Новости и статистика автопрома

BMW: План запрета ДВС с 2035 года «больше не является реалистичным»

На третьей неделе октября генеральный директор BMW Group Оливер Ципсе оказался в центре внимания на Парижском автосалоне 2024, призвав Европейский союз пересмотреть принятый им план введения полного запрета на автомобили с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года. Его аргумент? - «План больше не является реалистичным» в обстановке снижения продаж электромобилей, неустойчивости субсидий и чрезмерной зависимости от Китая в цепочках поставок аккумуляторов.

Комментарии Ципсе свидетельствуют об усилении его давнего несогласия с запретом, несмотря на то, что продажи электромобилей группы BMW, в том числе бренда Mini, идут хорошо. По его мнению, Европейский союз должен «играть в силу своих технологических возможностей» и отказаться от плана запрещения, с 2035 года, продаж новых легковых автомобилей, работающих на ископаемых топливах, для снижения зависимости от цепочки поставок аккумуляторов из Китая. Он предупредил, что такой запрет обеспечивает односторонние преимущества Китаю и «грозит нанесением удара в самое сердце европейской автомобильной промышленности».

Ципсе – не единственная фигура, ощущающая всю остроту проблемы. Европейские автопроизводители сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны китайских брендов, которые быстро завоевывают долю рынка благодаря более дешевым полным электромобилям (BEV) и плагин-гибридам (PHEV). На проведенном в октябре Парижском автосалоне девять китайских брендов представили новые модели, невзирая на то, что ЕС вводит заградительные тарифы на импорт их электромобилей в размере до 45%. Им противостояли в расширенном составе европейские производители, предлагающие новые модели электромобилей.

Европейские автопроизводители далеко не едины в своем отношении к политике Евросоюза. Так, Италия открыто ставит под сомнение план ЕС. Министр энергетики Италии Джильберто Пикетто Фратини недавно назвал запрет «абсурдным» и продиктованным идеологическими соображениями. Италия выступает за более сбалансированный подход, включающий в себя сочетание различных силовых установок. Этой точки зрения придерживаются многие представители отрасли, которые обеспокоены тем, что нынешние темпы перехода на электромобили нереалистичны с учетом рыночных условий.

С другой стороны, целый ряд участников автомобильного рынка выступили против пересмотра целевых показателей на 2035 год. Пятьдесят компаний, занятых в автомобильном производстве и транспорте, в том числе Volvo, Uber и Maersk, выразили свою поддержку целевым показателям ЕС по нулевым выбросам, подчеркнув, что они достижимы и необходимы для борьбы с изменением климата.

Приверженность идее запрета ДВС остается неизменной для генерального директора группы Stellantis Карлоса Тавареса, несмотря на трудности убеждения потребителей в необходимости перехода на электромобили. Выступая на Женевском автосалоне, он заявил: «Нам необходимо повысить темп своей игры. Каждая секунда приостановки – это время, потерянное для повышения европейской конкурентоспособности. Откладывая правила по выбросам, Европа рискует отстать от Китая и усиливает его позицию».

Промежуточные целевые лимиты выброса СО2, сжимающиеся в 2025 году и подлежащие дальнейшему сокращению в 2030 году, уже оказывают сильное давление на автопроизводителей. Согласно отчету Bloomberg, компании BMW и Mercedes достигнут в этом году целевых показателей по выбросам, но другие компании, такие как Volkswagen и Renault, рискуют получить крупные штрафы из расчета 95 евро на каждый грамм с каждого проданного нового автомобиля. Эти компании уже обратились в ЕС с просьбой об отсрочке ввода норм. В то же время глава Stellantis Таварес, со своей стороны, настаивает на том, что целевые показатели должны оставаться в силе.

Реальность такова, что европейские автопроизводители находятся в весьма затруднительном положении, чреватом применением драконовских мер. Несмотря на то, что продажи электромобилей в целом растут, прогресс идет медленнее, чем ожидалось. Высокая стоимость электромобилей, опасения касательно безопасности тяговых аккумуляторов и сохраняющаяся «тревога по поводу запаса хода» продолжают сдерживать потребителей. Ситуацию усугубляет нестабильность в политике: субсидии отменяются, налоговые льготы сокращаются, а новые тарифы только планируются.

По мере приближения к 2035 году ясно одно: если ЕС надеется достичь своих амбициозных целей по нулевым выбросам, ему нужно будет предложить автопроизводителям и потребителям более четкую и последовательную политику. В противном случае путь к электрификации может оказаться гораздо более тернистым, чем предполагалось.

Automotive Purchasing and Supply Chain, Ю. Кравцов (ОАР)
2024-10-28 11:11 Мировые новости автопрома