6 июня 2025 года состоялось годовое отчетно-выборное Общее собрание организаций-членов Ассоциации «ОАР»
6 июня 2025 года состоялось годовое отчетно-выборное Общее собрание организаций-членов Ассоциации «ОАР». Вел собрание председатель Совета Ассоциации «ОАР» Сергей Анатольевич Когогин.
В собрании приняли участие председатель Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации А.А. Фефелов и представитель Минпромторга России В.Н. Костюченков.
В мероприятии, которое прошло на территории Музея Гаража особого назначения, расположенном на ВДНХ, приняли участие представители ПАО «КАМАЗ», АО «АВТОВАЗ», ПАО «СОЛЛЕРС», ООО «УК «Группа ГАЗ», АО «АЗ «УРАЛ», ООО «Строительно-дорожные машины», ГНЦ ФГУП «НАМИ», ООО «ПРАМО-Электро», ОАО «МАЗ», управляющая компания холдинга «БелАвтоМАЗ», АО «МАЗ «Москвич», руководители комитетов Ассоциации, Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении (СПКА).
С докладом об итогах работы автомобильной промышленности России в 2024 году и прогнозе на 2025 год выступил И.А Коровкин – исполнительный директор Ассоциации «ОАР».
В докладе было отмечено, что автомобильный сектор российской экономики развивался в 2024 году под знаком стартовавшей годом ранее реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2022 года № 4261-р.
С самого начала 2024 года на положительную динамику рынка оказывала влияние продолжающаяся адаптация к новым внутренним и внешним факторам. Одним из таких факторов явилось перенасыщение рынка, обусловленное высоким уровнем складских запасов, накопленных в 2023 году. Большое значение для сохранения повышательного тренда имело усиление мер поддержки отложенного потребительского спроса, как со стороны дилеров и производителей, так и на уровне государства.
В 2024 году для стимулирования рынка легковых автомобилей и электромобилей приняты меры государственной поддержки. В первую очередь это программы льготного автокредитования для покупки легковых и легких коммерческих автомобилей, включая электромобили, и программы льготного лизинга. В отношении электромобилей, наряду с этими программами, в 2024 году действовали также пониженные коэффициенты по утилизационному сбору, была предоставлена возможность бесплатного проезда по платным дорогам.
Однако следует признать, что заметного положительного эффекта эти меры не дают. Объемы продаж электромобилей на российском рынке в 2024-2025 годах ожидаются относительно невысокими по сравнению с традиционными автомобилями, хотя рыночная доля электромобилей успешно укладывается в предписания прогнозной структуры рынка (менее 1% для легковых автомобилей и менее 3% для автобусов).
Следует отметить, что достигнутые результаты продаж в 2024 году вписываются в целевые показатели реализации Стратегии развития для всех сегментов рынка и в целом на треть превосходят предусмотренный совокупный объем продаж автомобильной техники (1 285 тыс. ед.). Отклонением от целевых показателей является слишком малая доля автомобилей, произведенных в РФ.
При оценке перспектив развития рынка в 2025 году, несмотря на положительный итог 2024 года, необходимо отметить сохранение тренда на сокращение продаж, обусловленного продолжением действия отмеченных выше негативных факторов (выросшего утилизационного сбора, высокой стоимости кредитов и изменений в налоговой системе). За первые три месяца этого года автомобильный рынок в целом сократился на 27,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. На основании этого прогнозируются общие годовые продажи автомобильной техники в 2025 году в объеме 1 248,6 тыс. ед. (со снижением на 31,9% к итогу 2024 года). В том числе: 1 064 тыс. легковых автомобилей (-31,4%), 105,4 тыс. легких коммерческих автомобилей (-23,5%), 70,2 тыс. грузовых автомобилей (-44,4%), 9,0 тыс. автобусов (-54,3%).
Пропорционально росту рынка на протяжении 2024 года росло и автомобильное производство в России. Общий объем производства автомобильной техники за 12 месяцев 2024 года вырос на 34,7% по отношению к 2023 году и составил 982,7 тыс. единиц.
В отношении прогноза производства есть основания полагать, что российский автопром завершит 2025 год с ростом общего объема выпуска автомобилей на 6,6% до 1 047,2 тыс. единиц, с результатом по легковым автомобилям, вписывающимся в установленные Стратегией показатели целевого сценария (890 тыс. ед.), с результатом по LCV в рамках базового сценария (84 тыс. ед.), а по грузовикам (65 тыс. ед.) и автобусам (8 тыс.ед.) – со значительным отставанием от базового сценария.
Членами Ассоциации «ОАР» в 2024 году осуществлялась реализация утверждённых решением годового Общего собрания 31 мая 2024 года Приоритетных направлений деятельности Ассоциации «ОАР» на 2024-2025 гг.
В 2024 году Ассоциацией «ОАР» совместно с Профсоюзом работников АСМ РФ впервые был проведён отраслевой конкурс профессионального мастерства в номинациях: •Конструктор в автомобилестроении; •Дизайнер в автомобилестроении.
Итоги конкурса были подробно рассмотрены на внеочередном Общем собрании организаций-членов Ассоциации «ОАР» в декабре 2024 года.
По результатам конкурса принято решение о проведении в 2025 году отраслевого конкурса профессионального мастерства в номинациях: •Технолог в автомобилестроении. •Водитель-испытатель.
Важным для отрасли событием явился проведенный впервые отраслевой праздник «День машиностроителя». Праздничные мероприятия прошли на Уральском автомобильном заводе в г. Миасс. В них приняли участие представители трудовых коллективов отрасли. С большим успехом прошли выступления самодеятельных коллективов УралАЗа, НАМИ и других организаций.
В октябре 2025 года отраслевой праздник планируется провести в ГНЦ ФГУП «НАМИ» одновременно с Международным автомобильным научным форумом МАНФ-2025.
На собрании были утверждены отчет Ревизионной комиссии Ассоциации, а также финансовый отчет и годовой бухгалтерский баланс Ассоциации за 2024 год.
Участниками собрания были утверждены Приоритетные направления деятельности Ассоциации на 2025-2026 гг.
В указанном документе отражены вопросы реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года, национальных проектов Российской Федерации. Также отражены направления работ по формированию системных мер поддержки российского автомобилестроения, защиты российского рынка автомобильной техники и автокомпонентов, кадрового обеспечения отрасли. К приоритетным направлениям работы также отнесены развитие и совершенствование форм социального партнерства организаций-членов Ассоциации «ОАР» и Профсоюза АСМ РФ.
На собрании был избран новый состав Совета Ассоциации «ОАР», в который вошли: С.А. Когогин, генеральный директор ПАО «КАМАЗ»; В.В. Иванкович, генеральный директор ОАО «МАЗ», управляющая компания холдинга «БелАвтоМАЗ»; А.А. Каримов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации; Т.И. Редько, заместитель генерального директора АО «МАЗ «Москвич»; Н.А. Соболев, генеральный директор ПАО «СОЛЛЕРС»; М.Ю. Соколов, президент АО «АВТОВАЗ»; В.Н. Сорокин, президент ООО «УК «Группа ГАЗ»; П.А. Яковлев, генеральный директор АО «АЗ «УРАЛ».
На заседании нового состава Совета, состоявшемся по окончании собрания, председателем был вновь избран С.А. Когогин.
Секретарем Совета и исполнительным директором Ассоциации был назначен И.А. Коровкин.