Европейские продажи электромобилей испытывают самый резкий спад с января 2017 года
По данным аналитического агентства GlobalData, мировые продажи легких автомобилей в августе составили 6,888 млн. единиц, снизившись на 3,5% по отношению к августу 2023 года. По объему продаж с начала года (56,232 млн. ед.) динамика мирового рынка остается в положительном поле, хотя прирост к результату первых восьми месяцев 2023 года составляет всего 1%. Итог мировых продаж в 2024 году прогнозируется в объеме 86,636 млн. единиц с незначительным снижением (-0,2%) к результату 2023 года.
На региональном уровне результаты августа были неоднозначными по миру.
Продажи на крупнейшем региональном рынке – в Китае – снизились в годовом исчислении почти на 10% в августе и на 2% с начала года на фоне аномально высокой сравнительной базы 2023 года. Продажи легковых «автомобилей новой энергетики» (NEV) продолжали расти, составив 54% розничных продаж легковых автомобилей в августе. Итоговые продажи всех легковых автомобилей на китайском рынке в 2024 году прогнозируются в объеме 24,325 млн. ед., со снижением на 3,6% к прошлому году.
На 28 европейских рынках, согласно данным агентства JATO Dynamics, в августе было зарегистрировано 753 482 новых автомобиля. Это на 16% меньше числа регистраций в августе прошлого года и представляет собой самый большой спад месячных продаж в годовом исчислении с июня 2022 года.
Аналитик агентства Фелипе Муньос говорит: «В ближайшие месяцы отрасль столкнется с новыми проблемами. Покупатели по-прежнему испытывают потребность перехода на электричество, а электромобили по-прежнему стоят дороже, чем и без того дорогие автомобили с двигателем внутреннего сгорания». По данным JATO, в 2024 году в Европе за первые восемь месяцев года зарегистрировано в общей сложности 8,64 млн. новых легковых автомобилей, что всего лишь на 1,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Если эта тенденция сохранится, по итогам года может наблюдаться общее снижение числа регистраций транспортных средств».
Значительное влияние на показатели европейского рынка в целом оказало снижение спроса на полностью аккумуляторные электромобили (BEV). В августе их было зарегистрировано 125 070 единиц, что означает падение продаж на 36% по отношению к августу 2023 года. Это самое большое падение в этом сегменте в годовом исчислении с января 2017 года, когда были начаты регистрации BEV. «Аппетит по отношению к электромобилям среди потребителей быстро угасает», - говорит Муньос. «Этому способствует множество факторов, в том числе отсутствие ясности в отношении стимулов, высокие цены электромобилей и опасения по поводу их низкой остаточной стоимости».
В силу таких факторов доля BEV на рынке Европы-28 сократилась с 21,8% в августе 2023 года до 16,6% в августе этого года. Более всего от снижения числа регистраций BEV пострадали группы SAIC (-65%), Renault (-64%), Stellantis (-52%), Hyundai-Kia (-51%) и Tesla (-44%). У группы BMW произошел небольшой спад на 5%, в то время как в группах Geelyи BYD количество новых регистраций выросло на 52% и 18% соответственно.
Показательно, что рыночная доля китайских автопроизводителей (включая входящие в группу Geely бренды Volvo, Polestar и Lotus) в рамках сегмента BEV увеличилась с 10,5% в августе 2023 года до 15,5% в августе этого года. Высокие показатели продаж электромобилей китайского производства были во многом обусловлены успехом модели Volvo EX30 и некоторых моделей BYD. В результате, совокупная рыночная доля китайских автопроизводителей в сегменте BEV оказалась больше, чем у Tesla (15,3%) и уступила по своему размеру только группе Volkswagen (22,5%).
В общем модельном рейтинге продаж легковых автомобилей (независимо от типа силовой установки) в августе 2024 года первое место занял хетчбэк Dacia Sandero (рост на 9% в годовом исчислении). Вплотную к нему подошел электромобиль TeslaModel Y, поднявшись с занятого в июле 24-го места, несмотря на падение продаж на 38%. Однако модель Sandero уверенно держится за лидерство, захватив высшую позицию шестой раз за восемь месяцев. На третьем месте оказалась гибридная модель Toyota Yaris Cross, зафиксировавшая рост продаж на 24%.
Особенно следует отметить удачный вывод на рынок в этом году последней модели Volvo EX30, которая стала вторым самым продаваемым в регионе электромобилем BEV (после TeslaModel Y) в августе и третьим самым продаваемым автомобилем за период с начала года.