Две крупнейшие лоббистские группы в автомобильном секторе США – «Альянс автомобильных инноваций» (выступающий в статусе национальной ассоциации автопроизводителей, члена OICA) и Национальная ассоциация автомобильных дилеров (NADA) вступили в новую фазу «священной войны» за свои права.
Это противостояние – далеко не новое явление. В основном, до последнего времени споры велись вокруг размеров возмещения производителями дилерам, работающим по франшизе, расходов на гарантийный ремонт и устранение тех проблем, которые возникли у их общих клиентов с продукцией автопроизводителей.
Корень зла автопроизводители видят во входящих в юрисдикцию штатов законах о франшизных предприятиях, которые предписывают продажу автомобилей только через авторизованных дилеров (франчайзи) и запрещают их прямую продажу автопроизводителями.
16 июля Альянс автопроизводителей направил запрос в антимонопольную комиссию Министерства юстиции США с просьбой проверить франшизное законодательство штатов на предмет ограничения свободной конкуренции, нанесения ущерба потребителям и провоцирования борьбы с NADA в «схватке титанов» автомобильной отрасли. Со своей стороны, ассоциация NADA демонстративно выступила против позиции Альянса.
Вопрос о доступе автопроизводителей к самостоятельной продаже своей продукции на внутреннем рынке США становится всё более актуальным с осуществлением технологической революции в автопроме и тенденциями перестройки товаропроводящей сети. Пока имеются лишь отдельные примеры успешного решения этой проблемы некоторыми производителями и в некоторых штатах.
Показательно развитие ситуации со стартапом ScoutMotors из Группы VW. Компания планирует производить в Южной Каролине, начиная с 2027 года, ретро-пикап Terraи SUV Traveler, с продажей потребителям напрямую, в обход существующих дилерских сетей Volkswagen и Audi.
Поддерживая позицию Альянса, компания Scout Motors также направила в Министерство юстиции письмо, в котором она настоятельно побуждала правительство США ликвидировать запрет на прямую продажу автомобилей потребителям и принять все необходимые меры для отмены законов штатов о торговле автомобилями по франшизе, называя их «обременительными ограничениями свободы конкуренции». Естественно предположить, что в то время, как все франчайзи имели полное основание чувствовать неприятие обращения Альянса к Министерству юстиции, дилеры Volkswagen и Audi должны были почувствовать себя вдвойне ущемленными.
Комментируя обстановку, американская автомобильная пресса пишет, что при занятых обеими сторонами позициях в этой «священной войне» не будет победителей. Цитируем корреспондента Automotive News Ларри Веллекетта: «Называть публично кого-либо лжецом выглядит грубовато, но как еще можно назвать лицемерие руководителей автомобильных компаний и ведущих дилеров, упоминающих друг друга в качестве партнеров, после того, как они объявили войну один другому?».
Automotive News, Ю. Кравцов (ОАР)
Это противостояние – далеко не новое явление. В основном, до последнего времени споры велись вокруг размеров возмещения производителями дилерам, работающим по франшизе, расходов на гарантийный ремонт и устранение тех проблем, которые возникли у их общих клиентов с продукцией автопроизводителей.
Корень зла автопроизводители видят во входящих в юрисдикцию штатов законах о франшизных предприятиях, которые предписывают продажу автомобилей только через авторизованных дилеров (франчайзи) и запрещают их прямую продажу автопроизводителями.
16 июля Альянс автопроизводителей направил запрос в антимонопольную комиссию Министерства юстиции США с просьбой проверить франшизное законодательство штатов на предмет ограничения свободной конкуренции, нанесения ущерба потребителям и провоцирования борьбы с NADA в «схватке титанов» автомобильной отрасли. Со своей стороны, ассоциация NADA демонстративно выступила против позиции Альянса.
Вопрос о доступе автопроизводителей к самостоятельной продаже своей продукции на внутреннем рынке США становится всё более актуальным с осуществлением технологической революции в автопроме и тенденциями перестройки товаропроводящей сети. Пока имеются лишь отдельные примеры успешного решения этой проблемы некоторыми производителями и в некоторых штатах.
Показательно развитие ситуации со стартапом ScoutMotors из Группы VW. Компания планирует производить в Южной Каролине, начиная с 2027 года, ретро-пикап Terraи SUV Traveler, с продажей потребителям напрямую, в обход существующих дилерских сетей Volkswagen и Audi.
Поддерживая позицию Альянса, компания Scout Motors также направила в Министерство юстиции письмо, в котором она настоятельно побуждала правительство США ликвидировать запрет на прямую продажу автомобилей потребителям и принять все необходимые меры для отмены законов штатов о торговле автомобилями по франшизе, называя их «обременительными ограничениями свободы конкуренции». Естественно предположить, что в то время, как все франчайзи имели полное основание чувствовать неприятие обращения Альянса к Министерству юстиции, дилеры Volkswagen и Audi должны были почувствовать себя вдвойне ущемленными.
Комментируя обстановку, американская автомобильная пресса пишет, что при занятых обеими сторонами позициях в этой «священной войне» не будет победителей. Цитируем корреспондента Automotive News Ларри Веллекетта: «Называть публично кого-либо лжецом выглядит грубовато, но как еще можно назвать лицемерие руководителей автомобильных компаний и ведущих дилеров, упоминающих друг друга в качестве партнеров, после того, как они объявили войну один другому?».
Automotive News, Ю. Кравцов (ОАР)