Мировые продажи легких автомобилей снизились в сентябре в большинстве регионов, но в целом слегка выросли с начала 2024 года
Согласно данным, опубликованным аналитической компанией GlobalData, мировые продажи легких (то есть легковых плюс легких коммерческих) автомобилей составили в сентябре 2024 года 7,5 млн. единиц. Это на 3,6% меньше по сравнению с сентябрем прошлого года, хотя продажи с начала этого года незначительно (менее чем на полпроцента) выросли к результату аналогичного периода 2023 года, составив 63,8 млн. автомобилей.
При этом, приведенный к году с сезонными поправками расчетный показатель мировых продаж в 2024 году составляет 87,0 млн. автомобилей, оставаясь в целом на уровне 2023 года с несущественным ростом на 0,2%.
Мировые продажи легких автомобилей в январе-сентябре 2024 года
*включая Турцию
Источник: GlobalData, ОАР
Динамика мирового рынка в рассматриваемом периоде развивалась неравномерно по регионам в силу их специфических обстоятельств.
Северная Америка
Темп роста рынка легких транспортных средств США оказался утрачен из-за резкого спада продаж в июне в результате массированной кибератаки, нарушившей бизнес-процессы дилерских центров, а также очередного падения в сентябре вследствие сильных ураганов на восточном побережье. В итоге годовая динамика рынка США прогнозируется на близком к нулевому уровне (+0,4%) с сохранением объема продаж в пределах 15,6 миллионов автомобилей.
Европа
С начала года продажи легких автомобилей в Западной Европе превысили 10 миллионов единиц, увеличившись по сравнению с аналогичным периодомпрошлого года на 1,1%. Общая картина в отрасли остается прежней. Высокие цены на автомобили, высокие процентные ставки и отсутствие стимулов продолжают сдерживать продажи. С учетом состояния экономической активности, годовой рост автомобильного рынка для региона прогнозируется на уровне 1,3% при общем количестве 13,4 млн. продаж. Ожидается некоторое улучшение ситуации в 2025 году, поскольку смягчение денежно-кредитной политики будет способствовать широкому экономическому росту в сочетании с выпуском более доступных по цене электромобилей.
В Восточной Европе объем продаж легких автомобилей с начала 2024 года вырос на 17% по сравнению с первыми тремя кварталами прошлого года, достигнув 3,3 млн. единиц. Положительный результат по-прежнему обусловлен устойчивым восстановлением рынка в России. Рост российских продаж в сентябре соответствовал ожиданиям аналитиков рынка, которые предсказывали опережающий спрос в преддверии изменения в ставках утилизационного сбора и повышения процентных ставок. Продажи в Турции стали падать из-за начала дефляции и сохранения более жесткой денежно-кредитной политики. Годовой рост автомобильного рынка в регионе прогнозируется на уровне 18% до 4,7 млн. единиц.
Юго-Восточная Азия
На протяжении первых девяти месяцев 2024 года наблюдался спад автомобильного рынка Японии, главным образом из-за скандалов, связанных с выявленными нарушениями процедуры государственной сертификации автомобилей. Особенно чувствительно на продажи повлиял дефицит поставок компаний Toyota и Daihatsu. Продажи в этот период снизились на 8,6% до 3,3 млн. единиц. Продажи также пострадали из-за плохой погоды. Серия крупных тайфунов в конце августа и сильные дожди во многих частях Японии в сентябре нарушили логистику и снизили посещаемость дилерских центров. В экономике реальная заработная плата с учетом инфляции снова начала снижаться, сокращая покупательную способность потребителей. В существующей ситуации годовой прогноз продаж легких автомобилей в Японии понижен до 4,3 млн. единиц, что на 9,5% меньше результата 2023 года.
Несмотря на оживление экономического роста, продажи автомобилей в Южной Корее по-прежнему остаются слабыми. Уровень продаж легких автомобилей за первые три квартала текущего года составил 1,2 млн. единиц, сократившись в годовом исчислении на 8,3%. По итогам текущего года прогнозируются продажи 1,6 млн. единиц, со снижением на 7,5% к результату 2023 года и возвратом к самому низкому годовому показателю после 2013 года.
Китай
Согласно предварительным данным, внутренний рынок Китая в сентябре оставался вялым, несмотря на продолжающуюся программу субсидирования утилизации по схеме trade-in и снижение коэффициента требуемого первоначального взноса по автокредитам. Правда, объем продаж в сентябре достиг почти 2,3 млн. единиц, что является самым высоким показателем с начала года, но сентябрь – это исторически относительно успешный месяц продаж. В годовом исчислении продажи снизились на 5% в сентябре и почти на 3% с начала года. В то же время экспорт легковых автомобилей оставался стабильным, увеличившись на 22% в годовом исчислении в сентябре, несмотря на растущие торговые конфликты с Западом.
Китайская ассоциация автопроизводителей (СААМ) сообщает, что доля NEV («транспортных средств новой энергетики» - электромобилей и плагин-гибридов) на внутреннем автомобильном рынке достигла в сентябре 55%.
Поскольку правительство удвоило субсидии на утилизацию, количество заявок на субсидии резко возросло за последний месяц, и это дает основания говорить о том, что продажи будут набирать обороты до истечения срока действия программы в декабре. Вместе с тем, глубокий спад в секторе недвижимости, слабый рынок труда и нестабильные финансовые рынки продолжают снижать доверие потребителей и не позволяют пока возобновить внушительный рост годовых продаж, которые в существующей ситуации прогнозируются в объеме 24,5 млн. автомобилей, со снижением на 1,1% к результату 2023 года. Относительная стабильность китайского рынка как крупнейшего рынка в мире и предопределяет в конечном итоге ожидаемый результат мировых продаж легких автомобилей в 2024 году – в объеме 87,0 млн. единиц, с ростом на 0,2% к показателю 2023 года.