Новости и статистика автопрома

К вопросу о слиянии компаний Nissan и Honda

В конце декабря 2024 года компании Nissan Motor и Honda Motor подтвердили, что они договорились немедленно начать «дискуссии и рассмотрение» вопроса о полной интеграции своих автомобильных предприятий в рамках новой совместной холдинговой компании. С учетом растущих проблем, с которыми сталкивается мировая автомобильная промышленность, особенно в связи с быстрой экспансией китайских производителей в глобальном сегменте электромобилей, это слияние можно рассматривать как дальнейшее развитие стратегического партнерства компаний в области аккумуляторных электромобилей (BEV), о котором было объявлено менее года назад.

На протяжении многих лет Nissan и Honda сотрудничали в рамках различных проектов, в основном для того, чтобы разделить расходы на разработку и повысить эффективность за счет экономики масштаба в мелкосерийных сегментах, включая микроавтомобили и коммерческие автомобили. В последнее время они расширили сотрудничество, добавив в него разработку гибридных и автономных транспортных технологий. Однако, несмотря на то, что Nissan был первопроходцем мирового сегмента BEV еще в 2009 году, когда он начал массовое производство маленького электромобиля Leaf на батарейном питании, эти два японских автопроизводителя сильно отстают от многих своих глобальных конкурентов в планетарном распространении BEV.

Существующий «альянс» Nissan с Renault постепенно распадается с тех пор, как в 2018 году в Японии был отстранен от должности бывший генеральный директор Nissan Карлос Гон по обвинению в финансовых махинациях. После более чем двух десятилетий партнерства обе компании добились весьма незначительного прогресса в разделении затрат и развитии синергии. Теперь Nissan считает это потерей драгоценного времени в условиях усиления глобальной конкуренции, особенно со стороны других азиатских производителей.

За последний год Renault продала часть своей доли в акционерном капитале Nissan, которая на конец сентября 2024 года составила 35,7% по сравнению с 43,4% годом ранее. Французский автопроизводитель заявил, что планирует продолжать продажу своей доли в Nissan, поскольку он тоже стремится построить новое будущее с новыми стратегическими партнерами, в том числе с китайской Geely Auto. Самая последняя информация, касающаяся доли Renault в капитале Nissan, поступила от новостного агентства Kyodo, которое сообщило, что Honda попросила Nissan рассмотреть возможность выкупа принадлежащих Renault акций в компании. Имеется в виду, что такой шаг поможет избежать сценария, при котором значительная доля в капитале Nissan будет принадлежать третьей стороне, что затруднило бы переговоры о слиянии. Между тем, в конце прошлого года ходили слухи, что тайваньский электронный гигант Hon Hai (более широко известный под коммерческим наименованием Foxconn) заинтересован в инвестировании в Nissan.

Honda и Nissan подтвердили, что хотели бы включить в операцию по слиянию также Mitsubishi Motors, создав компанию, которая будет заниматься производством и продажей около восьми миллионов автомобилей в год (на базе показателей 2024 года). Это сделало бы ее третьим по величине в мире производителем автомобилей после ToyotaMotor Corporation и Volkswagen Group. При этом ожидалось, что Mitsubishi, младший партнер Nissan в «альянсе» с Renault, займет аналогичное место в слиянии Nissan и Honda. Соответственно, Mitsubishi было предоставлено время для рассмотрения этого предложения. Однако, согласно последним сообщениям, компания намерена воздержаться от слияния, предпочитая остаться независимым партнером.

Поскольку финансовое положение Nissan стремительно ухудшается, Nissan и Honda договорились, не теряя времени, приступить к реализации своего плана слияния. К июню 2025 года должны быть окончательно согласованы планы интеграции, в апреле 2026 года проведены внеочередные собрания акционеров для официального одобрения планов слияния, а в августе 2026 года акции партнеров подлежат выведению с Токийской фондовой биржи и передаче в холдинговую компанию.

Две сливающиеся компании изложили потенциальную синергию, которую они стремятся достичь в результате интеграции бизнеса. Заявленная цель Nissan и Honda – «стать компанией мирового уровня в сфере мобильности» с объемом продаж, превышающим 190 млрд. долларов и операционной прибылью более 19 млрд. долларов. Обе компании уже начали совместные исследования и разработки стандартизованных платформ транспортных средств, определяемых программным управлением нового поколения, и после слияния они будут развиваться в этом направлении, а также в других областях, включая силовые установки на топливных элементах и автономное вождение.

Вероятно, самый важный вопрос, остающийся нерешенным, заключается в том, кто будет контролировать объединенную компанию. Аналитики явно ожидают, что Honda станет крупнейшим акционером с учетом величины ее потенциала и рыночной капитализации по сравнению с Nissan.

И Nissan, и Honda имеют ограниченные продажи электромобилей по всему миру. Понадобится время, чтобы наладить взаимодействие между двумя компаниями, и ожидается, что значительный ассортимент новой продукции совместно разработки появится только в конце десятилетия. В глобальном масштабе между двумя компаниями существует значительное дублирование продукции, технологий и производственных мощностей, а это означает, что потребуется масштабная реструктуризация.

Карлос Гон, возглавлявший Nissan в течение 19 лет до его увольнения в 2018 году, в недавнем интервью охарактеризовал предлагаемое слияние. Он сказал: «Без сомнения, Honda окажется в выигрыше. Здесь практически нет взаимной дополнительности. А это значит, что если они хотят добиться синергии, то это будет достигнуто за счет сокращения расходов, устранения дублирования заводов и развития технологий, и мы точно знаем, кто за это заплатит. Это будет второстепенный партнер, и это будет Nissan».

Just Auto, Ю. Кравцов (ОАР)
Мировые новости автопрома