Новости и статистика автопрома

Влияние стимулов на продажи электромобилей: сравнительный анализ на примере Европы

Мировой рынок аккумуляторных электромобилей (BEV) столкнулся в последнее время с многочисленными проблемами, и Европа является наглядным тому подтверждением. Как потенциальные покупатели, так и автопроизводители оказались перед лицом препятствий, которые мешают широкому распространению электромобилей. С позиции потребителей, высокие цены, растущие процентные ставки и неопределенность в отношении аккумуляторных технологий обусловили возрождение интереса к автомобилям с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), сделав их более привлекательными. Доступные цены на бензин, недостаточно развитая инфраструктура для зарядки электромобилей и более широкий выбор моделей с ДВС еще больше усложняют ситуацию.

По заключению аналитиков компании GlobalData, в основе этих проблем лежит ценообразование на электромобили. На стагнирующем рынке 2024 года становится всё более очевидным, что для успешных продаж электромобилей в Европе решающее значение приобретают эффективные стимулы в форме налоговых льгот, государственных субсидий и других вариантов. Контраст между странами, которые внедрили таковые, и теми странами, которые этого не сделали, виден с первого взгляда. Ниже рассматриваются примеры успехов и неудач отдельных европейских стран в продвижении аккумуляторных электромобилей (BEV).

Истории успеха

Норвегия: Модель электрификации

Норвегия лидирует в мире по внедрению BEV: 94% новых легковых автомобилей, зарегистрированных в стране в октябре 2024 года, были полностью электрическими. Налоговая политика норвежского правительства благоприятствует BEV, освобождая их от 25-процентного НДС, применяемого к продаже автомобилей, если их цена не превышает 500 000 норвежских крон (44 000 евро). Кроме того, Норвегия вложила значительные средства в инфраструктуру для зарядки электромобилей, а также позволяет им пользоваться специальными полосами движения, что еще больше стимулирует их внедрение.

Дания: Крупные инвестиции в стимулирование электромобилей

Правительство Дании инвестировало значительные средства в стимулы использования электромобилей и в инфраструктуру, что обеспечило отличные результаты в 2024 году. В настоящее время действует освобождение от уплаты налогов на электромобили, которое сохранится в течение 2024 и 2025 годов. В октябре этого года доля аккумуляторных электромобилей на рынке выросла до 62%. Муниципалитеты также вводят зоны с нулевым уровнем выбросов, что должно еще больше увеличить продажи.

Бельгия: Региональные бонусы стимулируют внедрение

В Бельгии наблюдается всплеск регистраций BEV, особенно в регионе Фландрии, на который пришлось 78% из 64 404 новых электромобилей, зарегистрированных в стране в первой половине 2024 года. Этот успех отчасти объясняется большим количеством лизинговых компаний в регионе и региональным бонусом, который получают частные лица, регистрирующие полностью аккумуляторный электромобиль стоимостью не более 40 000 евро. По сравнению с первой половиной 2023 года число новых регистраций электромобилей частными покупателями-фламандцами выросло на 157%.

Рынки, испытывающие трудности

Германия: Спад регистраций BEV

В Германии наблюдается значительное снижение числа регистраций новых электромобилей: в июле 2024 года этот показатель снизился на 37%. Сокращение государственных финансовых стимулов для покупки электромобилей сделало эти транспортные средства слишком дорогими для многих покупателей. Хотя в бюджете на 2025 год правительство улучшило налоговые льготы для корпоративных автомобилей, в том числе для моделей стоимостью до 95 000 евро, эта мера в первую очередь выгодна производителям автомобилей класса люкс и не охватывает более широкий рынок.

Швеция: Потребность в политических инструментах

Продажи BEV в Швеции в 2024 году по состоянию на сегодняшний день сократились на 18%. Отмена климатического бонуса привела к росту цен, что является основной причиной, по которой потребители откладывают переход на электромобили. Хотя инфраструктура для зарядки электромобилей вызывает меньше беспокойства, тем не менее, зарядная инфраструктура для резидентов жилых массивов по-прежнему представляет проблему. Итоги 2024 года показывают, что для обновления автопарка необходимы политические инструменты и стимулы.

Ирландия: Критический этап перехода к BEV

В Ирландии продажи BEV за период с января по октябрь 2024 года снизились на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем снижение продолжается уже девять месяцев кряду. По мнению аналитиков GlobalData, правительству следует довести до осознания потребителями важную роль BEV. В бюджете на 2025 год предусмотрены новые стимулы, в том числе освобождение от налога на натуральное вознаграждение (неденежное пособие) в размере 45 000 евро для сотрудников, выбирающих корпоративные электромобили, и освобождение от налога на натуральное вознаграждение в виде домашних зарядных устройств для электромобилей.

Нидерланды: Высокие рыночные цены препятствуют внедрению

В Нидерландах высокая розничная цена электромобилей остается серьезным препятствием для их покупки: 71% потенциальных покупателей считают их слишком дорогими. Несмотря на рост доли электромобилей на рынке в начале года, дальнейшие продажи снизились из-за финансовой неопределенности и отсутствия ясной политики в отношении использования BEV в будущем.

Перспективы

Заглядывая в будущее, можно сказать, что появление доступных моделей BEV в 2025 году сыграет ключевую роль в динамике рынка. По данным GlobalData, чтобы достичь целевых показателей 2025 года, все европейские автопроизводители планируют выпустить новые модели, в том числе для массового рынка в сегментах от А до С. Среди них семь доступных моделей по базовой цене ниже 25 000 евро, которые должны сыграть ключевую роль в выполнении автопроизводителями требований по выбросам СО2. По прогнозам GlobalData, на эти доступные модели будет приходиться постепенно растущая доля от общего объема продаж BEV. Подавляющее их большинство будут выпускаться компаниями Renault и Stellantis, у которых в 2025 году будет несколько доступных моделей.

Большой интерес к доступным моделям BEV подтверждается результатами опроса на портале European Alternative FuelsObservatory (EAFO), согласно которым 57% респондентов хотели бы купить электромобиль, но основным препятствием для этого называлась стоимость BEV. Аналитики GlobalData ожидают, что в 2025 году продажи BEV в Европе увеличатся, так как производители выведут на рынок более дешевые модели. Это должно поддержать те рынки, продажи на которых снижаются, в частности, в Швеции и Германии.

Заключение GlobalData

Сравнение рыночной ситуации в странах с субсидиями или иными стимулами продвижения электромобилей и без них показывает, насколько важна государственная поддержка для их внедрения. Норвегия, Дания и Бельгия продемонстрировали, что хорошо продуманные субсидии и инвестиции в инфраструктуру могут привести к значительному росту продаж электромобилей. В то же время Германия, Швеция, Ирландия и Нидерланды показывают, с какими трудностями приходится сталкиваться при отсутствии или сокращении стимулирования электромобилей. В продолжающемся процессе перехода Европы на электромобили роль эффективных стимулов трудно переоценить.

Комментарий ОАР

При значительном разбросе показателей продаж электромобилей по отдельным странам Европы общий объем их продаж в Европейском союзе за девять месяцев 2024 года сократился на 4% к аналогичному периоду прошлого года, а их совокупная доля составила 13% от всего рынка легких автомобилей. Для сравнения: в США рыночная доля электромобилей за тот же период составила 7,9%; в Китае 42,8%; в России 1,1%.

С одной стороны, высокий показатель электрификации автомобильного рынка Китая подтверждает вывод британских аналитиков о чрезвычайно важной роли государственной поддержки этого направления технического развития. С другой стороны, приведение в качестве образца для подражания ряда европейских стран со щедрыми государственными субсидиями идет вразрез с линией Европейской комиссии против «несправедливых» методов конкурентной борьбы со стороны китайцев и едва ли может быть открыто поддержано.

Остается также посмотреть, как изменится динамика рынка электромобилей США после обещанной Трампом отмены в 2025 году действия федеральной налоговой льготы на электромобили. Косвенным предвестником спада стало увеличение в октябре рыночной доли электромобилей до 8,7% вследствие некоторой активизации продаж накануне ожидаемого повышения цен. Предполагается, что налоговая реформа в наименьшей степени повлияет на показатели компании Tesla, доля которой на рынке электромобилей США за девять месяцев 2024 года составила 49%, и в основном отразится на более слабых конкурентах.

Just Auto, Ю. Кравцов (ОАР)
Мировые новости автопрома