Новости и статистика автопрома

Евросоюз и Германия продолжают переговоры в связи с планом запрета ДВС

Еще в#nbsp;октябре 2022 года 27 государств-членов#nbsp;ЕС согласовали с#nbsp;Европейским парламентом план декарбонизации транспорта, который в#nbsp;частности предусматривал запрет на#nbsp;продажи всех новых легковых автомобилей с#nbsp;двигателями внутреннего сгорания с#nbsp;2035 года. Окончательное голосование по#nbsp;этому вопросу, которое воспринималось как рутинная формальность, было назначено на#nbsp;7#nbsp;марта 2023 года. Однако в#nbsp;последний момент Германия заявила об#nbsp;отказе от#nbsp;участия в#nbsp;голосовании, сославшись на#nbsp;неприемлемость запрета двигателей, использующих топлива электрического происхождения (e-fuels), поставив тем самым под угрозу срыва принятие предварительно согласованного плана.

5#nbsp;марта глава Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляйен провела в#nbsp;Берлине переговоры по#nbsp;этой проблеме с#nbsp;канцлером ФРГ Шольцем. По#nbsp;окончании встречи госпожа фон дер Ляйен заявила корреспондентам: «Мы#nbsp;ведем конструктивный диалог. Мы#nbsp;полностью поддерживаем принцип технологической открытости, но#nbsp;она должна быть совместима с#nbsp;нашей целью в#nbsp;вопросе климатических изменений. В#nbsp;общем, дискуссии были хорошими и#nbsp;конструктивными». Со#nbsp;своей стороны, Шольц сказал, что проблема состоит в#nbsp;определении перспектив автомобилей, которые будут использовать исключительно топлива электрического происхождения, после 2035 года. Он#nbsp;также отметил, что обе стороны считают компромисс достижимым. Свой оптимизм касательно возможности успешного разрешения спора высказал и#nbsp;федеральный министр транспорта Фолькер Виссинг, добавив, что не#nbsp;видит необходимости скоропалительно принимать решение в#nbsp;ближайшие дни.

В#nbsp;итоге проведенных переговоров, назначенное на#nbsp;7#nbsp;марта голосование было отложено на#nbsp;неопределенный срок. Между тем, процедура внесения существенных изменений в#nbsp;проект правил может потребовать многих месяцев и#nbsp;еще более усугубить неопределенность ситуации.

Комментируя суть разногласий, министр Виссинг заметил: «Двигатель внутреннего сгорания сам по#nbsp;себе не#nbsp;является проблемой; проблему создают ископаемые топлива, на#nbsp;которых он#nbsp;работает. Климатический нейтралитет представляет собой с#nbsp;одной стороны цель, а#nbsp;с#nbsp;другой#nbsp;— возможность реализации новых технологий. Для#nbsp;достижения этой цели и#nbsp;возможности мы#nbsp;должны быть открыты для#nbsp;самых различных решений».

Сторонники синтетических топлив электрического происхождения (e-fuels) утверждают, что такие топлива являются по#nbsp;существу разновидностью возобновляемой электроэнергии, конвертированной в#nbsp;горючее жидкое топливо. Для#nbsp;производства такого топлива захваченная из#nbsp;воздуха двуокись углерода соединяется с#nbsp;водородом, выделенным из#nbsp;воды в#nbsp;процессе, приводимом в#nbsp;действие возобновляемой энергией, получая синтетическое углеводородное топливо. При сжигании в#nbsp;двигателе внутреннего сгорания, топливо «e-fuel» выделяет двуокись углерода. Однако с#nbsp;учетом того, что первоисточником этого выброса был ранее захваченный углекислый газ, защитники этой технологии доказывают, что она является климатически нейтральной.

Особенный интерес эта технология привлекает к#nbsp;себе в#nbsp;Германии, где лежащий в#nbsp;основе получения e-fuels процесс Фишера-Тропша был изобретен еще в#nbsp;1925 году и#nbsp;использовался вермахтом для#nbsp;производства суррогата жидкого топлива из#nbsp;каменного угля во#nbsp;время Второй мировой войны.

Позиции Германии и#nbsp;Италии по#nbsp;отношению к#nbsp;ранее согласованному плану Евросоюза по#nbsp;запрету ДВС внезапно изменились, когда в#nbsp;центре дебатов оказались производители культовых спортивных автомобилей Porsche и#nbsp;Ferrari, продвигающие изъятие двигателей, работающих на#nbsp;e-fuels, из#nbsp;плана запрета. Более высокая удельная мощность синтетических топлив по#nbsp;сравнению с#nbsp;литий-ионными батареями в#nbsp;электромобилях давала#nbsp;бы возможность и#nbsp;в#nbsp;будущем продолжать выпуск популярных спортивных автомобилей, лихо проходящих повороты с#nbsp;ревом моторов и#nbsp;треском выхлопных труб. Сопротивление Германии предлагаемому Евросоюзом закону наглядно иллюстрирует нежелание нации сказать последнее «прости» некоторым из#nbsp;ее#nbsp;основополагающих символов, таких как модель Porsche 911, которую компания не#nbsp;собирается производить в#nbsp;электрической версии.

Кстати, автомобильные гонки мирового уровня Формула 1 переходят на#nbsp;синтетические топлива в#nbsp;сезоне 2026 года. И#nbsp;хотя это нововведение не#nbsp;вызовет обвального снижения всеобщих углеродных выбросов от#nbsp;автоспорта (подавляющая часть которых происходит из#nbsp;далеких от#nbsp;спорта источников, таких как кругосветные авиапутешествия на#nbsp;гонки), оно поможет доказать, что синтетические топлива способны обеспечивать высокую эффективность автомобильных двигателей.

Нелишне напомнить, что Porsche является совладельцем компании HIF Global, производителя синтетических топлив, запустившей глобальный пилотный завод в#nbsp;Чили. Компания Ferrari также заявила, что будет фокусировать свою инновационную программу не#nbsp;только на#nbsp;электрическом переходе, но#nbsp;и#nbsp;на синтетическом топливе, что позволит ей#nbsp;«снижать выбросы и#nbsp;в#nbsp;то#nbsp;же время продолжать использовать двигатели внутреннего сгорания, сберегающие национальное наследие марки».

Оппоненты позиции Германии в#nbsp;переговорах с#nbsp;ЕС указывают на#nbsp;то, что использование e-fuels для#nbsp;автомобилей является расточительным расходованием дорогостоящей возобновляемой энергии, которую следует приберечь для#nbsp;решения более тяжелых задач декарбонизации. В#nbsp;рамках самой автомобильной промышленности также высказываются опасения того, что исключение e-fuels из#nbsp;запрета ДВС, даже если оно будет ограничено некоторыми спортивными автомобилями, может притупить воздействие четко сформулированного на#nbsp;2035 год запрета двигателей внутреннего сгорания. Любая остановка или задержка запущенного полным ходом процесса электрификации, при уже произведенных автопроизводителями гигантских затратах на#nbsp;него, а#nbsp;тем более потенциальное отвлечение новых средств на#nbsp;альтернативную технологию, может только обострить ситуацию.

Евросоюз пытается заверить правительство Германии в#nbsp;поиске приемлемого решения проблемы, но#nbsp;он#nbsp;жестко ограничен остающимся временем до#nbsp;предстоящих в#nbsp;будущем году выборов#nbsp;ЕС. Германские официальные лица подали знак готовности к#nbsp;достижению компромисса, однако окончательное принятие амбициозной климатической повестки находится под угрозой возражений со#nbsp;стороны других ее#nbsp;участников.
2023-03-13 10:12 Мировые новости автопрома