Новости и статистика автопрома

С контрактом BYD Узбекистан движется к превращению в региональную автомобильную сверхдержаву

Согласно недавно подписанному соглашению, завод BYD Uzbekistan, совместное предприятие китайского производителя электромобилей BYD и узбекской государственной корпорации «Узавтосаноат», намерен собирать 500 000 электромобилей и гибридов в год, превращая страну в крупнейшего производителя автомобилей на постсоветском пространстве.

18 марта президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ об утверждении инвестиционного соглашения между «Узавтосаноат» и BYD Auto, в соответствии с которым стороны должны инвестировать 160 млн. долларов в создание завода по сборке автомобилей в Узбекистане. «Узавтосаноат» будет владеть 60% акций завода, а BYD получит 40% акций.

Совместное предприятие нацелено на производство электромобилей BYD из полностью разобранных комплектов (CKD) с первоначальным объемом производства 50 000 машин в год, которое планируется начать к концу 2024 года. В некоторых источниках указывается, что завод откроется уже в июне.

В соответствии с соглашением инвесторы локализуют поставки компонентов, стимулируя местный бизнес и способствуя экономическому росту. К моменту достижения объема производства 500 000 единиц в год целевой показатель локализации должен составить 60%. Конкретные сроки не установлены, но в декабре 2023 года Мирзиёев заявил, что Узбекистан намерен увеличить производство автомобилей до 1 млн. единиц к 2030 году.

Подготовка к запуску электромобилей


Поскольку завод будет сосредоточен на производстве электромобилей и гибридов, правительство Узбекистана рассматривает также возможность значительных инвестиций в создание соответствующей инфраструктуры в стране. Следует заметить, что в прошлом году почти треть от общего объема импорта готовых автомобилей, или 25 000 единиц, составили автомобили с альтернативными силовыми установками. Официальные правительственные данные показывают, что в 2023 году Узбекистан импортировал 8 948 автомобилей BYD на сумму 293 млн. долларов, что соответствует средней цене одной машины 32 744 доллара.

В рамках упомянутого указа президент Узбекистана обязал правительство упорядочить импорт электромобилей и гибридов в страну со ссылкой на то, что импортируемые физическими лицами модели зачастую не адаптированы к местным климатическим и дорожным условиям и не имеют официальной гарантии производителя. В действительности, как считают маркетологи, эта мера может быть составной частью сделки с BYD, призванной устранить жизнеспособную конкуренцию китайскому автопроизводителю на рынке с 35-миллионным населением. В указе не оговаривается, как именно следует решать проблему частного импорта электромобилей и гибридов, дается лишь предписание правительству делать это на основе существующего законодательства и принципов ВТО.

Контракт с BYD поможет Узбекистану стать крупнейшим производителем автомобилей на постсоветском пространстве. В условиях, когда Россия продолжает преодолевать последствия экономического спада 2022 года, вызванного массовым уходом западных автопроизводителей, новая роль Узбекистана будет символизировать значительный сдвиг в региональной автомобильной промышленности.

Торговые потоки меняют направление


В течение многих лет Россия была доминирующей силой в автомобильной промышленности постсоветского пространства, на ее долю приходится более 80% продукции региона и львиная доля импорта для большинства стран. Однако с объявлением о начале массового производства электромобилей в Узбекистане эпоха российского доминирования, вероятно, уйдет в прошлое, свидетельствуя о значительных изменениях в автомобильном ландшафте региона.

По оценкам правительства, в 2023 году в Узбекистане было произведено 395 000 легковых автомобилей, что на 25% больше по сравнению с предыдущим годом. Тем временем, как отмечают официальные данные, на внутреннем рынке произошел ошеломляющий скачок продаж на 40% - до 452 000 единиц.

В прошлом году в России было произведено 526 000 легковых автомобилей по сравнению с 1,35 млн. единиц в 2021 году и 1,52 млн. единиц в 2019 (докоронавирусном) году.

Компания UzAuto Motors уже стала крупнейшим автопроизводителем на постсоветском пространстве, опередив российский АвтоВАЗ, который в прошлом году собрал всего 374 000 автомобилей.

В президентском указе, без раскрытия дополнительных деталей, говорится также, что экспорт станет важной частью стратегии развития бизнеса BYD в Узбекистане.

В декабре 2023 года правительство Узбекистана начало субсидировать логистику при экспорте готовых автомобилей, ожидая потратить около 200 миллиардов сомов (15,8 млн. долларов) на частичное возмещение транспортных расходов, связанных с доставкой автомобилей иностранным заказчикам в этом году.

Часть экспортируемых автомобилей предполагается к поставке в Россию, хотя UzAuto Motors и узбекские власти воздерживаются от конкретных прогнозов относительно объемов экспорта. В 2023 году Узбекистан экспортировал готовые автомобили на сумму 287 млн. долларов, в основном в другие постсоветские страны.

При оценке перспектив экспорта в этом году следует учитывать возможное воздействие изменения государственной политики в части прекращения с 2024 года субсидирования госбюджетом Узбекистана утилизационных сборов для экспортируемых автомобилей.


Мировые новости автопрома