Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении

Итоговое заседание Нацсовета в 2024 году

11 декабря состоялось 86-е заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Участники рассмотрели вопросы реализации Стратегии развития Национальной системы квалификаций (НСК), использования механизмов НСК в нацпроектах, формирования рейтингов образовательных организаций и др.
Председатель Национального совета, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин проинформировал о результатах проведения 85-го, заочного, заседания Нацсовета, прошедшего 19 ноября: «Одобрено 49 проектов профессиональных стандартов, из них 16 являются новыми, остальные — актуализированными. Два вида профессиональной деятельности были отнесены к ведению СПК ТПП, внесены изменения в персональные составы семи советов по профквалификациям».
По вопросу «Об итогах реализации первого этапа Стратегии развития Национальной системы квалификаций (НСК) Российской Федерации на период до 2030 года» выступил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин.
Спикер отметил несколько количественных характеристик реализации первого этапа Стратегии. В частности, за последние два года резко ускорилась динамика проведения профессионального экзамена. В целом за период с 2016 года независимую оценку квалификации прошли около 500 тысяч человек, из которых больше половины в 2023—2024 гг. «Процедура независимой оценки квалификации доказала свою эффективность и работоспособность. Поэтому в федеральной нормативной базе стали появляться требования об обязательном проведении НОК в качестве условий доступа по ряду профессий, связанных с повышенными рисками. Сначала это было сделано в лифтовой отрасли, а потом распространено на ряд специальностей в сфере строительства и градостроения. В этом году вступили поправки в Закон о промышленной безопасности, согласно которым результаты независимой оценки квалификации будут приравнены к проведению аттестации на выполнение роли эксперта по промышленной безопасности», — сказал руководитель Национального агентства.
В качестве качественных результатов реализации I этапа Стратегии развития НСК Шадрин назвал масштабирование процедуры совмещения государственной итоговой аттестации с независимой оценкой квалификации в образовательных организациях и разработку концепции формирования целевой модели обновления профессиональных стандартов. Данная целевая модель, как отметил спикер, предполагает введение формата квалификационных характеристик, которые помогут качественно ускорить формализацию процесса описания требований к знаниям и умениям работников и будут приниматься во внимание при разработке и актуализации образовательных программ вузов и колледжей.
Заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Дмитрий Платыгин подчеркнул, что одним из ключевых мероприятий I этапа Стратегии развития НСК стало начало работы по гармонизации квалификаций в сфере труда и образования. В этот процесс включены, наряду с Минтрудом России, Минобрнауки России и Минпросвещения России.
Александр Шохин предложил предусмотреть в разрабатываемом плане по реализации второго этапа Стратегии развития НСК промежуточные контрольные точки, которые позволят на ежегодной основе отслеживать выполнение мероприятий плана.
Члены Национального совета обсудили вопрос «Об использовании механизмов Национальной системы квалификаций в национальных проектах “Кадры”, “Молодежь и дети”, а также кадровом обеспечении национальных проектов технологического лидерства».
С докладом по этому вопросу выступил Дмитрий Платыгин. Он рассказал о содержании национального проекта «Кадры», целях и мероприятиях входящих в него федеральных проектов. «Ключевой целью национального проекта “Кадры” к 2030 году является сокращение дефицита кадров за счёт дополнительного вовлечения в занятость, прежде всего, молодежи, выпускников образовательных организаций», — отметил спикер.
Платыгин указал, что в нацпроект включены мероприятия, которые связаны с реализацией механизмов Национальной системы квалификации. В частности, — разработка прогноза потребности экономики в кадрах, в том числе в региональном отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах, а также формирование гибкой системы профессиональных стандартов.
«Ещё одно мероприятие — это развитие механизма независимой оценки квалификации. Речь идёт о об обеспечении организационной, методической, экспертно-аналитической поддержки деятельности Национального совета и советов по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификаций, разработки оценочных средств, профквалификаций, необходимых для проведения профессиональных экзаменов и развития информационных ресурсов НСК», — отметил заместитель министра труда и социальной защиты России.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев рассказал, что одним из мероприятий национального проекта «Кадры» станет создание в вузах центров карьеры и содействия трудоустройству. Их главной задачей будет «маршрутизация» выпускников до рабочего места. Университетские центры карьеры, подчеркнул Афанасьев, смогут также проводить оценку квалификации студентов и выпускников.
Кроме того, в рамках национального проекта «Молодежь и дети» будут созданы дополнительно 50 передовых инженерных школ, что потребует вовлечения работодателей в деятельность университетов, добавил спикер.
«В каждый из национальных проектов технологического лидерства включены мероприятия, направленные на подготовку высококвалифицированных кадров, на их маршрутизацию, на их трудоустройство на предприятии в соответствии с потребностями высокотехнологичных областей экономики, — констатировал заместитель министра науки и высшего образования России. — В рамках проектов технологического лидерства мы должны до 2030 года подготовить 309 тысяч специалистов с высшим образованием и более 800 тысяч — со средним профессиональным образованием».
Дмитрий Афанасьев и Дмитрий Платыгин также проинформировали о ведущейся работе по формированию предметных (отраслевых) рейтингов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, в том числе - по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки.
Было отмечено, что в поручении Президента России предусмотрена необходимость оценки деятельности вузов и колледжей с учетом показателей трудоустройства выпускников, отражающим уровень их востребованности на рынке и уровень заработной платы.
«При обсуждении вопроса на рабочей группе Национального совета было предложено при составлении рейтингов учитывать региональные коэффициенты заработных плат, то есть соотносить медианную заработную плату выпускников со средним уровнем заработной платы в данном регионе — отметил руководитель Рабочей группы Национального совета по развитию профессионального образования и обучения в Национальной системе квалификаций Ярослав Кузьминов. Также обсуждался вопрос о целесообразности использования и возможных характеристиках показателя, отражающего уровень трудоустройства выпускников вузов в соответствии с направлениями, полученного ими образования.
Директор Центра цифровой трансформации и анализа данных ВНИИ труда Минтруда России Владимир Джума выступил по вопросу об обновлении структуры и содержания справочника профессий в формате единой цифровой платформы.
Артем Шадрин представил членам Национального совета отчет об исполнении Плана реализации основных направлений развития информационных систем Национальной системы квалификаций на период до 2025 года.
Национальному агентству поручено обеспечить разработку и внесение на рассмотрение Национального совета Основных направлений развития информационных систем национальной системы квалификаций на период до 2027 года и плана по их реализации.
Национальный совет утвердил руководителя образовательных проектов Центра аддитивных технологий (Госкорпорация «Ростех») Марину Данильченко в качестве председателя Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом.
Артем Шадрин рассказал о ходе работ по внесению изменений в федеральные нормативные правовые акты по учету требований профессиональных стандартов в федеральных государственных образовательных стандартах и примерных, основных и дополнительных образовательных программах.
Генеральный директор Национального агентства также проинформировал членов Национального совета о проведении 26—27 ноября X Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». В мероприятиях форума приняли участие около 7 тысяч человек. По результатам форума Национальное агентство подготовило проект резолюции, членам Нацсовета было предложено в десятидневный срок представить свои предложения по дополнению или корректировке документа.
Также на заседании была одобрена деятельность всех рабочих групп Национального совета в 2024 году.

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.

Информация НСПК и НАРК

26-27 ноября 2024 г. в Санкт-Петербурге прошёл X Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России


26 ноября в адрес участников Форума поступило приветственное слово Президента Российской Федерации Владимира Путина.
В приветствии Президент, в частности, отметил: «За прошедшее время ваш форум зарекомендовал себя как авторитетная площадка для обсуждения широкого круга проблем, связанных с укреплением кадрового потенциала страны, совершенствованием национальной системы квалификаций. Важнейшую работу в этом направлении проводит Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, а на уровне отраслей — отдельные советы, объединяющие представителей органов власти, бизнеса, профсоюзов, общественных и образовательных организаций. Во многом благодаря их усилиям утверждаются профессиональные стандарты, на основе которых обновляются программы высшего и среднего образования, а в регионах создаются экзаменационные площадки и центры оценки квалификаций».
Президент подчеркнул: «Впереди — важные, масштабные задачи, призванные качественно улучшить систему подготовки квалифицированных специалистов, учитывающую требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Необходимо обеспечить возможность для людей в полной мере реализовывать свой потенциал, эффективно применять полученные знания и навыки, осваивать новые компетенции. От этого прямо зависит формирование современного, конкурентоспособного рынка труда, и в целом — устойчивое развитие отечественной экономики».
Приветственное слово Президента Российской Федерации Владимира Путина

26 ноября в рамках Форума прошел онлайн-марафон «Национальная система квалификаций в регионах страны»
На онлайн-марафоне выступили представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, советов по профессиональным квалификациям, общественных и образовательных организаций. Участники обсудили развитие механизмов Национальной системы квалификаций (НСК) в субъектах РФ, проекты взаимодействия работодателей и системы профессионального образования, вопросы обеспечения подготовки кадров в регионах и др.

«Согласно результатам опроса работодателей, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей в прошлом году, более двух третей предприятий на первое место поставили проблематику, связанную с дефицитом квалифицированных кадров. Опрос этого года показал, что 83 процента представителей опрошенных предприятий сообщили, что сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров. Это показывает большую востребованность механизмов, которые направлены на то, чтобы содержание образовательных программ максимально соответствовало потребности рынка труда», — сказал генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин.
В связи с развитием кадрового потенциала спикер обозначил четыре ключевых направления взаимодействия региональных органов власти и предприятий:
●адаптация и актуализация образовательных программ колледжей и вузов к запросам работодателей;
●развитие системы управления персоналом на предприятиях, в том числе с помощью наставничества;
●развитие механизмов профориентации;
●поддержка программ дополнительного профессионального образования.
Шадрин рассказал о проектах Базового центра подготовки кадров, входящего в структуру Национального агентства, которые помогают решать актуальные задачи рынка труда. В частности, руководитель Национального агентства назвал проекты «Кадры для высокотехнологичного предприятия» и «Квалификация “Наставник”».
«Мы готовы оказать содействие коллегам в регионах по реализации такого рода механизмов. За последний год был сделан ряд значимых шагов по развитию механизмов взаимодействия работодателей и образовательных организаций. Напряженная ситуация на рынке труда способствовала инвестициям в рост производительности труда, в рост профессионализма. Необходимо в новом наступающем году способствовать масштабированию этих лучших практик», — резюмировал Шадрин.

Директор Департамента занятости населения и трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Михаил Кирсанов рассказал о деятельности министерства, направленной на развитие региональных рынков труда.
Важная роль в регулировании рынка труда, по мнению эксперта Минтруда России, отводится прогнозированию кадровой потребности. «Первые результаты прогноза кадровой потребности мы получим буквально через месяц, они будут и в региональном, и в отраслевом, и в профессионально-квалификационном разрезах. Мы обязательно ознакомим представителей региональных властей с результатами этой работы. Потому что дальнейшая наша работа по обеспечению кадрами отраслей будет продолжаться в условиях кадрового дефицита. Присутствует и демографический фактор, и определенные структурные несостыковки. Огромная работа предстоит по внедрению результатов прогноза в распределение контрольных цифр приема», — отметил спикер.
«Ещё один механизм, который сейчас развивается с помощью портала “Работа России”, — целевое обучение. От региональных областей зависит, в том числе, и приобщение работодателей к этому проекту, и работа с потенциальными абитуриентами», — подчеркнул представитель Минтруда России.
Кирсанов также рассказал о проекте модернизации служб занятости населения, который будет реализован до 2028 года: «Службы занятости станут надежным помощником, партнером для региональных властей и работодателей в решении вопросов кадрового обеспечения предприятий. Важно, чтобы работодатель максимально использовал те меры поддержки, которые есть у государства».

Руководитель аналитического направления Ассоциации инновационных регионов России Евгений Хотулев рассказал о решении задач стратегического прогнозирования и планирования кадрового потенциала предприятий и регионов.
Заместитель руководителя Агентства труда и занятости населения Красноярского края Сергей Селюнин выступил на тему «О реализации службой занятости функций государственного HR».
Темой выступлений председателя СПК в области сварки Александра Чупрака и руководителя Центра компетенции по сварке ГАЦ Республики Башкортостан Валерия Атрощенко стал социальный проект по трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Председатель СПК ЖКХ Александр Козлов рассказал о проекте «ПрофИнкубатор», в котором принимают участие ученики школ и студенты колледжей Москвы.
Заместитель руководителя аппарата Национального объединения изыскателей и проектировщиков Надежда Прокопьева представила текущие результаты внедрения независимой оценки квалификации в строительной отрасли.
Заместитель проректора по развитию образовательных технологий Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Павел Резник рассказал об образовательных моделях мобильной подготовки кадров в УрФУ.
Генеральный директор компании «КадрыПРОФ», директор «Дом БРИКС» в Санкт-Петербурге Елена Галушко в своем выступлении отметила основные направления работы по гармонизации подготовки кадров с потребностями предпринимательского сообщества.
Модератором дискуссии стал первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Павел Свистунов.

Запись мероприятия можно посмотреть В контакте

В Санкт-Петербурге прошел HR-форум НСК


27 ноября 2024 г. в Санкт-Петербурге в рамках Х Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» состоялся HR-форум НСК. Мероприятие собрало HR-директоров, руководителей HR-департаментов крупных компаний, представителей образовательного сектора и профильных министерств и ведомств

В HR-форум вошли на две сессии: «Лучшие HR-практики и технологии управления персоналом российских компаний» и «Эффективные платформенные решения и искусственный интеллект в управлении человеческими ресурсами».

Темами первой сессии стали такие вопросы, как повышение эффективности и производительности российских компаний за счет работы с человеческим ресурсом, скрытые возможности российского рынка занятости и неиспользуемые ресурсы рынка труда, лайфхаки и современные решения, связанные с поиском и наймом сотрудников для реального сектора экономики.

Модераторами площадки стали директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерий Катькало и заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Ольга Лоцманова.

Открывая мероприятие, Ольга Лоцманова сказала: «Сегодня Национальная система квалификаций вносит немалый вклад в обеспечение технологического суверенитета нашей страны. Она синхронизирует спрос и предложение на квалифицированные кадры, формирует и непрерывно совершенствует многоуровневую систему требований к знаниям, компетенциям, навыкам выпускников и качеству образования. Национальная система квалификаций позволяет участникам рынка говорить на одном языке и понимать друг друга. Она соединяет профессиональное образование с рынком труда за счет мониторинга потребностей в количестве и уровне квалификации кадров на среднюю и долгосрочную перспективу, приведения образовательных программ в соответствие с требованиями работодателей, независимой оценки качества подготовки и квалификации выпускников вузов и колледжей».

Говоря об актуальных задачах Национальной системы квалификаций, Лоцманова отметила, что сегодня на рынке сложилась ситуация, в которой серьезным вызовом является дефицит кадров. По данным исследований, проводимых Российским союзом промышленников и предпринимателей, этот фактор входит сегодня в ключевые ограничения для бизнеса. «И в нынешних условиях мы с вами уже говорим не о кадровом дефиците, а о кадровом голоде», — резюмировала она.

Руководитель отраслевого сектора «Производство» HH.ru Александра Байе отметила, что в России спрос на персонал существенно опережает предложение по человекоресурсам: «К 2030-му году экономике может не хватать от 2 до 4 миллионов человек. В компании Headhunter есть такое понятие как “HH-индекс”. Это количество резюме, приходящееся на одну вакансию. Чтобы компании могли спокойно и комфортно нанимать, этот показатель должен быть выше отметки 6 резюме на одну вакансию. В целом сейчас по России на одну вакансию приходится 3,5 резюме. В производственном секторе эта цифра — 2,8. Среди токарей-фрезеровщиков и сварщиков — менее одного резюме на одну вакансию».

Начальник управления по молодежной политике и социальным вопросам Дирекции по персоналу АО «Минерально-химическая компания ЕвроХим» Юлия Воротникова в своем выступлении отметила: «У нас большая потребность в кадрах, но, когда мы начинаем собеседование, компетенции кандидатов всё-таки не дотягивают до ожиданий работодателя.

Когда мы говорим о том, что можно инвестировать в обучение, результат всё равно не соответствует ожиданиям, потому что компании начинают очень быстро меняться. При этом менталитет кандидатов с опытом, к сожалению, не позволяет им быстро адаптироваться к условиям той среды, которая формируется на предприятиях». В числе решений проблемы спикер назвала работу с молодежью, механизмы поддержки молодых специалистов через наставничество и советы молодежи на предприятиях, интеграцию корпоративных практик обучения в систему СПО.

Директор образовательных проектов АО «Страна возможностей» Никита Александров рассказал об особенностях реализации федерального проекта «Профессионалитет»: «Те практики, которые педагоги получают, пройдя стажировку на реальном предприятии, они могут применять и в жизни. К примеру, они приезжают на предприятие, занимающееся робототехникой, изучают практики использования оборудования, а потом возвращаются к себе в колледжи. Педагоги, получив практические навыки на стажировке, применяют эти знания, эти умения в образовательном процессе».

Спикер подчеркнул, что сегодня в рамках проекта «Профессионалитет» существует хорошее взаимодействие бизнеса, системы среднего специального образования и органов государственной власти.

На сессии также выступили директор по стратегии и развитию ООО «АЦМ», член промышленного кластера Республики Татарстан Томаш Навратил, начальник управления ФП «Профессионалитет» ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Елена Сафина, заместитель директора по научно-методической работе Корпоративного университета РЖД Андрей Шобанов, директор ЧОУ ДПО «Центр подготовки кадров – Татнефть» Евгений Титанов, директор АНО ДПО «Учебно-курсовой комбинат Мособлгаз» Артем Киселев, заместитель начальника научно-образовательного центра АО «Обуховский завод Ольга Афанасьева.

Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович, резюмируя выступления первой сессии, отметила, что все упомянутые в ней практики объединяет технология наставничества. «Многолетний мониторинг, который проводит Национальное агентство, выдает один и тот же “топ” лучших технологий и лучших мер взаимодействия образовательных организаций и бизнеса. И первое место здесь занимает именно наставничество. Респонденты разных целевых аудиторий: и бизнес, и образовательные организации — отмечают наставничество как средство преодоления коммуникативных разрывов между двумя сторонами диалога. Кроме того, предприятия, продвигая наставничество, как правило, говорят о снижении текучести кадров, повышении производительности труда, снижении издержек на адаптацию и обучение персонала».

Факторович отметила, что Национальное агентство на протяжении многих лет развивает различные методические инструменты, которые позволяют готовить наставников и успешно активно внедрять систему в компаниях.

«Мы давно работаем с этими инструментами, развивая, дополняя их. Практически всё, что мы делаем, — это совершенно открытые ресурсы. Мы с удовольствием делимся ими с нашими коллегами и партнерами. Это и программы повышения квалификации, и рекомендации для наставников, и методические документы для HR-специалистов. Всё это находится в открытом доступе на сайте Национального агентства».


На второй сессии — «Эффективные платформенные решения и искусственный интеллект в управлении человеческими ресурсами» — эксперты обсудили вопросы внедрения технологий искусственного интеллекта в различные сферы и индустрии, поговорили об устойчивости и уязвимости мифов об ИИ, границах его применения в практиках работы с кадрами. Спикеры отвечали на вопросы, вытеснит ли в обозримом будущем искусственный интеллект человека из различных отраслей экономики, какие новые профессии и квалификации появляются в связи с внедрением технологий ИИ, как он меняет традиционные HR-практики.

Директор по развитию системы профессиональных квалификаций ФГБУ «ВНИИ труда» Ирина Волошина представила результаты исследования масштабов распространения ИИ в 12 отраслях. Спикер подчеркнула, что респонденты в качестве одного из рисков, связанных с искусственным интеллектом, называют не человекозамещение, а дефицит кадров, которые умеют работать с новыми технологиями. При этом Светлана Наумова, проректор ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», отметила, что в системе СПО в ближайшее время должна появиться новая специальность «Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта».

В дискуссии также приняли участие управляющий партнер ООО «Лаб СП» Андрей Филатов, партнер технологической практики «Технологии Доверия» Артём Семенихин. Спикеры проанализировали тренды и горизонты применения искусственного интеллекта в работе HR-служб. В выступлениях генерального директора ИТ-компании «Биорг», резидента фонда «Сколково» Руслана Алигаджиева, генерального директора ООО «ФРЭНДВОРК» Александра Красса, были представлены платформенные решения, облегчающие процесс рекрутинга и повышающие его качество.

Член Комитета по профессиональным стандартам СПК в ГМК Кирилл Храмцов рассказал о пилотном проекте с несколькими СПК при поддержке НАРК по применению ИИ в разработке оценочных средств для профессионального экзамена. По словам спикера, новация, в случае её валидизации экспертным сообществом, сможет в разы сократить и время, и издержки на формирование оценочного инструментария НОК.

Руководитель управления по обучению массового сегмента ПАО «Ростелеком» Надежда Шилова поделилась опытом использования ИИ в обучении персонала. Как выяснилось, ИИ доступна довольно творческая, сложная экспертная деятельность по разработке образовательных программ.

Модератором дискуссии стала Алла Факторович. В завершении разговора она отметила, что у дискуссии открытый финал, поскольку вопрос о роли ИИ в развитии квалификаций еще предстоит обсуждать неоднократно и нужно быть готовыми к тем вызовам, которые он готовит, чтобы не оказаться им замещенными.

Полную запись мероприятий HR-форума можно посмотреть по ссылкам:
  • сессия «Лучшие HR-практики и технологии управления персоналом российских компаний»: В контакте
  • сессия «Эффективные платформенные решения и искусственный интеллект в управлении человеческими ресурсами»: В контакте

Национальное агентство развития квалификаций является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно — государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.

На ПМЭФ обсудили взаимодействие работодателей и системы образования

6 июня на Петербургском международном экономическом форуме – 2024 прошла панельная сессия «Квалификация будущего: рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в условиях технологических изменений». В работе приняли участие: министр труда и социальной защиты России Антон Котяков, члены Национального совета при Президенте России по профессиональным квалификациям, эксперты Национального агентства развития квалификаций, представители ведущих университетов и лидеров российского бизнеса.
На открытии панельной сессии выступил председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Президент РСПП Александр Шохин. «Недостаток квалифицированных кадров вышел на первое место среди ключевых ограничений развития бизнеса. В рамках опроса, проведенного РСПП в 2023 году, его упомянули представители более двух третей компаний – в настоящее время это барьер номер один для развития бизнеса», – констатировал он.
Спикер указал, что обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров входят сегодня в число наиболее значимых мер повышения производительности труда. Так ответили 89% опрошенных. Шохин отметил, что в этих условиях возрастают требования к механизмам непрерывного образования на производстве, развитию корпоративных университетов, участию работодателей в разработке образовательных программ в вузах и колледжах. В этом компаниям и системе образования должны помочь налоговые стимулы и меры государственной поддержки.
«Речь может идти о расширении программ поддержки дополнительного профессионального образования. А также – об использовании повышающего коэффициента отнесения на себестоимость расходов на обучение сотрудников предприятий, по аналогии с затратами предприятий на НИОКР», – сказал председатель Национального совета.
Министр труда и социальной защиты России Антон Котяков отметил, что сложившаяся в настоящее время ситуация на рынке труда – серьёзный вызов для сферы занятости, системы образования и работодателей. Безработица составляет рекордно низкие 2,6%, а до 2030 года российской экономике дополнительно потребуется 2,4 млн человек.
Спикер также подчеркнул, что в последнее время бизнес прошел через переоценку ценностей и достиг осознания роли кадровой стратегии в развитии предприятия.
Руководитель Минтруда России рассказал о разработке двухкомпонентной системы профессиональных стандартов: «Первая часть профстандарта будет более константной, отвечающая фундаментальным, общим знаниям. Вторая часть будет более маневренной, оперативно меняющаяся в соответствии с технологиями, которые применяет соответствующее предприятие».
Котяков сказал, что блок образования войдет в национальный проект «Молодежь», а мероприятия, касающиеся рынка труда, будут включены в национальный проект «Кадры».
Научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов в своем выступлении подчеркнул, что сегодня необходимо найти возможности для разрешения базового противоречия между интересами предприятий и работников. Последнее заключается в том, что компании заинтересованы в подготовке сотрудников с узкой квалификацией, в то время как работники хотят обладать максимально широкими знаниями и навыками, гарантирующими их трудовую мобильность.
«Нужны инструменты – и бюджетные, и кредитные, и налоговые, для того чтобы включить бизнес, который владеет современными технологиями, в обучение, которое выходит за контур самого бизнеса», – резюмировал Кузьминов.
«Ключевой тезис о максимальной увязке требований рынка труда и системы профессионального образования необходимо транслировать и на взаимосвязь системы профстандартов и образовательных стандартов, – сказал в своем выступлении генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин. – Следует также обеспечить переподготовку преподавателей под новые образовательные программы, как это было сделано во время реализации федерального проекта “Кадры для цифровой экономики”».
«Важно, чтобы в национальных проектах “Кадры” и “Молодежь”, отраслевых программах стратегического развития была обеспечена реализация мероприятий, связанных с прошивкой требований рынка труда и системы подготовки кадров», – обратил внимание руководитель Национального агентства.
В этой связи Национальный совет разработал и утвердил Практические рекомендации о включении мероприятий НСК в документы стратегического планирования, сообщил Шадрин.
Необходимо вовлечь работодателей в системную работу с образовательными организациями, считает спикер. Крупные компании имеют для этого собственные ресурсы, но важно помочь организовать эту работу в отраслях, в которых представлен малый и средний бизнес. Это и туризм, и индустрия гостеприимства, в строительной отрасли есть много средних предприятий.
Кроме того, Артем Шадрин отметил значимую роль советов по профессиональным квалификациям в вовлечении работодателей к участию в разработке и реализации образовательных программ вузов и колледжей, решению задач профессиональной ориентации и расширения числа мотивированных абитуриентов.
С учетом опыта национального проекта «Производительность труда», благодаря реализации которого тысячи предприятий освоили практики бережливого производства, целесообразно обеспечить поддержку такого же массового внедрения на предприятиях современных технологий управления персоналом, непрерывного образования сотрудников и взаимодействия с образовательными организациями, считает Шадрин.
О том, как работодатели реагируют на вызовы рынка труда, связанные с дефицитом квалифицированных кадров, на сессии говорили представители компаний.
В частности, директор компании «Северсталь» Александр Шевелёв рассказал об опыте реализации комплексного подхода к задаче обеспечения кадрами. Было отмечено, что 95% сотрудников «Северстали» уже прошли переобучение в корпоративном университете и учебных центрах. В рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» компания также взаимодействует с университетами.
В компании РЖД работа с кадровым обеспечением строится на трех китах – профориентации детей и молодежи, удержании сотрудников и их дальнейшем развитии. Об этом рассказал заместитель генерального директора компании «Российские железные дороги» Дмитрий Шаханов. Взаимодействие с образовательными организациями в РЖД начинают с детских садов. В средней школе организованы профильные классы, проводятся профильные смены в летних лагерях. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» работают 10 железнодорожных кластеров СПО, развивается сотрудничество с профильными вузами, отметил спикер.
В «ФосАгро» действует бесшовная программа «школа – колледж – вуз – предприятие», рассказал первый заместитель генерального директора, член совета директоров компании «ФосАгро» Сиродж Лоиков. Кроме того, существует специальная корпоративная программа «ДРОЗД», название которой расшифровывается как «Детям России образование, здоровье и духовность», ориентированная на дошкольников.
Также на пленарной сессии выступили заместитель председателя комитета по научно-образовательной и инновационной политике РСПП Михаил Попов, ректор Московского физико-технический института Дмитрий Ливанов, ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский, заместитель генерального директора по персоналу и организационному развитию компании «Аэрофлот» Илья Перфильев, старший управляющий директор компании «Авито Работа» Артем Кумпель.
Трансляция пленарной сессии

На Отраслевом форуме обсудили дефицит кадров

7 февраля в рамках Недели российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей прошел Отраслевой форум «От импортозамещения к импортоопережению». Один из участников мероприятия, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин, представил в своем докладе комплекс решений для преодоления кадрового дефицита
«Наш форум проходит в дни своеобразного юбилея – десять лет со дня введения первых санкций против России. Десять лет мы уже живем в импортозамещающем формате, и мы научились жить весьма неплохо, начинаем извлекать уроки», – сказала модератор Форума, первый заместитель генерального директора Фонда «Национальное интеллектуальное развитие» Наталья Попова. По её мнению, в настоящее время речь идет не только о технологическом суверенитете, но и кадровом, ценностном, финансовом, суверенитете в сфере ИТ.
«В течение последних двух лет компании сделали рывок в импортозамещении, которое становится все больше импортоопережением, основанным на новой технологической базе, – сказал в приветственном слове президент РСПП, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин. – Опрос РСПП показал, что в 2023 году более 35% компаний реализовывали крупные инвестиционные проекты, и столько же компаний планируют реализовывать их в текущем году».
Однако, как отметил спикер, импортозависимость российских компаний остается достаточно высокой. Именно поэтому нужны эффективные меры государственной поддержки. Одна из ключевых проблем в этом процессе – дефицит квалифицированных кадров, включая как рабочие, так и инженерные и исследовательские кадры.
В условиях дефицита начинается нездоровая конкуренция за кадры. «Противодействовать этому можно только созданием эффективного механизма переподготовки кадров, независимой оценкой их квалификации, ростом производительности труда, – уверен Шохин. – Без инвестиций, без модернизации производства, без новых технологических решений мы не сможем обеспечить резкий рост производительности труда».
Артем Шадрин назвал несколько направлений решения проблемы дефицита кадров: государственная поддержка роста производительности труда, актуализация содержания образовательных программ высшего образования и СПО исходя из потребностей рынка труда, повышение территориальной мобильности рабочей силы и содействие трудоустройству лиц в трудной жизненной ситуации.
Почти 90% опрошенных РСПП работодателей, указали обучение, повышение квалификации, переподготовку в числе мер, обеспечивающих рост производительности труда. Спикер считает, что эти задачи поможет выполнить внедрение систем наставничества и технологий обучения на производстве. Это обеспечит адаптацию новых сотрудников, снижение времени на их обучение, сокращение брака и травматизма, повысит мотивацию и вовлеченность работников.
Шадрин подробно рассказал о двух проектах Базового центра подготовки кадров, входящего в структуру Национального агентства: «Квалификация НАСТАВНИК» и «Кадры для высокотехнологичного предприятия». В настоящее время Базовый центр проводит отбор заявок предприятий для участия в проектах 2024 года, сообщил спикер и пригласил желающие организации включиться в проекты для получения методической и консультативной помощи.
Что касается второго направления – актуализации содержания образовательных программ – решение этой задачи потребует вовлечения работодателей непосредственно в деятельность образовательных организаций и в актуализацию профстандартов и квалификаций, ФГОСов, примерных образовательных программ СПО и пр., убежден глава Национального агентства.
Важную роль в решении задач подготовки кадров должны играть органы государственной власти федерального и регионального уровней. В частности, положения, касающиеся развития Национальной системы квалификаций, целесообразно включить в отраслевые документы стратегического планирования, национальные и ведомственные проекты, госпрограммы. Для повышения эффективности решения кадровых задач имеет смысл наделить одного из заместителей министра в каждом ФОИВ ответственностью за кадровое развитие в курируемых отраслях, считает спикер.
На несоответствие контрольных цифр приема в образовательные организации и реальной потребности отрасли в кадрах указал в своем выступлении статс-секретарь-заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Максим Увайдов. По данным спикера, около трех тысяч сельскохозяйственных предприятий различного масштаба уже работают с отраслевыми вузами и колледжами, организуют стажировки и практики студентов. Он также отметил федеральный проект «Профессионалитет» в качестве эффективного инструмента подготовки квалифицированных кадров.
Увайдов предложил в качестве основного параметра успешности вузов в национальном рейтинге образовательных организаций учитывать процент выпускников, оставшихся работать на предприятиях отрасли.
На Форуме также выступили председатель Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу и продовольственной безопасности Виктор Бирюков, руководитель отдела аграрной политики Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Рената Янбых, директор по стратегическим программам и инновационному развитию ПАО «Ростелеком» Алексей Митькин, председатель Комиссии РСПП по строительному комплексу Владимир Дедюхин, член Правления РСПП, соучредитель компании «Беспилотные технологии» Иван Утенков.

© 2022 Ассоциация «Объединение автопроизводителей России» Все права защищены.
Контакты