В собрании приняли участие представители ПАО «КАМАЗ», АО «АВТОВАЗ», ПАО «СОЛЛЕРС», «БелАвтоМАЗ», ООО «УК «Группа ГАЗ», АО «АЗ «УРАЛ», ООО «Строительно-дорожные машины», ГНЦ ФГУП «НАМИ», ООО «ПРАМО-Электро», руководители комитетов Ассоциации, Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении. В собрании принял участие Председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации А.А. Фефелов.
Собрание проводил Председатель Совета Ассоциации С.А. Когогин.
С отчётом о работе Совета Ассоциации «ОАР» в 2023 году выступил С.А. Когогин.
В докладе было отмечено, что члены Ассоциации в реализацию Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2022 года № 4261-р.
После предпринятых в 2022 году усилий по стабилизации темпа спада автомобильного рынка, вызванного введением экономических санкций против России и исхода западных компаний, 2023 год, стартовый год Стратегии, начался обнадёживающими показателями автомобильного рынка. Общий темп спада продаж автомобилей всех типов, который по итогам 2022 года составил (- 53,5%), замедлился по итогам первого квартала 2023года до (- 30%). При этом спад продаж грузовиков и автобусов сменился ростом (на 21,6% и 8,9% соответственно).
В течении второго и третьего кварталов произошёл переход к положительной динамике продаж для всех категорий автомобильной техники. Значительную роль в оживлении продаж сыграло активное освоение российского рынка китайскими автопроизводителями, рыночная доля которых за период с 2021 года по 2023 год выросла по легковым автомобилям с 7,5% до 50,8%, по грузовикам с 8,0% до60,6% и по автобусам с 4,2% до 21,6%. По итогам 2023 года на российском рынке было продано новых легковых автомобилей–1 049 917 ед. (+66,7%), LCV–106 233 ед. (+32,1%), автобусов – 17 069 ед. (+25,7%).
В целом рынок вырос на 62,9% по отношению к 2022 году и составил 1 317 438 автомобилей всех типов, из которых 46,8% пришлось на продукцию, произведённую в России (при запланированном показателе доли местного производства по базовому сценарию Стратегии 48,7%). В легковом сегменте рынка по итогам 2023 года, лидирует АВТОВАЗ с рыночной долей 31%. В сегменте LCV лидерами продаж являются ГАЗ (доля 50%) и УАЗ (доля – 18%). Лидерами по продажам новых грузовиков стали КАМАЗ (доля – 22%), а также китайские бренды Sitrak (доля – 17%), Shacman (доля 14%) и FAW (доля 11%).
Фактические данные продаж 2023 года вписываются в основные показатели для сегментов легковых автомобилей, LCV и автобусов, а в сегменте грузовых автомобилей в полтора раза превосходят показатель Стратегии.
Пропорционально замедлению темпа спада продаж, на протяжении 2023 года замедлялся также общий темп спада производства: от (- 61,2%) по итогам 2022 года до (56,6%) по итогам первого квартала и до (- 22,3%) по итогам первого полугодия 2023 года. По результатам 8 месяцев 2023 года общий темп спада автомобильного производства в годовом исчислении замедлился до (- 5,3%), а по итогам первых трёх кварталов сменился ростом на 5,2%. В целом за 2023 год автомобильное производство в стране выросло, по сравнению с 2022 годом, почти на 205 и достигло 730 тыс. единиц.
Таким образом целевые показатели Стратегии, касательно производства автомобильной техники в 2023 году, успешно выполнены как по совокупному объёму (730 тыс. ед. против целевого показателя 626 тыс.ед.), так и по каждой категории транспортных средств в отдельности. Особенно высокий результат достигнут в производстве легковых автомобилей (526 тыс. ед. против целевого показателя 470 тыс. ед.).
Вместе с тем, необходимо отметить, что производство электроавтомобилей и электробусов, составившее в совокупном объёме 5,7 тыс.ед., несколько ниже установленного в Стратегии на 2023 год базового показателя 6 тыс.ед.
На ряду с ростом производства автомобильной техники организациям–членами Ассоциации «ОАР» продолжали осуществляться меры по повышению уровня локализации производителей автомобильной техники и автокомпонентов. Однако следует отметить, что темпы развития производства в стране критичных для автопроизводителей компонентов в электронной, нефтеперерабатывающей и подшипниковой отраслях отстают от темпов роста производства автомобильной техники.
Рассматривая перспективы развития отрасли на 2024 год, было заявлено, что начало 2024 года отмечено ростом в стране рынка и производства автомобильной техники. На основе имеющихся данных продаж и анализа их динамики в течении 2023 года, можно ожидать совокупного роста автомобильного рынка в 2024 году на 9,8% по отношению к 2023 году и достижения общего объёма продаж всех категорий автомобильной техники 1 447 тыс.ед. (против 1 285 тыс.ед., предусмотренных Стратегией). При это рост продаж в отдельных сегментах рынка составит следующие процентные величины: в сегменте легковых автомобилей 10%, сегменте лёгких коммерческих автомобилей 12%, сегменте грузовых автомобилей 7,5%, сегменте автобусов 7%.
В физических объёмах прогнозируемые продажи грузовиков (155 тыс. ед.) в 1,5 раза превышают заложенный в Стратегию показатель. Прогнозы продаж для других сегментов (легковые - 1 155 тыс. LCV - 119 тыс., автобусы - 18 тыс.ед.) незначительно отличаются в сторону повышения от целевых показателей Стратегии. Для выхода на целевой показатель 2024 года по совокупному объёму производства автомобильной техники необходимо обеспечить общий рост производства, по отношению к 2023 году, не менее чем на 15% до 839 тыс. автомобилей, включая 660 тыс. легковых автомобилей, 84 тыс. LCV, 81 тыс. грузовиков, 14 тыс. автобусов. Важной задачей является также увеличение совокупного объёма производства электроавтомобилей и электробусов втрое, до 17,5 тыс. единиц.
В выступлениях участников собрания было отмечено, что автомобильный парк, составляющий на 1 января 2024 года, 50,6 млн. штук показал тенденцию к старению. Самый возрастной парк - парк грузовых автомобилей, средний возраст которых превышает 21 год, средний возраст автобусов составляет около 16 лет, LCV - 14,5 лет, а легковых автомобилей немного выше 11 лет. При этом надо отметить, что в парке грузовых автомобилей и автобусов только соответственно 7,5% и 4,9% автомобилей с двигателями Евро 5 и выше. Таким образом, сохраняется необходимость принятие мер по обновлению автомобильного парка, особенно в Сибирском, Дальневосточном и Южном Федеральных округах. В 2024 году представляется целесообразным продолжать продвижение инициатив Ассоциации по обновлению парка, особенно пассажирского и коммунального.
Выход из кризиса, объявление производителями модельных рядов выпускаемых и готовящихся к выпуску автомобилей до 2030 года, в том числе включающие электрические, беспилотные и работающие на сжатом и сжиженном природном газе, позволяет вновь вернуться к вопросам администрирования процессов обновления, прежде всего муниципального транспорта.
Требующими решения в 2024 и последующие годы остаются вопросы технологического суверенитета отрасли и связанных с ним вопросов совершенствование системы технического регулирования, отстающих, в настоящее время, от запросов отрасли, расширение внедрения менеджмента качества в организациях автомобильной промышленности и смежных отраслях в соответствии с ГОСТ Р 58139 «Системы менеджмента качества. Требования к организациям автомобильной промышленности», роста производительности труда, подготовки для автомобильной промышленности высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров, совершенствование информационно-выставочной деятельности.
На собрании был рассмотрен вопрос проведения в 2024 году празднования в отрасли «Дня машиностроителя». С информацией о подготовке к празднику выступил Председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации А.А. Фефелов. Была поддержана инициатива Председателя Совета Ассоциации «ОАР» С.А. Когогина и А.А. Фефелова о проведении празднования «Дня машиностроителя» поочерёдно на предприятиях-членах Ассоциации. Начало традиции в 2024 году положит Уральский автомобильный завод, предложивший совместить праздник машиностроителей с 80-летием выпуска первых автомобилей с маркой УРАЛ.
С информацией о подготовке и проведении первого в отрасли конкурса профессионального мастерства в номинации «Конструктор в автомобилестроении» и «Дизайнер в машиностроении» на собрании выступил Председатель Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации А.А. Фефелов и заместитель исполнительного директора Ассоциации «ОАР» А.М. Серёженкин. С целью расширения состава конкурсантов, было принято решение о продлении принятия заявок на участие в конкурсе до 30 июня 2024 года.
На собрании были утверждены отчёт Ревизионной комиссии Ассоциации «ОАР» по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности Ассоциации «ОАР», финансовый отчёт и годовой бухгалтерский баланс Ассоциации «ОАР» за 2023 год, а также были рассмотрены другие вопросы текущей деятельности Ассоциации.
Участники собрания выражают благодарность руководства Волжского автомобильного завода и всем сотрудникам, обеспечивающих самые благоприятные условия проведения годового Общего собрания организаций-членов Ассоциации «ОАР».
Собрание проводил Председатель Совета Ассоциации С.А. Когогин.
С отчётом о работе Совета Ассоциации «ОАР» в 2023 году выступил С.А. Когогин.
В докладе было отмечено, что члены Ассоциации в реализацию Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2022 года № 4261-р.
После предпринятых в 2022 году усилий по стабилизации темпа спада автомобильного рынка, вызванного введением экономических санкций против России и исхода западных компаний, 2023 год, стартовый год Стратегии, начался обнадёживающими показателями автомобильного рынка. Общий темп спада продаж автомобилей всех типов, который по итогам 2022 года составил (- 53,5%), замедлился по итогам первого квартала 2023года до (- 30%). При этом спад продаж грузовиков и автобусов сменился ростом (на 21,6% и 8,9% соответственно).
В течении второго и третьего кварталов произошёл переход к положительной динамике продаж для всех категорий автомобильной техники. Значительную роль в оживлении продаж сыграло активное освоение российского рынка китайскими автопроизводителями, рыночная доля которых за период с 2021 года по 2023 год выросла по легковым автомобилям с 7,5% до 50,8%, по грузовикам с 8,0% до60,6% и по автобусам с 4,2% до 21,6%. По итогам 2023 года на российском рынке было продано новых легковых автомобилей–1 049 917 ед. (+66,7%), LCV–106 233 ед. (+32,1%), автобусов – 17 069 ед. (+25,7%).
В целом рынок вырос на 62,9% по отношению к 2022 году и составил 1 317 438 автомобилей всех типов, из которых 46,8% пришлось на продукцию, произведённую в России (при запланированном показателе доли местного производства по базовому сценарию Стратегии 48,7%). В легковом сегменте рынка по итогам 2023 года, лидирует АВТОВАЗ с рыночной долей 31%. В сегменте LCV лидерами продаж являются ГАЗ (доля 50%) и УАЗ (доля – 18%). Лидерами по продажам новых грузовиков стали КАМАЗ (доля – 22%), а также китайские бренды Sitrak (доля – 17%), Shacman (доля 14%) и FAW (доля 11%).
Фактические данные продаж 2023 года вписываются в основные показатели для сегментов легковых автомобилей, LCV и автобусов, а в сегменте грузовых автомобилей в полтора раза превосходят показатель Стратегии.
Пропорционально замедлению темпа спада продаж, на протяжении 2023 года замедлялся также общий темп спада производства: от (- 61,2%) по итогам 2022 года до (56,6%) по итогам первого квартала и до (- 22,3%) по итогам первого полугодия 2023 года. По результатам 8 месяцев 2023 года общий темп спада автомобильного производства в годовом исчислении замедлился до (- 5,3%), а по итогам первых трёх кварталов сменился ростом на 5,2%. В целом за 2023 год автомобильное производство в стране выросло, по сравнению с 2022 годом, почти на 205 и достигло 730 тыс. единиц.
Таким образом целевые показатели Стратегии, касательно производства автомобильной техники в 2023 году, успешно выполнены как по совокупному объёму (730 тыс. ед. против целевого показателя 626 тыс.ед.), так и по каждой категории транспортных средств в отдельности. Особенно высокий результат достигнут в производстве легковых автомобилей (526 тыс. ед. против целевого показателя 470 тыс. ед.).
Вместе с тем, необходимо отметить, что производство электроавтомобилей и электробусов, составившее в совокупном объёме 5,7 тыс.ед., несколько ниже установленного в Стратегии на 2023 год базового показателя 6 тыс.ед.
На ряду с ростом производства автомобильной техники организациям–членами Ассоциации «ОАР» продолжали осуществляться меры по повышению уровня локализации производителей автомобильной техники и автокомпонентов. Однако следует отметить, что темпы развития производства в стране критичных для автопроизводителей компонентов в электронной, нефтеперерабатывающей и подшипниковой отраслях отстают от темпов роста производства автомобильной техники.
Рассматривая перспективы развития отрасли на 2024 год, было заявлено, что начало 2024 года отмечено ростом в стране рынка и производства автомобильной техники. На основе имеющихся данных продаж и анализа их динамики в течении 2023 года, можно ожидать совокупного роста автомобильного рынка в 2024 году на 9,8% по отношению к 2023 году и достижения общего объёма продаж всех категорий автомобильной техники 1 447 тыс.ед. (против 1 285 тыс.ед., предусмотренных Стратегией). При это рост продаж в отдельных сегментах рынка составит следующие процентные величины: в сегменте легковых автомобилей 10%, сегменте лёгких коммерческих автомобилей 12%, сегменте грузовых автомобилей 7,5%, сегменте автобусов 7%.
В физических объёмах прогнозируемые продажи грузовиков (155 тыс. ед.) в 1,5 раза превышают заложенный в Стратегию показатель. Прогнозы продаж для других сегментов (легковые - 1 155 тыс. LCV - 119 тыс., автобусы - 18 тыс.ед.) незначительно отличаются в сторону повышения от целевых показателей Стратегии. Для выхода на целевой показатель 2024 года по совокупному объёму производства автомобильной техники необходимо обеспечить общий рост производства, по отношению к 2023 году, не менее чем на 15% до 839 тыс. автомобилей, включая 660 тыс. легковых автомобилей, 84 тыс. LCV, 81 тыс. грузовиков, 14 тыс. автобусов. Важной задачей является также увеличение совокупного объёма производства электроавтомобилей и электробусов втрое, до 17,5 тыс. единиц.
В выступлениях участников собрания было отмечено, что автомобильный парк, составляющий на 1 января 2024 года, 50,6 млн. штук показал тенденцию к старению. Самый возрастной парк - парк грузовых автомобилей, средний возраст которых превышает 21 год, средний возраст автобусов составляет около 16 лет, LCV - 14,5 лет, а легковых автомобилей немного выше 11 лет. При этом надо отметить, что в парке грузовых автомобилей и автобусов только соответственно 7,5% и 4,9% автомобилей с двигателями Евро 5 и выше. Таким образом, сохраняется необходимость принятие мер по обновлению автомобильного парка, особенно в Сибирском, Дальневосточном и Южном Федеральных округах. В 2024 году представляется целесообразным продолжать продвижение инициатив Ассоциации по обновлению парка, особенно пассажирского и коммунального.
Выход из кризиса, объявление производителями модельных рядов выпускаемых и готовящихся к выпуску автомобилей до 2030 года, в том числе включающие электрические, беспилотные и работающие на сжатом и сжиженном природном газе, позволяет вновь вернуться к вопросам администрирования процессов обновления, прежде всего муниципального транспорта.
Требующими решения в 2024 и последующие годы остаются вопросы технологического суверенитета отрасли и связанных с ним вопросов совершенствование системы технического регулирования, отстающих, в настоящее время, от запросов отрасли, расширение внедрения менеджмента качества в организациях автомобильной промышленности и смежных отраслях в соответствии с ГОСТ Р 58139 «Системы менеджмента качества. Требования к организациям автомобильной промышленности», роста производительности труда, подготовки для автомобильной промышленности высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров, совершенствование информационно-выставочной деятельности.
На собрании был рассмотрен вопрос проведения в 2024 году празднования в отрасли «Дня машиностроителя». С информацией о подготовке к празднику выступил Председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации А.А. Фефелов. Была поддержана инициатива Председателя Совета Ассоциации «ОАР» С.А. Когогина и А.А. Фефелова о проведении празднования «Дня машиностроителя» поочерёдно на предприятиях-членах Ассоциации. Начало традиции в 2024 году положит Уральский автомобильный завод, предложивший совместить праздник машиностроителей с 80-летием выпуска первых автомобилей с маркой УРАЛ.
С информацией о подготовке и проведении первого в отрасли конкурса профессионального мастерства в номинации «Конструктор в автомобилестроении» и «Дизайнер в машиностроении» на собрании выступил Председатель Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации А.А. Фефелов и заместитель исполнительного директора Ассоциации «ОАР» А.М. Серёженкин. С целью расширения состава конкурсантов, было принято решение о продлении принятия заявок на участие в конкурсе до 30 июня 2024 года.
На собрании были утверждены отчёт Ревизионной комиссии Ассоциации «ОАР» по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности Ассоциации «ОАР», финансовый отчёт и годовой бухгалтерский баланс Ассоциации «ОАР» за 2023 год, а также были рассмотрены другие вопросы текущей деятельности Ассоциации.
Участники собрания выражают благодарность руководства Волжского автомобильного завода и всем сотрудникам, обеспечивающих самые благоприятные условия проведения годового Общего собрания организаций-членов Ассоциации «ОАР».