Новости и статистика автопрома

ПРОГНОЗ РЫНКА НОВЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НА 2024–2025 ГГ.

Прогноз по рынку новых грузовых автомобилей[*] сформирован с построением трех сценариев: базового, оптимистичного и пессимистичного.

Согласно всем трем сценариям прогноза на российский автомобильный рынок оказывают негативное влияние следующие факторы.

1. Санкции (ЕС, США и других стран). После 24 февраля 2022 г. против РФ были введены экономические санкции, которые затронули в том числе и автомобильный рынок. Действует запрет на экспорт в РФ грузовой техники, автокомпонентов, запчастей, технологий и оборудования. Тем не менее автомобильный рынок РФ адаптировался к новым условиям, большая часть техники, поставляемой из стран, которые объявили санкции против РФ, замещена китайской, российской и белорусской техникой. Также небольшое количество зарубежной техники поставляется по альтернативному импорту. Исходя из мировых политических трендов мы предполагаем, что санкции против РФ сохранятся в 2024–2025 гг.

2. Высокие процентные ставки по кредиту и лизингу. 18 декабря 2023 г. ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 16%, эта ставка действует и в январе-июле 2024 г. С ростом ключевой ставки выросли ставки по кредитам и лизингу, что сделало эти финансовые инструменты менее доступными. Негативное влияние высоких ставок по лизингу и кредиту сохранится во второй половине 2024 и в 2025 году. Процентные ставки по лизингу и кредиту будут зависеть от ключевой ставки ЦБ РФ, которая может быть увеличена во втором полугодии 2024 или в 2025 году.

3. Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники. С августа 2023 г. были увеличены коэффициенты утилизационного сбора на грузовые автомобили. Учитывая то, что российским автопроизводителям, подписавшим СПИК, затраты по уплате утилизационного сбора компенсируются в виде промышленных субсидий, его повышение прежде всего негативно сказывается на ценах на китайские и другие импортируемые грузовые автомобили. Также с 1 апреля 2024 г. налоги и сборы, которые были не доплачены из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввезенных в РФ из стран ЕАЭС, учитываются в составе утилизационного сбора. Во втором полугодии 2024 и 2025 года ожидается дальнейшая индексация коэффициентов утилизационного сбора.

С 1 октября 2023 г. сертификация автомобилей тех брендов, которые не прекращали официальные поставки в Россию, и не включены в перечень брендов, разрешенных к параллельному импорту, осуществляется в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». На автомобили этих брендов оформляется ОТТС, ранее можно было оформлять ЗОЕТС. Также для юридических лиц обязательна установка системы ЭРА-ГЛОНАСС при ввозе автомобилей. Данные требования будут сохраняться во 2 полугодии 2024 и 2025 года

Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники приводит к повышению цен на грузовые автомобили, что негативно сказывается на рынке.

4. Реализация отложенного спроса. Многие перевозчики, строительные компании, компании из других сфер деятельности закупили грузовую технику в 2023 г. и не будут так же интенсивно обновлять и расширять парки в 2024 – 2025 годах.

5. Ограниченное производство грузовых автомобилей. С 2022 г. в России прекращено производство грузовых автомобилей иностранных брендов, таких как Volvo, Mercedes-Benz, Mitsubishi Fuso и др. С августа 2023 г. происходит ужесточение условий импорта в Россию грузовых автомобилей в РФ (повышение утилизационного сбора, усложнение сертификации импортных автомобилей и т.д.). В этой связи для дальнейшего развития рынка необходимо инвестировать в создание новых производств грузовых автомобилей на территории РФ.

Китайские производители осуществляют сборку или доработку грузовых автомобилей на мощностях российских автопроизводителей лишь в небольших объемах и не озвучивают планов по инвестированию в развитие полноценного производства своих брендов в РФ в ближайшие годы. Открытие производств в РФ автопроизводителями из других стран не планируется в рассматриваемый период.

6. Налоговая реформа 2025 г. В 2025 г. в РФ будет проведена налоговая реформа и вырастет налоговая нагрузка на компании, индивидуальных предпринимателей, что приведет к дальнейшему росту цен на автомобили, запчасти, сервисное обслуживание и т.д. Кроме того, у ряда потенциальных покупателей грузовой техники могут снизиться финансовые возможности по обновлению парков грузовых автомобилей.

Тем не менее, существуют факторы, позволяющие сгладить негативные тенденции на рынке новых грузовых автомобилей в 2024–2025 гг.

1. Рост расстояний и объемов грузоперевозок. В связи с санкциями фактически закрылось западное направление для автомобильных перевозок. В 2022–2024 гг. логистические компании стали активно использовать альтернативные пути доставки грузов в РФ (маршрут через Республику Беларусь, Турецкий хаб, Шелковый путь (Россия – Казахстан – Китай) и др.).

Увеличение расстояний транспортировки приводит к увеличению сроков перевозки грузов, что требует дополнительное количество грузового автотранспорта.

В 2024-2025 гг. ожидается рост грузооборота автомобильного транспорта. По данным Росстата в январе – мае 2024 г. грузооборот автомобильного транспорта вырос на 7,5%.

2. Развитие вновь присоединенных к РФ территорий (ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей). Для новых территорий требуется закупка новой грузовой техники для осуществления строительных работ, восстановления коммунальной инфраструктуры и обеспечения транспортировки грузов.

3. Меры государственной поддержки рынка грузовых автомобилей. Государственные закупки грузовой техники.

В 2024 г. для рынка грузовых автомобилей действуют меры государственной поддержки. Под программы льготного лизинга в 2024 г. попадают седельные тягачи и беспилотные грузовые автомобили, а не вся грузовая техника. На реализацию программ в 2024 г. было выделено 9 млрд руб. (седельные тягачи, беспилотные грузовые автомобили, автобусы, микроавтобусы, электромобили). В 2025 г. продолжится действие программы льготного лизинга с бюджетом в 11 млрд. руб. (все типы автомобилей, которые попадут под действие программы).

До конца 2024 г. ожидаются закупки грузовой техники на газомоторном топливе в рамках Постановления Правительства РФ от 13.05.2020 N 669 и грузовой техники на всех типах топлива в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Также будет закупаться грузовая техника для сельского хозяйства в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия. Однако по данной программе будет закупаться лишь небольшой объем техники на базе колесных транспортных средств (в основном по ней закупается техника на базе тракторов и гусеничная техника).

4. Стандартные циклы замещения грузовой техники. В 2024 и 2025 гг. будет происходить выбытие из парков старой, изношенной и аварийной грузовой техники и замещение ее на новую технику.

Согласно всем сценариям прогноза на российском рынке грузовых автомобилей в 2024 -2025 годах продолжат продаваться в основном российские, китайские и белорусские бренды. Также будут продаваться новые автомобили, ввозимые по параллельному импорту, и автомобили иностранных брендов, произведенные на территории КНР и «дружественных» стран по отношению к РФ.

Базовый сценарий прогноза предполагает:

2024 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ может быть увеличена на 1–2 процентных пункта во втором полугодии 2024 г., что приведет к дальнейшему удорожанию кредита и лизинга,

- дополнительное финансирование на государственные программы льготного лизинга во втором полугодии 2024 г. выделяться не будет,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 2,5% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 6,1%.

2025 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ в 2025 г. останется на уровне второго квартала 2024 г., кредит и лизинг транспортных средств останется дорогим,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,6% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 5,2%.

Оптимистичный сценарий прогноза предполагает:

2024 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ во втором полугодии 2024 г. останется на уровне 16% и значительного удорожания кредита и лизинга не произойдет,

- возможно будет выделено дополнительное финансирование на программы льготного лизинга во втором полугодии 2024 г.

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 2,7% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 5,1%.

2025 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ может снизиться на несколько процентных пунктов в 2025 г., кредит и лизинг транспортных средств станет доступнее,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,8% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 4,2%.

Пессимистичный сценарий прогноза предполагает:

2024 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ может быть увеличена более чем на 2 процентных пункта во втором полугодии 2024 г., что приведет к дальнейшему удорожанию кредита и лизинга транспортных средств,

- дополнительное финансирование на государственные программы льготного лизинга во втором полугодии 2024 г. выделяться не будет,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 2,0% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 7,1%.

2025 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ продолжит расти в 2025 г., следовательно процентные ставки по кредиту и лизингу будут расти,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,4% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 6,2%.