Бравурные отчеты о беспрецедентном росте продаж новых автомобилей на Украине имеют мало общего с реальной картиной украинского рынка, переполненного автохламом, ввозимым со всех концов света. Объем импорта новых машин, при всем его «бурном росте», это жалкие слезы в океане утиля, поступающего на Украину преимущественно из Европы.
Британское издание Automotive Logistics делает анализ текущей обстановки на украинском автомобильном рынке в своей редакционной статье, содержание которой приводится ниже практически полностью.
Импорт и продажи новых автомобилей на Украине в последние месяцы стремительно растут, отчасти в ожидании 15% военного налога, который власти планируют ввести в сентябре этого года и который может серьезно повлиять на рынок.
По данным Украинской ассоциации автомобильной промышленности «Укравтопром», в течение первого полугодия Украина импортировала 32 800 новых легковых автомобилей, что на 21% больше, чем годом ранее. Всего в 2023 году в страну было ввезено 60 682 новых автомобиля, с ростом на 60% по отношению к предыдущему году, когда импорт автомобилей в страну был почти парализован военными действиями. В стоимостном выражении импорт 2023 года достиг 105 млрд. гривен (2,54 млрд. долларов).
В июле 2024 года в стране было зарегистрировано более 6 400 новых легковых автомобилей – это самый высокий месячный показатель со времени начала СВО. Лидером украинского рынка новых легковых автомобилей по итогам первых семи месяцев 2024 года остается Toyota (6 304 регистрации), за ней следуют Renault (4 215 ед.) и BMW (2 732 ед.).
Общий объем импорта легковых автомобилей за семь месяцев составил 228 319 единиц, причем львиная доля этого объема приходится на подержанные автомобили. В этом сегменте лидерство принадлежит бренду Volkswagen с поставкой в страну 25 498 единиц. Renault занимает второе место с 17 479 автомобилями, а Audi – третье с 13 173 единицами.
Война кардинально изменила логистику ввоза. В предыдущие годы большая часть новых и подержанных автомобилей доставлялась на Украину морским путем в порты Одессы и Херсона. Однако морская блокада, введенная в 2022 году, вынудила импортеров переключиться на автоперевозчиков.
По подсчетам Украинского института поддержки автомобильного рынка, более 60% новых и подержанных автомобилей поставляются на Украину из Европейского Союза, и около 30% поступает из Северной Америки.
Отмеченный в июле всплеск продаж автомобилей практически по всем брендам, представленным на рынке, во многом объясняется инициативой правительства обложить продажи новых автомобилей, начиная с сентября, военным налогом в размере 15%.
По оценкам Олега Назаренко, генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, в течение двух дней с момента объявления инициативы в середине июля украинцы приобрели все новые автомобили, доступные в местных дилерских центрах.
«Автосалоны пусты. Клиенты ринулись скупать новые автомобили, чтобы избежать уплаты нового налога», - написал Назаренко на своей странице в Facebook. В целом, Назаренко раскритиковал инициативу правительства, предположив, что она может остановить продажи и импорт новых автомобилей. «Вместо наполнения бюджета государство столкнется с падением сбора налогов», - заявил Назаренко, напомнив, что согласно существующим правилам, при продаже готовых автомобилей уже взимается сбор в размере 5%, уплачиваемый в государственный пенсионный фонд. «Чрезмерное бремя в размере 20% огромно – покупателям потребуется много времени, чтобы привыкнуть к нему».
План правительства ввести 15% налог на продажу новых автомобилей может привести автомобильный рынок к краху, сказал Олег Омельницкий, директор киевского аналитического центра Auto-Consulting. В сочетании с девальвацией украинской гривны военный налог серьезно подорвет покупательную способность населения Украины. «О восстановлении рынка можно забыть. Само существование дилерских центров определенных брендов будет поставлено под вопрос», - признал Омельницкий.
Небольшим дилерским центрам с умеренными продажами придется бороться за свое выживание, особенно в «трудных регионах» вблизи линии фронта, где количество потенциальных покупателей и без того невелико, предупредил Омельницкий.
Омельницкий предположил, что покупатели массово перейдут только на подержанные автомобили, уже зарегистрированные на Украине и не облагаемые новым налогом. Однако законопроект о военном налоге еще не принят Верховной радой, и потребителям остается только уповать на то, что законом он не станет.
Automotive Logistics, Ю. Кравцов (ОАР)
Британское издание Automotive Logistics делает анализ текущей обстановки на украинском автомобильном рынке в своей редакционной статье, содержание которой приводится ниже практически полностью.
Импорт и продажи новых автомобилей на Украине в последние месяцы стремительно растут, отчасти в ожидании 15% военного налога, который власти планируют ввести в сентябре этого года и который может серьезно повлиять на рынок.
По данным Украинской ассоциации автомобильной промышленности «Укравтопром», в течение первого полугодия Украина импортировала 32 800 новых легковых автомобилей, что на 21% больше, чем годом ранее. Всего в 2023 году в страну было ввезено 60 682 новых автомобиля, с ростом на 60% по отношению к предыдущему году, когда импорт автомобилей в страну был почти парализован военными действиями. В стоимостном выражении импорт 2023 года достиг 105 млрд. гривен (2,54 млрд. долларов).
В июле 2024 года в стране было зарегистрировано более 6 400 новых легковых автомобилей – это самый высокий месячный показатель со времени начала СВО. Лидером украинского рынка новых легковых автомобилей по итогам первых семи месяцев 2024 года остается Toyota (6 304 регистрации), за ней следуют Renault (4 215 ед.) и BMW (2 732 ед.).
Общий объем импорта легковых автомобилей за семь месяцев составил 228 319 единиц, причем львиная доля этого объема приходится на подержанные автомобили. В этом сегменте лидерство принадлежит бренду Volkswagen с поставкой в страну 25 498 единиц. Renault занимает второе место с 17 479 автомобилями, а Audi – третье с 13 173 единицами.
Война кардинально изменила логистику ввоза. В предыдущие годы большая часть новых и подержанных автомобилей доставлялась на Украину морским путем в порты Одессы и Херсона. Однако морская блокада, введенная в 2022 году, вынудила импортеров переключиться на автоперевозчиков.
По подсчетам Украинского института поддержки автомобильного рынка, более 60% новых и подержанных автомобилей поставляются на Украину из Европейского Союза, и около 30% поступает из Северной Америки.
Отмеченный в июле всплеск продаж автомобилей практически по всем брендам, представленным на рынке, во многом объясняется инициативой правительства обложить продажи новых автомобилей, начиная с сентября, военным налогом в размере 15%.
По оценкам Олега Назаренко, генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, в течение двух дней с момента объявления инициативы в середине июля украинцы приобрели все новые автомобили, доступные в местных дилерских центрах.
«Автосалоны пусты. Клиенты ринулись скупать новые автомобили, чтобы избежать уплаты нового налога», - написал Назаренко на своей странице в Facebook. В целом, Назаренко раскритиковал инициативу правительства, предположив, что она может остановить продажи и импорт новых автомобилей. «Вместо наполнения бюджета государство столкнется с падением сбора налогов», - заявил Назаренко, напомнив, что согласно существующим правилам, при продаже готовых автомобилей уже взимается сбор в размере 5%, уплачиваемый в государственный пенсионный фонд. «Чрезмерное бремя в размере 20% огромно – покупателям потребуется много времени, чтобы привыкнуть к нему».
План правительства ввести 15% налог на продажу новых автомобилей может привести автомобильный рынок к краху, сказал Олег Омельницкий, директор киевского аналитического центра Auto-Consulting. В сочетании с девальвацией украинской гривны военный налог серьезно подорвет покупательную способность населения Украины. «О восстановлении рынка можно забыть. Само существование дилерских центров определенных брендов будет поставлено под вопрос», - признал Омельницкий.
Небольшим дилерским центрам с умеренными продажами придется бороться за свое выживание, особенно в «трудных регионах» вблизи линии фронта, где количество потенциальных покупателей и без того невелико, предупредил Омельницкий.
Омельницкий предположил, что покупатели массово перейдут только на подержанные автомобили, уже зарегистрированные на Украине и не облагаемые новым налогом. Однако законопроект о военном налоге еще не принят Верховной радой, и потребителям остается только уповать на то, что законом он не станет.
Automotive Logistics, Ю. Кравцов (ОАР)