Европа вводит дополнительные тарифы на импорт китайских электромобилей – новые подробности
На основе предварительных результатов расследования по борьбе с субсидированием, которое пришло к выводу об искажении цен посредством китайской государственной поддержки, Европейская комиссия приняла решение ввести дополнительные импортные тарифы на электромобили из Китая в размере до 38%.
Согласно выводу расследования, цепочка создания стоимости электромобилей (BEV) в Китае извлекает выгоду из «несправедливого субсидирования», которое «создает угрозу экономического ущерба для производителей электромобилей в ЕС».
Вводимые дополнительные пошлины (сверх общего тарифа 10%) будут отличаться для каждого производителя, при этом были отобраны и выделены для применения конкретных тарифов три крупных китайских производителя электромобилей. Если с китайскими властями не будет достигнуто соглашение об «эффективном решении вопроса», с 4 июля комиссия применит дополнительный тариф в размере 17,4% для компании BYD, 20% для группы Geely и 38,1% для группы SAIC. Компания Tesla также может получить индивидуально рассчитанную ставку пошлины, когда будут введены окончательные тарифы.
Другие производители BEV в Китае, которые сотрудничали в расследовании, но не проходили выборочных расчетов, будут облагаться пошлиной в размере 21%, а те, кто не сотрудничал со следствием, подвергнутся обложению пошлиной в максимальном размере 38,1%.
Расследование, которое было начато 4 октября прошлого года, должно завершиться максимум через 13 месяцев. Временные компенсационные пошлины, о которых сейчас идет речь, могут быть опубликованы не позднее 4 июля, а окончательные меры должны быть введены в течение четырех месяцев после установления временных пошлин.
Европейская комиссия заявила, что отобранные компании индивидуально получили информацию о проведенных в отношении них расчетах и имеют возможность прокомментировать точность результатов. Если будет выявлено, что имеется достаточно доказательств, чтобы опровергнуть выводы ЕС, комиссия может пересмотреть свой расчет в соответствии с законодательством Евросоюза.
Запланированные дополнительные пошлины затронут не только китайские бренды, но и все электромобили, произведенные в Китае для европейского рынка, включая такие бренды, как BMW, Volkswagen, Mini, Polestar, Volvo, Dacia.
Особенно сильно может пострадать от новых тарифов группа Volkswagen, поскольку ее крупнейшее совместное предприятие в Китае было создано с участием шанхайской государственной корпорации SAIC, попавшей под максимальный размер пошлины. Компания SAIC-VW была основана еще в 1984 году и в настоящее время предлагает на китайском рынке более 15 модельных семейств под брендами VW и Skoda с одной из крупнейших и наиболее сложных цепочек поставок по всему Китаю, включающей девять заводов. Это СП одним из первых в группе начало выпускать электромобили, в том числе на платформе МЕВ, запущенной в 2020 году.
Представитель VW Group заявил изданию Automotive Logistics, что неудачный выбор времени для принятия Еврокомиссией ее решения «наносит ущерб и без того слабому текущему спросу на электромобили в Германии и всей Европе». Он также сказал, что компенсационные пошлины «в целом не подходят» для укрепления конкурентоспособности европейского автомобильного сектора в долгосрочной перспективе, добавив при этом: «Мы отвергаем их».
Группа Volkswagen считает, что негативные последствия решения ЕК перевешивают любые потенциальные выгоды для европейской, и особенно немецкой, автомобильной промышленности. «Европе нужна нормативная среда, в которой автомобильная промышленность укрепится в переходе к электронной мобильности и климатической нейтральности. Группа VW уверенно принимает растущую международную конкуренцию, в том числе со стороны Китая, и рассматривает ее как возможность, которой следовало бы воспользоваться. Это идет также на пользу нашим потребителям».
Резкой критике подверг тарифы ЕС на импорт китайских электромобилей Карлос Таварес, генеральный директор группы Stellantis, владеющей брендами Jeep, Fiat и Vauxhall. В интервью газете Guardian он заявил, что этот автопроизводитель предпочитает «бороться за сохранение своей конкурентоспособности», и пояснил: «Корректировать тариф – это подправлять недостаточную конкурентоспособность… Мы предпочитаем участвовать в гонке, нежели слышать, что нас будут защищать, потому что мы не верим, что оборона может быть долгосрочной конкурентной позицией для такой глобальной компании, как наша».
Возражения против действий Еврокомиссии были отчасти высказаны и на государственном уровне. Правительства Германии, Швеции и Венгрии дали понять, что они не одобряют тарифы, а канцлер Германии Шольц недавно заявил, что таможенные барьеры «в конечном итоге просто сделают всё дороже, а всех беднее».
Решение Еврокомиссии следует по стопам правительства США, которое объявило в мае, что увеличит импортные пошлины на электромобили до 100%, чтобы ограничить импорт из Китая. В этом же ключе выступила и Турция, которая только что объявила о 40% дополнительном тарифе на импорт автомобилей из Китая, вступающем в силу с 7 июля 2024 года. Решение мотивировано смягчением потенциальных негативных последствий «демпинга» китайских электромобилей на внутреннем рынке Турции в поддержку национальной автомобильной промышленности.
Введение временных тарифов может принести ЕС более 2 млрд. евро в год, но и чревато риском начать торговую войну с Китаем, которая может привести к принятию контрмер против импорта из Евросоюза в Китай.