в значительной степени основано на международном обмене и глобальном спросе на нашу продукцию. Это было одной из сильных сторон Европы на протяжении десятилетий». Ассоциация призвала к продолжению переговоров с Китаем, «чтобы предотвратить эскалацию и, в идеале, отменить тарифы, чтобы мы не рисковали разгоранием торгового конфликта».
Генеральный директор концерна BMW Оливер Ципзе охарактеризовал принятие предложенной ЕК меры как «фатальный сигнал» для европейской автомобильной промышленности. Ципзе подчеркнул острую необходимость быстрого нахождения решения между Брюсселем и Пекином во избежание торговых столкновений. Такую же озабоченность повторил Volkswagen, назвав введение тарифов «ошибочным подходом». Венгерский премьер-министр Виктор Орбан выступил с предупреждением о том, что ЕС движется в направлении «экономической холодной войны с Китаем».
Европейская комиссия неоднократно заявляла о готовности провести продуктивные переговоры с Китаем для поиска альтернативных решений проблемы на условиях полной совместимости с принципами ВТО, включая возможность урегулирования ценовых разногласий. Однако, похоже, дальше слов дело не идет. По данным осведомленных источников агентства Reuters, месяц назад Китай предложил Европейской комиссии отказаться от дополнительных импортных тарифов в пользу договоренности о назначении минимальных цен на электромобили из Китая не ниже 30 000 евро. Предложение было отклонено.
В сложившейся ситуации некоторые китайские производители электромобилей, стремясь избежать импортных тарифов, рассматривают возможность производства своей продукции на территории Европейского союза. Так, компания BYD намерена производить все свои электромобили для продажи в Европе в рамках региона, используя свои новые заводы с практически полной локализацией (включая блоки аккумуляторных батарей) в Венгрии и Турции. В стадии предпусковой обкатки находится завод электромобилей Leapmotor (совместного предприятия с группой Stellantis) в Польше.
Рассматривая такой поворот событий, глава группы Stellantis Карлос Таварес высказал следующее мнение о воздействии импортных тарифов на освоение Европы китайскими автопроизводителями и на неутешительный сдвиг в положении европейского автопрома. «Тарифы представляют собой хороший коммуникационный инструмент, но имеют побочные эффекты», - сказал он. «Тарифы ЕС в конечном итоге приведут к закрытию заводов в Европе, поскольку китайские автопроизводители будут избегать этих тарифов путем строительства своих заводов в Европе, а традиционные автопроизводители, вероятно, не смогут там с ними конкурировать».
Automotive Logistics, Automotive Purchasing and Supply Chain, Ю. Кравцов (ОАР)
ЗА (10): Болгария, Дания, Эстония, Франция, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша.
ПРОТИВ (5): Германия, Венгрия, Мальта, Словения, Словакия.
ВОЗДЕРЖАЛИСЬ (12): Австрия, Бельгия, Хорватия, Кипр, Чехия, Финляндия, Греция, Люксембург, Португалия, Румыния, Испания, Швеция.
Европейская комиссия (ЕК), курирующая торговую политику ЕС, заявила еще в июне, что введет дополнительные пошлины в размере до 38% на китайские электромобили по предварительным результатам расследования о государственных субсидиях, якобы искажающих цены и поддерживающих недобросовестную конкуренцию. В течение лета комиссия начала применять временные дополнительные импортные тарифы к различным китайским производителям электромобилей, в первую очередь к компаниям BYD, Geely и SAIC. Проведенное в начале октября голосование утвердило повышение совокупных тарифов со стандартной (для не членов ЕС) ставки 10% до более 45% стоимости электромобиля. Для конкретных производителей и импортеров электромобилей из Китая (включая западные бренды) ставки дополнительных импортных тарифов установлены в размерах от 7,8% до 35,3%.
Обосновывая свою позицию, ЕК указывает на то, что избыточные мощности производства электромобилей в Китае, оцениваемые в три миллиона машин в год, требуют экспорта. С установлением высоких импортных тарифов в США и Канаде, Европа представляется наиболее жизнеспособным направлением такого экспорта. Однако объем китайского экспортного ресурса вдвое превышает емкость рынка ЕС, что и оправдывает, по мнению комиссии, введение принятых мер, направленных на повышение продажной цены электромобилей для конечного потребителя.
Категорическим противником введения антикитайских ограничительных тарифов выступила Германия, крупнейшая экономика Европейского союза, проголосовавшая против тарифов. Германская ассоциация автомобильной промышленности (VDA), объединяющая автопроизводителей, вложивших огромные инвестиции в производство на своих совместных предприятиях в Китае, расценила это как правильно занятую позицию.
VDA заявила, что голосование по одобрению ввода дополнительных тарифов с конца октября – это еще один шаг в сторону от глобального сотрудничества.
«Нам нужна глобальная торговля», - говорится в заявлении VDA. «Процветание Европы в значительной степени основано на международном обмене и глобальном спросе на нашу продукцию. Это было одной из сильных сторон Европы на протяжении десятилетий». Ассоциация призвала к продолжению переговоров с Китаем, «чтобы предотвратить эскалацию и, в идеале, отменить тарифы, чтобы мы не рисковали разгоранием торгового конфликта».
Генеральный директор концерна BMW Оливер Ципзе охарактеризовал принятие предложенной ЕК меры как «фатальный сигнал» для европейской автомобильной промышленности. Ципзе подчеркнул острую необходимость быстрого нахождения решения между Брюсселем и Пекином во избежание торговых столкновений. Такую же озабоченность повторил Volkswagen, назвав введение тарифов «ошибочным подходом». Венгерский премьер-министр Виктор Орбан выступил с предупреждением о том, что ЕС движется в направлении «экономической холодной войны с Китаем».
Европейская комиссия неоднократно заявляла о готовности провести продуктивные переговоры с Китаем для поиска альтернативных решений проблемы на условиях полной совместимости с принципами ВТО, включая возможность урегулирования ценовых разногласий. Однако, похоже, дальше слов дело не идет. По данным осведомленных источников агентства Reuters, месяц назад Китай предложил Европейской комиссии отказаться от дополнительных импортных тарифов в пользу договоренности о назначении минимальных цен на электромобили из Китая не ниже 30 000 евро. Предложение было отклонено.
В сложившейся ситуации некоторые китайские производители электромобилей, стремясь избежать импортных тарифов, рассматривают возможность производства своей продукции на территории Европейского союза. Так, компания BYD намерена производить все свои электромобили для продажи в Европе в рамках региона, используя свои новые заводы с практически полной локализацией (включая блоки аккумуляторных батарей) в Венгрии и Турции. В стадии предпусковой обкатки находится завод электромобилей Leapmotor (совместного предприятия с группой Stellantis) в Польше.
Рассматривая такой поворот событий, глава группы Stellantis Карлос Таварес высказал следующее мнение о воздействии импортных тарифов на освоение Европы китайскими автопроизводителями и на неутешительный сдвиг в положении европейского автопрома. «Тарифы представляют собой хороший коммуникационный инструмент, но имеют побочные эффекты», - сказал он. «Тарифы ЕС в конечном итоге приведут к закрытию заводов в Европе, поскольку китайские автопроизводители будут избегать этих тарифов путем строительства своих заводов в Европе, а традиционные автопроизводители, вероятно, не смогут там с ними конкурировать».
Automotive Logistics, Automotive Purchasing and Supply Chain, Ю. Кравцов (ОАР)