В Госдуме обсудили отраслевые решения для быстрой и качественной адаптации системы образования под запросы предпринимателей
10 июня в Государственной Думе Российской Федерации состоялось совместное заседание рабочей группы при Комитете Госдумы по молодежной политике по вопросам трудоустройства, занятости, профориентации и предпринимательской деятельности молодежи и Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса.
В обсуждении приняли участие депутаты Госдумы, представители Минпросвещения Россия, Минтруда России, Минобрнауки, Минпромторг России, Национального агентства развития квалификаций, общественных бизнес-объединений, ведущих отраслевых ассоциаций, таких как ОАР, РОАД, РАСТО и НАПТО, руководители предприятий по производству, продаже и техническому обслуживанию автотранспортных средств.
«О дефиците квалифицированных кадров сегодня говорят в разных отраслях, кроме того работодатели говорят о несоответствии квалификации выпускников профессионального среднего образования современным требованиями к рабочим специальностям на реальном производстве.Эти вопросы актуальны и для автомобильной отрасли. По данным платформы hh.ru, сейчас размещено 11 698 вакансий для автомехаников, а соответствующих резюме — всего 2 250. То есть на платформе приходится пять вакансий на одного соискателя. И проблема в данной отрасли может затронуть множество смежных сфер, в том числе логистика, сервисы доставок, строительство дорог и инфраструктуры, туризм, промышленность», — рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по молодёжной политике, Председатель Правления Российских студенческих отрядов Михаил Киселёв.
В свою очередь, Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса Сергей Тимофеев отметил, что в нынешних реалиях перед государством стоит задача адаптации системы образования под существующие запросы и требования работодателей. Автомобильная сфера относится к одной из наиболее высокотехнологичных отраслей; от того, как будет произведено автотранспортное средство, как оно будет обслуживаться и ремонтироваться в период эксплуатации зависит жизнь и здоровье наших граждан. Серьезная роль в этом вопросе отведена системе среднего профессионального образования.
«По экспертным оценкам, ежегодная потребность в квалифицированных рабочих сотрудниках только для автосервисного рынка составляет 100 тысяч человек. В настоящее время для интеграции колледжей и организаций из реального сектора экономики реализуется федеральный проект “Профессионалитет”. При всех его положительных сторонах удовлетворить весь спрос рынка труда в рамках только одного проекта не представляется возможным. В такой ситуации бизнес готов подставить плечо и, где это необходимо, взять на себя функции образовательного соисполнителя в части теоретической подготовки по специальным предметам и практической подготовки на базе собственного предприятия. Но для этого нужно создать соответствующие условия и стимулы для предпринимателей», — считает Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса Сергей Тимофеев.
На заседании предложили создать программный документ кадрового развития автомобильной промышленности и смежных отраслей до 2030 года. Также было отмечено о необходимости дополнительных мер по позиционированию и продвижению рабочих профессий среди молодежи, внедрения форсированной государственной политики в области формирования общественного мнения и воспитания подрастающего поколения.
«В период с 2022 по 2024 год проблема кадрового дефицита в отрасли достигла своего исторического экстремума. Причины носят как глобальный, так и локальный отраслевой характер: последствия демографической ямы 1990-х – 2000-х; миграция трудоспособного населения в страны ближнего зарубежья и в “серую зону”; изменение жизненных приоритетов у молодежи, смещение баланса от работы к жизни. Появившиеся новые отрасли экономики (ИТ, маркетплейсы, доставка) являются главными конкурентами автомобилестроения в вопросе борьбы за молодые кадры, предоставляющие сегодня более гибкие, простые, менее ответственные способы заработка. К сожалению, престижность звания “Человек труда” полностью исчезла. Если раньше на экранах телевизоров постоянно показывали фильмы о науке и технике, популярности рабочих профессий, то сейчас мы каждый день лицезреем различные ток-шоу о частной жизни людей, модных и гламурных событиях. Из каждого "ящика" распространяется информация о выгодной и перспективной работе на маркетплейсах», — рассказал председатель Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении, директор представительства ПАО «КАМАЗ» в Казани Александр Ушенин.
Помимо этого, предпринимательское сообщество выступает за поэтапный переход к обязательному применению инструментов национальной системы развития квалификаций. По информации Директора Академии РОАД Сергея Кожухова,в настоящий момент остается ряд проблемных областей, которые требуют не формального подхода, а комплексных изменений и настройки взаимодействия бизнеса и системы образования.
«Требуется оперативная корректировка уровня профессиональной подготовки кадров, включая актуализацию образовательных программ под отраслевые тенденции и технологии производства, обслуживания и ремонта автотранспортных средств, а также внедрение полноценной системы обмена данными между органами власти, учебными заведениями и работодателями. Возможности и инструменты национального агентства развития квалификаций могут позволить решить эти вопросы», — считает Сергей Кожухов.
В целях компенсации возникшей инерции, ускорения процессов интеграции работодателей в систему высшего и среднего профессионального образования, повышения качества подготовки и трудоустройства выпускников вузов и колледжей на предприятия отраслевые Ассоциации разрабатывают и «обкатывают» собственные решения. Пример – отраслевой проект “Единая база практики РОАД”, позволяющий настроить коммуникацию между студентом, работодателем и образовательной организацией, спроектировать траекторию прохождения студентом практической подготовки, сформировать взаимодействие с потенциальным работодателем для дальнейшего осознанного трудоустройства.
Предприниматели также реализуют успешные региональные программы. Своим опытом поделился Генеральный директор компании «РУМОС-КОМТРАНС» Виталий Киселёв.
«Специалисты нашего ДЦ преподают в подшефном ссузе. Мы проводим лекции для студентов всех высших и средних специальных учебных заведений города, приглашая профильных спикеров федерального масштаба. Все студенты начиная с 3-го курса проходят практику у нас на предприятии, причем за каждым студентом закреплен наставник. Для этого мы совместно с колледжем подготовили целую программу индивидуального обучения для студентов старших курсов. Фактически уже на 4-м курсе студенты заключают бессрочный трудовой договор (выборочно) и они становятся полноценными сотрудниками. Ежегодно проводим конкурс профессионального мастерства по нашей собственной программе с вручением ценных призов. Для того чтобы популяризировать профессию, проводим профориентационные занятия в школах, мастер классы, экскурсии для ребят в профильные ссузы и к себе в ДЦ. В результате такой работы мы получаем специалистов требуемой нам квалификации», — рассказал Витайлий Киселёв.
В свою очередь, заместитель Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса по вопросам независимых автосервисов, Председатель Ассоциации «РАСТО», генеральный директор учебно-технического центра «ВОЛИН» Ольга Селезнёва сообщила, что предприниматели вынуждены самостоятельно готовить профессиональные кадры нового формата на своих предприятиях, потому что в настоящее время это единственный способ не потерять бизнес.
«В условиях слабой взаимосвязи с работодателями своего региона большинство студентов так и не проходят должной производственной практики на предприятии, а значит не находят своих кумиров, не идут работать по специальности. По окончанию обучения понимают, что выбрали совсем не то, чем хотели бы заниматься. Программы систем начального и среднего профессионального образования отстают от реальных требований рынка труда, существует несоответствие перечня действующих и востребованных специальностей, количества учащихся в колледжах и реальным потребностям современного бизнеса российских регионов. Мы предлагаем учесть интересы предпринимательского сообщества и интегрировать работодателей в процесс раннего профобучения на базе региональных учебно-производственных центров предприятий, что позволит в короткие сроки решить проблему дефицита кадров и сократит разрыв между теорией и практикой», — выступила эксперт.
Кроме того, на заседании было предложено разработать и реализовать комплекс мер поддержки и компенсации расходов предпринимателей за каждого подготовленного на базе работодателя и трудоустроенного по специальности студента, в том числе за счет налоговых льгот, государственных субсидий и грантов на покрытие расходов на обучение и иных возможных форм стимулирования бизнеса.
«[Сейчас] работодатель, который сегодня участвует в приобретении оборудования для среднепрофессионального образовательного учреждения, имеет возможность получить налоговый вычет на прибыль. Предприниматели просят распространить действие этой нормы для организаций на упрощенной системе налогообложения, а также расширить перечень пунктов, за которые можно было бы получать налоговый вычет. Например за оборудование учебных классов и стендов, которые размещаются непосредственно на производстве, а также за расходы на выделение наставников из числа штатных сотрудников компании. Такие меры станут дополнительной поддержкой организаций, которые вкладывают средства для подготовки профессиональных кадров», — дополнил депутат Госдумы Михаил Киселёв.
По итогам совместного заседания было принято решение о формировании перечня поручений и рекомендаций для профильных федеральных органов исполнительной власти, которые будут проработаны с Комитетом Государственной Думы по молодежной политике и Комитетом «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса.