Новости и статистика автопрома

Ведущие зарубежные бренды стремятся не отставать от перехода Китая к NEV в условиях замедления внутреннего рынка КНР

Во второй половине 2024 года показатели автомобильного сектора Китая пошли на спад: согласно данным Ассоциации автопроизводителей Китая (СААМ), в июле и августе мировые продажи автомобилей китайского производства упали на 5%, а в сентябре – на 2% в годовом исчислении.

Общий объем мировых продаж всех произведенных в Китае транспортных средств за первые девять месяцев 2024 года вырос чуть более чем на 2% и составил 21,571 млн. единиц против 21,069 млн. единиц за аналогичный период прошлого года. При этом продажи легковых автомобилей выросли на 3% и составили 18,679 млн. единиц, тогда как продажи коммерческих автомобилей снизились на 2% и составили 2,892 млн. единиц. Совокупный объем продаж был поддержан ростом экспорта на 27% до 4,312 млн. единиц, включая 12-процентный рост поставок, до 968 тыс. единиц, «транспортных средств новой энергетики» (NEV), состоящих в основном из аккумуляторных электромобилей (BEV) и подзаряжаемых гибридов (PHEV). В то же время, продажи на внутреннем рынке упали на 5% с 18,183 млн. единиц до 17,259 млн. единиц, из них 7,392 млн. электромобилей категории NEV.

В начале этого года правительство Китая усилило стимулирование рынка в ответ на снижение потребительских расходов, которое замедлило рост ВВП до 4,7% в годовом исчислении во втором квартале по сравнению с 5,3% в первом квартале. В конце июля правительство Китая увеличило введенную в апреле единовременную субсидию в размере 10 000 юаней (1400 долларов) вдвое до 20 000 юаней для покупателей, обменивающих старые автомобили с ДВС на новые электромобили. У региональных правительств есть свои собственные программы стимулирования, в то время как центральный банк продолжает призывать кредиторов снижать требования к первоначальному взносу по автокредитам и процентные ставки.

В этом году показатели отдельных автопроизводителей значительно различались. Результаты таких компаний, как BYD Auto и Geely, которые одними из первых перешли на электромобили, существенно превзошли ожидания. Компания BYD, которая сейчас полностью сосредоточена на электромобилях, увеличила глобальные продажи с начала года на 32% до 2 747 875 единиц, в том числе увеличила продажи за рубежом на 105% до 297 881 единицы.

Совокупные мировые продажи автомобилей всех брендов группы Geely за девять месяцев выросли на 21% и составили 2 319 664 единицы. Темп роста продаж группы Great Wall был несколько ниже; их объем составил 853 813 единиц и был в значительной мере обусловлен ростом продаж за рубежом на 53% до 324 244 единиц.

В то же время некоторые из крупнейших государственных компаний, в том числе шанхайская группа SAIC Motor и группа GAC из Гуанчжоу, сообщили о резком снижении продаж в этом году. Отчасти это можно объяснить весьма низкими показателями их совместных предприятий с иностранными партнерами, но и их собственные предприятия тоже испытывают трудности с переходом на электромобили.

Мировые продажи SAIC Motor за первые девять месяцев этого года упали на 22% до 2 649 333 единиц, хотя продажи NEV увеличились на 15% до 748 027 единиц. Продажи за рубежом снизились на 12% и составили 739 207 единиц. Значительно упали поставки входящих в эту группу совместных предприятий SAIC-VW и SAIC-GM, которые на пике продаж 7-8 лет тому назад ежегодно продавали более двух миллионов автомобилей, что вдвое превышает текущие объемы продаж. Другое крупное совместное предприятие с участием Volkswagen, FAW-VW, также показало в этом году снижение продаж на 17%. А группа GAC, имеющая совместные предприятия с Honda и Toyota, сообщила о снижении продаж на 26% до 1 152 424 единиц.

Иностранным брендам приходится расплачиваться за то, что они не спешили переходить на NEV и удовлетворять растущий спрос местного рынка на интеллектуальные и подключенные транспортные средства. Обострение торговых войн между Китаем и его основными торговыми партнерами, такими как США и Европейский союз, также не способствует благоприятному отношению местного населения к иностранным брендам. В итоге, на долю местных брендов в настоящее время приходится более 63% общего объема продаж легковых автомобилей в Китае по сравнению с 36% в 2020 году.

По мере того, как производители сталкиваются с быстро растущим избытком производственных мощностей и сопутствующим снижением прибылей, особенно в области производства автомобилей с ДВС, набирает обороты реструктуризация совместных предприятий с иностранным участием.

Компания SAIC-VW планирует закрыть свой второй завод в Нанкине. Японские производители Honda и Nissan сокращают производственные мощности в Китае, а Mitsubishi полностью отказалась в прошлом году от производства автомобилей в стране. Корейская компания Hyundai Motor, которая в зените своей активности продавала в Китае более 1,6 млн. автомобилей в год, уже закрыла здесь несколько заводов, и скорее всего, за этим последуют новые закрытия. Продажи ее основного совместного предприятия Beijing Hyundaiв 2024 году снизились на 26% по сравнению с предыдущим годом. Предприятие Jeep Beijing обанкротилось и закрыто в 2022 году. Предприятия Ford и GM в Китае также работают на четверть своих мощностей, и объявление масштабной реструктуризации, похоже, является лишь вопросом времени.

Главное исключение из общего правила представляет собой компания Tesla: поставки с ее шанхайского завода с начала года упали всего на 3% до 675 758 единиц, при этом розничные продажи бренда на внутреннем рынке Китая выросли на 6% до 460 200 единиц. И всё это несмотря на растущую конкуренцию со стороны местных автопроизводителей, в первую очередь, электромобильного гиганта BYD Auto.

Пытаясь наверстать упущенное, ведущие зарубежные автопроизводители, в частности, немецкие компании, такие как VW Group, Mercedes-Benz и BMW, наращивают инвестиции в местные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В своем стремлении удовлетворить спрос рынка на интеллектуальные, подключенные и автономные транспортные средства, они укрепляют партнерские отношения с местными технологическими компаниями, такими как Baidu, ByteDance и Tencent. Компания VW недавно приобрела долю в китайском стартапе XPeng и планирует выпустить в 2026 году две модели электромобиля на базе платформы G9 BEV своего партнера.

Поскольку конкуренция со стороны китайских автопроизводителей продолжает усиливаться как в Китае, так и за рубежом, мировые бренды всё чаще рассматривают Китай как недорогую производственную базу для моделей следующего поколения. Это обусловлено не только растущими потребностями китайского рынка, но и спросом на глобальных рынках, включая Европу, которые стремятся в полной мере использовать доступные в этой стране передовые технологии и экономичные цепочки поставок.

Just Auto, Ю. Кравцов (ОАР)
Мировые новости автопрома