В декабре 2024 года объем мирового рынка легких (легковых и легких коммерческих) автомобилей вырос на 6% в годовом исчислении, что стало хорошим завершением года. В целом, по оценочным данным аналитической компании GlobalData, мировые продажи легких автомобилей составили 89 млн. единиц, превысив на 2% результат предыдущего года.
На ключевых рынках США, Китая и Западной Европы продажи заметно выросли, обеспечив общий положительный итог по всему миру. В США годовой объем продаж составил 16 млн. единиц, что является лучшим показателем после пандемии, в то время как продажи в Западной Европе слегка подросли по сравнению с предыдущими неутешительными результатами. Автомобильный рынок Китая показал хорошие результаты благодаря государственным стимулам, субсидиям на утилизацию и высокому спросу на электромобили. Сводный итог мировых продаж в 2024 году в распределении по основным рынкам показан ниже.
Мировые продажи легких автомобилей в январе-декабре 2024 года
На ключевых рынках США, Китая и Западной Европы продажи заметно выросли, обеспечив общий положительный итог по всему миру. В США годовой объем продаж составил 16 млн. единиц, что является лучшим показателем после пандемии, в то время как продажи в Западной Европе слегка подросли по сравнению с предыдущими неутешительными результатами. Автомобильный рынок Китая показал хорошие результаты благодаря государственным стимулам, субсидиям на утилизацию и высокому спросу на электромобили. Сводный итог мировых продаж в 2024 году в распределении по основным рынкам показан ниже.
Мировые продажи легких автомобилей в январе-декабре 2024 года
единиц

*включая Турцию
Источник: GlobalData
Северная Америка
В США в 2024 году было продано 16,0 млн. легких автомобилей, что на 2,6% больше, чем в 2023 году. Хотя это и стало лучшим результатом со времен пандемии, тем не менее, остается не преодоленным отставание в один миллион единиц от показателя продаж 2019 года. В Канаде продажи выросли за год на 7% до 1,8 млн. единиц, а в Мексике годовой рост составил 12,2% до 1,52 млн. единиц.
Европа
Продажи легких автомобилей в Западной Европе скромно увеличились в 2024 году на 1% до 13,4 млн. единиц. В 2025 году ожидается продолжение роста в связи с дальнейшим снижением процентных ставок и выпуском новых моделей по более конкурентоспособным ценам. В то же время, Европа продолжает сталкиваться с многочисленными политическими и экономическими препятствиями, особенно в отношении внедрения электромобилей.
В Восточной Европе (с учетом Турции) годовые продажи выросли на 15%, достигнув 4,6 млн. единиц. Особенно динамично развивался российский рынок, показавший годовой рост на 46% до 1,7 млн. автомобилей. При этом интенсивный рост внутреннего производства компенсировал снижение импорта, вызванное повышением в октябре сборов за утилизацию транспортных средств. Продажи в Турции по-прежнему находятся на высоком уровне по сравнению с историческими показателями: в 2024 году было продано 1,2 млн. легких автомобилей.
Китай
Предварительные данные свидетельствуют о том. что внутренний рынок Китая завершил 2024 год на прочной основе. По оценкам, в 2024 году общий объем продаж легких автомобилей вырос на 1% до 25,5 млн. единиц, что является самым высоким показателем с 2018 года. Этому способствовали субсидии на утилизацию старых машин при покупке новых, различные стимулы и значительное снижение цен.
Чтобы поддержать динамику рынка, правительство продлило программу утилизационных субсидий до конца 2025 года, а также расширило перечень транспортных средств, на которые эти субсидии распространяются. Кроме того, остается в силе до конца этого года освобождение от налога с продаж для «транспортных средств новой энергетики» (NEV), то есть аккумуляторных электромобилей (BEV) и плагин-гибридов (PHEV). Таким образом, ожидается, что в этом году продажи останутся на высоком уровне благодаря активным продажам NEV (которые в сегменте легких автомобилей уже превзошли во втором полугодии 2024 года продажи автомобилей с ДВС). Тем не менее, неопределенность мировой обстановки и сохраняющийся спад на рынке недвижимости создают риски для экономики и автомобильного рынка.
Другие азиатские рынки
Японский рынок завершил 2024 год на минорной ноте. За весь 2024 год общий объем продаж легких автомобилей снизился на 7,6% и составил всего 4,38 млн. единиц, что является самым низким показателем с 2011 года (года землетрясения и цунами в Тохоку), если не считать 2021 и 2022 годы, искаженные пандемией. Столь неутешительные результаты можно объяснить, главным образом, нехваткой поставок, вызванной скандалом с сертификацией транспортных средств. Устойчивая инфляция, слабая иена и снижение реальной заработной платы также подорвали покупательную способность потребителей.
Корейский рынок на фоне политических потрясений потерял динамику. В 2024 году общий объем продаж легких автомобилей составил чуть менее 1,6 млн. единиц, сократившись за год на 6,7%, что стало худшим результатом с 2013 года. Среди факторов, повлиявших на такой слабый результат, были опережающий эффект временного снижения налогов в 2023 году, высокие ставки финансирования и устаревание моделей в сегменте легких коммерческих автомобилей, продажи которых были особенно низкими: в 2024 году оги упали на 23%.
Южная Америка
Продажи легких автомобилей в Бразилии в 2024 году выросли на 14% по отношению к предыдущему году и достигли 2,48 млн. единиц. Этот объем по-прежнему значительно ниже уровня в 3 млн. единиц в год, который наблюдался в период с 2009 по 2014 год, однако примечательно, что продажи в 2024 году были лучшими после того благополучного периода, за исключением 2019 года.
В Аргентине слабый первый квартал 2024 года сделал достижение роста продаж за весь год крайне сложным, хотя по ходу продвижения года рынок заметно укрепился, и в итоге продажи составили 390 тыс. единиц, что на 8% меньше, чем в предыдущем году.
Прогноз на 2025 год
Согласно текущему прогнозу аналитической компании S&P Global Mobility, в 2025 году мировые продажи новых автомобилей вырастут на 1,7% по отношению к 2024 году и составят 89,6 млн. единиц. Мировой автомобильный сектор по-прежнему сосредоточен на управлении производством и запасами в соответствии с региональными тенденциями спроса, которые включают замедление роста на ключевых рынках, в некоторых случаях связанное с более низкими темпами внедрения электромобилей.
Just Auto, Ю. Кравцов (ОАР)
Источник: GlobalData
Северная Америка
В США в 2024 году было продано 16,0 млн. легких автомобилей, что на 2,6% больше, чем в 2023 году. Хотя это и стало лучшим результатом со времен пандемии, тем не менее, остается не преодоленным отставание в один миллион единиц от показателя продаж 2019 года. В Канаде продажи выросли за год на 7% до 1,8 млн. единиц, а в Мексике годовой рост составил 12,2% до 1,52 млн. единиц.
Европа
Продажи легких автомобилей в Западной Европе скромно увеличились в 2024 году на 1% до 13,4 млн. единиц. В 2025 году ожидается продолжение роста в связи с дальнейшим снижением процентных ставок и выпуском новых моделей по более конкурентоспособным ценам. В то же время, Европа продолжает сталкиваться с многочисленными политическими и экономическими препятствиями, особенно в отношении внедрения электромобилей.
В Восточной Европе (с учетом Турции) годовые продажи выросли на 15%, достигнув 4,6 млн. единиц. Особенно динамично развивался российский рынок, показавший годовой рост на 46% до 1,7 млн. автомобилей. При этом интенсивный рост внутреннего производства компенсировал снижение импорта, вызванное повышением в октябре сборов за утилизацию транспортных средств. Продажи в Турции по-прежнему находятся на высоком уровне по сравнению с историческими показателями: в 2024 году было продано 1,2 млн. легких автомобилей.
Китай
Предварительные данные свидетельствуют о том. что внутренний рынок Китая завершил 2024 год на прочной основе. По оценкам, в 2024 году общий объем продаж легких автомобилей вырос на 1% до 25,5 млн. единиц, что является самым высоким показателем с 2018 года. Этому способствовали субсидии на утилизацию старых машин при покупке новых, различные стимулы и значительное снижение цен.
Чтобы поддержать динамику рынка, правительство продлило программу утилизационных субсидий до конца 2025 года, а также расширило перечень транспортных средств, на которые эти субсидии распространяются. Кроме того, остается в силе до конца этого года освобождение от налога с продаж для «транспортных средств новой энергетики» (NEV), то есть аккумуляторных электромобилей (BEV) и плагин-гибридов (PHEV). Таким образом, ожидается, что в этом году продажи останутся на высоком уровне благодаря активным продажам NEV (которые в сегменте легких автомобилей уже превзошли во втором полугодии 2024 года продажи автомобилей с ДВС). Тем не менее, неопределенность мировой обстановки и сохраняющийся спад на рынке недвижимости создают риски для экономики и автомобильного рынка.
Другие азиатские рынки
Японский рынок завершил 2024 год на минорной ноте. За весь 2024 год общий объем продаж легких автомобилей снизился на 7,6% и составил всего 4,38 млн. единиц, что является самым низким показателем с 2011 года (года землетрясения и цунами в Тохоку), если не считать 2021 и 2022 годы, искаженные пандемией. Столь неутешительные результаты можно объяснить, главным образом, нехваткой поставок, вызванной скандалом с сертификацией транспортных средств. Устойчивая инфляция, слабая иена и снижение реальной заработной платы также подорвали покупательную способность потребителей.
Корейский рынок на фоне политических потрясений потерял динамику. В 2024 году общий объем продаж легких автомобилей составил чуть менее 1,6 млн. единиц, сократившись за год на 6,7%, что стало худшим результатом с 2013 года. Среди факторов, повлиявших на такой слабый результат, были опережающий эффект временного снижения налогов в 2023 году, высокие ставки финансирования и устаревание моделей в сегменте легких коммерческих автомобилей, продажи которых были особенно низкими: в 2024 году оги упали на 23%.
Южная Америка
Продажи легких автомобилей в Бразилии в 2024 году выросли на 14% по отношению к предыдущему году и достигли 2,48 млн. единиц. Этот объем по-прежнему значительно ниже уровня в 3 млн. единиц в год, который наблюдался в период с 2009 по 2014 год, однако примечательно, что продажи в 2024 году были лучшими после того благополучного периода, за исключением 2019 года.
В Аргентине слабый первый квартал 2024 года сделал достижение роста продаж за весь год крайне сложным, хотя по ходу продвижения года рынок заметно укрепился, и в итоге продажи составили 390 тыс. единиц, что на 8% меньше, чем в предыдущем году.
Прогноз на 2025 год
Согласно текущему прогнозу аналитической компании S&P Global Mobility, в 2025 году мировые продажи новых автомобилей вырастут на 1,7% по отношению к 2024 году и составят 89,6 млн. единиц. Мировой автомобильный сектор по-прежнему сосредоточен на управлении производством и запасами в соответствии с региональными тенденциями спроса, которые включают замедление роста на ключевых рынках, в некоторых случаях связанное с более низкими темпами внедрения электромобилей.
Just Auto, Ю. Кравцов (ОАР)