Эксклюзив для советской элиты
Откроется парад юбилеев 16 января. В этот день 65 лет назад началось серийное производство самого известного советского автомобиля представительского класса - ГАЗ-13 «Чайка».
Годом ранее, в 1958-м, люксовая советская автомашина произвела фурор на Всемирной выставке в Брюсселе, получив Гран-при. Вскоре машина стала настоящей легендой, а старт ее производства знаковым событием для Горьковского автозавода.
«Чайка» никогда не была товаром народного потребления, даже не имела установленной розничной цены. Эти машины использовались в качестве персонального транспорта для представителей высших эшелонов власти: министров, первых секретарей обкомов, заведующих отделов ЦК КПСС. Также эти авто служили в посольствах СССР, участвовали в парадах, подавались во время визитов иностранных лидеров.
В то время ГАЗ-13 считался самым совершенным автомобилем Советского Союза. Его отличали великолепный дизайн и передовые технические решения: автоматическая коробка передач с системой кнопочного переключения, диковинные для конца 1950-х стеклоподъемники с электроприводом, V-образный восьмицилиндровый мотор рабочим объемом 5,5 литра, который позволял разгоняться до 160 км/ч.
С производства ГАЗ-13 сняли в апреле 1981 года. Однако эту неординарную машину до сих пор можно увидеть на дорогах, к примеру, в составе свадебных кортежей или в автопробегах классических автомобилей. Модели «Чаек» находятся в коллекциях по всему миру. Один из последних выпущенных экземпляров выставлен в Музее истории «ГАЗ».
Интеллектуальный клуб для инженеров
Рождение «Чайки» - не единственный юбилей января. Свое двадцатилетие в этом месяце отметит производство спецтехники. В настоящее время на основе базовых моделей нашего предприятия создается множество разнообразных машин для всевозможных служб, это - медицинские и коммунальные автомобили, автоцистерны, эвакуаторы, автовышки, передвижные лаборатории, мастерские, машины для спецслужб и т.д.
Еще одна круглая дата января - открытие 75 лет назад Дома техники. Сегодня в этом помещении располагается обновленный Дом ветеранов, а когда-то оно служило интеллектуальным клубом для инженерно-технических работников автомобильного завода.
- Предприятие готовилось к выпуску своего первого представительского автомобиля ЗИМ, - рассказывает директор Музея истории «ГАЗ» Наталья Колесникова. - От инженеров и конструкторов требовался новый подход к качеству, дизайну и комфорту машины. Клуб в Доме техники позволял им существенно расширить кругозор. Там читались лекции на самые разные темы, проводились встречи со специалистами и учеными, была собрана хорошая библиотека.
Там же люди и отдыхали. После работы можно было поиграть в бильярд, шахматы, посмотреть фильмы.
Старт дает Москва
Первый весенний месяц будет отмечен одним из важнейших для автозавода событий. 95 лет назад, 4 марта 1929 года, в столице молодой советской страны было принято решение о строительстве автогиганта. Именно с этой даты, по сути, и начинается история завода.
Для возведения первого в Советском Союзе завода с массово-поточным производством был выбран Нижний Новгород, строительство началось на левом берегу Оки.
- Место выбиралось не только для автомобильного завода, но и для целого района, который обязан автозаводу своим появлением, - напоминает Наталья Колесникова.
Строители и будущие рабочие автомобильного завода не имели профессий, у большинства за плечами не было даже семилетки. Поэтому огромное внимание уделялось обучению. 29 октября 2024 года исполнится 95 лет Нижегородскому автомеханическому техникуму, который начал готовить кадры для будущего предприятия.
Сто двадцать лет на двоих
Автозавод был построен в первую очередь для производства грузовых автомобилей, в которых нуждалась промышленность и сельское хозяйство страны.
В 2024-м 60-летие отмечает ГАЗ-53А, начало выпуска которого датируется 30 апреля 1964-го. Он был ярким представителем третьего поколения среднетоннажных грузовиков Горьковского автозавода. Данная модель с ее последующими модификациями считается самой массовой в СССР. С 1964 по 1992 год было выпущено свыше 4 миллионов таких автомобилей.
А буквально через месяц после начала выпуска ГАЗ-53А на конвейер встал знаменитый ГАЗ-66, наиболее массовый в своем классе полноприводный двухосный грузовик. 28 ноября 1969 года ГАЗ-66 получил Государственный знак качества, впоследствии пятикратно подтвержденный.
Главным конструктором ГАЗ-66 был Александр Дмитриевич Просвирнин, под руководством которого также спроектированы «Чайки», ГАЗ-53А и десятки других видов техники. За свою деятельность он удостоен Сталинской премии, орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, медалей ВДНХ.
- Три автомобиля ГАЗ-66 участвовали в пробеге по болотам Забайкалья и до самого Владивостока, - рассказывает Наталья Колесникова. - С испытателями ехал заводской фотограф Николай Добровольский, который оставил бесценный летописный материал. В своих записках он рассказывает, что для этого полноприводного грузовика не существовало преград. Он проходил там, где увязал любой другой автомобиль.
Главным конструктором ГАЗ-66 был Александр Дмитриевич Просвирнин, под руководством которого также спроектированы «Чайки», ГАЗ-53А и десятки других видов техники. За свою деятельность он удостоен Сталинской премии, орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, медалей ВДНХ.
- Три автомобиля ГАЗ-66 участвовали в пробеге по болотам Забайкалья и до самого Владивостока, - рассказывает Наталья Колесникова. - С испытателями ехал заводской фотограф Николай Добровольский, который оставил бесценный летописный материал. В своих записках он рассказывает, что для этого полноприводного грузовика не существовало преград. Он проходил там, где увязал любой другой автомобиль.
Высокие награды
Продукция автомобильного завода не раз отмечалась призами на различных выставках, а коллектив награждался за ударный труд. В марте 1934 года Постановлением Президиума ЦИК СССР работники завода удостоились правительственных наград за окончание в рекордно короткие сроки строительства автогиганта и освоение производства.
Еще одна высокая награда, которой отмечен автомобильный завод, свидетельствует о доблести и настоящем трудовом подвиге заводчан. 9 марта 1944-го ГАЗ был удостоен ордена Красного Знамени за образцовое выполнение особого задания правительства страны, а именно за восстановление цехов и производств после бомбежек.
- В истории автозавода существуют поистине эпохальные события, - говорит Н.Колесникова. - Одно из них - строительство предприятия. Каким образом завод возвели всего за 18 месяцев полуголодные, плохо одетые люди, многие из которых были безграмотными?! Они жили идеей и стоически относились к бытовым трудностям. Еще один впечатляющий факт - это восстановление завода после фашистских бомбардировок. Завод вернули в строй за 100 дней и ночей. Это огромный подвиг и гигантский труд заводчан. И третье событие, характеризующее людей того времени, - совещание у Сталина в феврале 1943 года, на котором директора и главные конструкторы автомобильных заводов страны обсуждали послевоенное развитие советского автопрома. Еще не было Курской битвы, не наступил коренной перелом в ходе Великой Отечественной, а они уже думали о мирном будущем после победы.
Коллектив нашего предприятия продолжает славные традиции, заложенные предшественниками, и теперь уже российские власти высоко оценивают заслуги заводчан. Так, 16 февраля 2024 исполнится 20 лет с того момента, как работники ГАЗа удостоились премии Правительства РФ за разработку и освоение производства автомобилей «Газель» и «Соболь».
Кормилица на колесах
В июле 2024 года исполнится 30 лет с начала массового производства малотоннажных коммерческих автомобилей семейства «Газель».
В сложные годы переходной экономики, в 1990-е, автозавод сумел успешно войти в новые рыночные условия, своевременно освоив выпуск автомобилей «Газель» и «Соболь» в бортовом и фургонном исполнении.
Практичные легкие грузовики не имели аналогов в России. «Газель» не только «вывезла» сам автомобильный завод в 1990-е годы, но и дала мощный импульс развитию отечественного малого и среднего бизнеса, позволила решить проблему городских пассажироперевозок, качественно обновить автопарки медучреждений.
- Само слово «Газель» стало в нашей стране нарицательным, - отмечает директор Музея истории «ГАЗ». - У россиян вошло в привычку называть так практически любой микроавтобус или малотоннажный грузовик независимо от реальной марки и модели. А еще владельцы «Газели» часто называют ее кормилицей, народным автомобилем. Предприниматели ценят машину за функциональность и за то, что автомобиль в процессе эксплуатации быстро окупается.
За эти годы автомобиль прошел полную смену поколений и воплотился в современные семейства машин NEXT и NN, оснащенных передовыми техническими решениями. При этом в ходе любых изменений незыблемыми оставались лучшие черты бренда «Газель»: практичность, функциональность, низкая стоимость владения, надежная рамная конструкция, приспособленная к интенсивной эксплуатации.
Слаженный оркестр
Важнейшая дата 2024 года - 95 лет с момента создания конструкторской школы автозавода. За три года до введения в строй ГАЗа, был создан конструкторско-экспериментальный отдел (КЭО), собравший выдающихся конструкторов, чей труд положен в основу всей автомобильной промышленности страны. Сегодня это Объединенный инженерный центр, где создается надежная и функциональная автотехника для различных отраслей экономики и социальных учреждений.
Изначально инженеры технического бюро Автостроя под руководством Владимира Ципулина работали в здании на улице Рождественской. Первопроходцы создали бюро шасси, двигателей, кузовов, экспериментальную лабораторию, отдел переводов, светокопировальный кабинет, техническую библиотеку и многое другое.
- В 1933 году главным конструктором автозавода стал Андрей Липгарт, - рассказывает Наталья Колесникова. - Андрей Александрович был выдающимся инженером, сплотившим для проектирования новых моделей специалистов высочайшего класса. Фотолетописец Николай Добровольский отмечал, что этот коллектив напоминает ему оркестр, который великолепно звучит.
С именем Липгарта связано создание мощной конструкторской школы, которая повлияла на развитие всего отечественного автопрома. Сегодня это лучшая инженерная школа страны, где сконцентрированы традиции поколений, современные технологии проектирования и новые компетенции в области инжиниринга.
С именем Липгарта связано создание мощной конструкторской школы, которая повлияла на развитие всего отечественного автопрома. Сегодня это лучшая инженерная школа страны, где сконцентрированы традиции поколений, современные технологии проектирования и новые компетенции в области инжиниринга.