Новости и статистика автопрома

АВТОВАЗ ищет тоннаж ро-ро для усиления экспорта автомобилей

Российский автопроизводитель АВТОВАЗ собирается нарастить в 2024 году производство за счет экспорта за рубеж, в том числе на целевые рынки в Иране и Египте. Это следует из высказываний президента этой компании Максима Соколова. Такое намерение озвучено после двухлетнего спада внешнеторговых операций. Российский перевозчик грузов Fesco заявил, что он поддержит экспортные планы автопроизводителя предоставлением специализированной флотилии автомобильных паромов при условии, что АВТОВАЗ получит конкретный заказ на экспортную поставку.


Как сказал Соколов, АВТОВАЗ намерен экспортировать в 2024 году 25 000 готовых автомобилей и постепенно довести это количество до 100 000 ед. к 2030 году. Российский автопроизводитель ведет переговоры с Ираном о непосредственном экспорте готовых автомобилей и открытии сборочного завода в этой стране. Соколов также сказал, что АВТОВАЗ рассматривает возможность открытия аналогичного предприятия в Египте, но не сообщил дополнительных подробностей о мерах, которые будут приняты для продвижения экспорта.

В сентябре 2023 года компания Fesco обнародовала планы приобретения специализированной флотилии трейлерных судов-автовозов (типа ро-ро), чтобы помочь АВТОВАЗу экспортировать его готовые автомобили в Африку и на другие развивающиеся рынки. По словам председателя правления Fesco Андрея Северилова, эта сделка находилась бы в русле генеральной линии компании на диверсификацию ее флота, состоящего в первую очередь из контейнеровозов. Как заявил Северилов, решение о создании флотилии судов ро-ро (от англ. roll-on-roll-off) будет принято, как только АВТОВАЗ получит «конкретный заказ» на его готовые автомобили из-за рубежа.

Еще в июле 2023 года Северилов говорил, что идея создания флотилии таких судов была изначально выдвинута Соколовым в поиске способа расширения экспортных возможностей АВТОВАЗа на развивающихся рынках.

Говоря о возможном сотрудничестве с Fesco, Соколов заявил, что экспортные поставки готовых автомобилей в кооперации с этой компанией являются лишь одним из возможных вариантов. В дополнение Соколов сказал, что компания рассматривает возможность аренды океанских судов для доставки готовых автомобилей в Африку и Южную Америку.

Северилов, со своей стороны, заметил, что покупка новых судов не вызвала бы никаких проблем у его компании с учетом того, что мировой рынок таких судов остался открытым для российского бизнеса.

Компания Fesco традиционно была крупнейшей в России контейнерной судоходной линией, находящейся в частном владении. В январе 2023 года правительство решило национализировать эту компанию, и спустя несколько месяцев 93% государственной доли в капитале компании отошло Росатому, российской государственной ядерной корпорации.

Теневые флоты


Западные санкции внесли хаос в российский логистический сектор в 2022 году, временно нарушив осуществление экспорта товаров из страны. Поскольку ведущие западные грузоперевозчики и логистические фирмы разорвали связи с Россией, страна начала покупать транспортные суда для продолжения экспорта жизненно важных товаров.

За последние два года львиная доля российской нефти была перевезена так называемым теневым флотом, состоящим примерно из 500 судов, многие из которых были старыми танкерами. Подобный же флот был сформирован для экспортных поставок зерна и других сельскохозяйственных продуктов.

Согласно одному из источников в российской отрасли автомобильной логистики, в предшествующие годы Россия сильно зависела от иностранных флотов при необходимости массовых отгрузок автомобилей и не желала идти на прямые инвестиции без долгосрочных обязательств заказчика. Как поясняет источник, заказчики, в свою очередь, не хотели принимать на себя риски и обязательства, поскольку ситуация вокруг внутренних и зарубежных продаж была непредсказуемой.

В 2021 году, по оценке российского статистического агентства Росстат, Россия экспортировала 89 100 готовых автомобилей стоимостью почти 1,4 млрд. долларов. В 2022 году объем экспорта, как полагают, сократился почти втрое, хотя конкретные цифры недоступны.

Однако, даже в прошлые годы российские готовые автомобили поставлялись преимущественно по суше в пост-советские страны региона СНГ, тогда как объемы морских поставок были весьма незначительными.

В конечном итоге, как заявил упомянутый источник, успех всей инициативы будет зависеть от зарубежного спроса на российские бренды. А с учетом нынешнего состояния российской автомобильной промышленности, по мнению этого источника, не приходится ожидать каких-либо прорывных результатов в обозримом будущем.

Экспорт китайских автомобилей из России


Экспорт готовых автомобилей из России мог бы получить дополнительную поддержку со стороны китайских предприятий, прорабатывающих новые возможности на мировом рынке.

Например, по словам директора завода «Москвич» Олега Маслякова, этот возрожденный советский бренд, ведущий сборку готовых автомобилей JAC, рассматривает запуск экспорта автомобилей. Как отмечает Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» из Тольятти, Россия может экспортировать автомобили «Москвич» в дружественные страны по различным межправительственным соглашениям. Однако налаживание экспорта на другие рынки представляется непростой задачей и будет зависеть от соглашений с партнерами из Китая. Удалов считает, что экспорт автомобильной продукции с российских производственных площадок мог бы заинтересовать китайские компании.

Китайский бизнес стал главным бенефициаром исхода западных фирм с российского автомобильного рынка. В 2022 году семь китайских автопроизводителей генерировали в России рекордный доход 346 млрд. рублей (3,6 млрд. долларов), с ростом на 91% по отношению к предыдущему году. Их совокупная чистая прибыль составила 79 млрд. рублей против чистого убытка в предшествующие годы.
Новости членов Ассоциации