По мнению отраслевых экспертов, продажи автомобилей с двигателем внутреннего сгорания достигли своего пика, уступая дорогу рынку электромобилей, растущему сообразно с развитием рынка аккумуляторных батарей. Вместе с тем, отрасль будет сдерживаться ограниченным наличием зарядных станций и медленным ходом их сооружения. Отход от ДВС уже уверенно осуществляется на фоне интенсивного международного роста рынка электромобилей. По заключению автомобильного страхового агентства Confused.com, сравнившего ежегодные изменения продаж электромобилей с 2017 года по всему миру, во всех странах первой десятки по темпу роста наблюдался среднегодовой рост более 100%. Возглавляла этот список Бразилия со среднегодовым ростом продаж электромобилей на 285,5%, за ней следовали Израиль и Индия с годовыми показателями роста 281,8% и 183,4% соответственно.
Дэвид Ли, главный аналитик группы силовых агрегатов компании GlobalData, так характеризует этот рыночный сдвиг к электромобилям: «Он произойдет не в одночасье. Остается ряд рисков, которые могут замедлить переход. Но даже при этом, с учетом внешних и внутриотраслевых тенденций, переход к автомобилям с нулевыми выбросами представляется неизбежным».
С этим мнением согласны и в руководстве BMW. В интервью агентству Reuters главный финансовый директор концерна Вальтер Мертль сказал: «Точка невозврата для двигателя внутреннего сгорания наступила уже в прошлом году. Нынешнее плато продаж для легковых автомобилей с ДВС будет сохраняться некоторое время, а потом начнет постепенно снижаться по мере введения более строгого экологического законодательства, ограничивающего продажи таких машин».
Доля дизелей в Западной Европе составила в 2023 году 15,8%, сократившись на 2,5 пункта
Факт прохождения пика продаж легковых автомобилей с ДВС косвенно подтверждается также данными GlobalData о тренде продаж в 2023 году дизельных легковых автомобилей в Западной Европе.
Общий объем продаж дизельных легковых автомобилей в Западной Европе в 2023 году составил 1,83 млн. ед. против 1,86 млн. ед. в 2022 году, а их доля на рынке всех легковых автомобилей сократилась с 18,3% до 15,8%.
Замедление роста продаж электромобилей (BEV), несомненно, в некоторой степени стимулировало продажи в секторе ДВС и способствовало не столь резкому сокращению продаж дизельных легковых автомобилей. Тем не менее, все национальные рынки Западной Европы (за исключением одного – Германии) завершили 2023 год с сокращением продаж дизелей. В Германии доля продаж дизельных легковых автомобилей в 2023 году составила 24,4% против 23,6% в 2022 году. Спрос на дизели в этой стране сохраняется на высоком уровне благодаря предложению многочисленной дизельной продукции ведущими национальными брендами и специфическому стилю вождения, что обеспечивает дизелю преимущества перед альтернативными вариантами.
Наряду с некоторым увеличением доли продаж дизельных автомобилей в Германии, вырос и их физический объем в 2023 году. Прирост продаж составил 68 тыс. единиц, что в точности восполнило спад продаж дизелей, отмеченный во Франции. Сдвиги такого масштаба не наблюдались ни на одном другом западноевропейском рынке.
Вторым после Германии крупнейшим рынком дизельных автомобилей является Италия. Хотя в 2023 году доля дизельных автомобилей на итальянском рынке немного упала (с 24,3% до 22,7%), объем их продаж вырос на 35,5 тыс. ед., в результате чего итоговые региональные продажи дизельных автомобилей снизились за год всего на 32,4 тыс. единиц.
Продажи дизельных легковых автомобилей в Западной Европе, 2017-2023
Доли дизелей в продажах новых легковых автомобилей по странам, декабрь и 12 месяцев 23/22
Объемы продаж дизельных легковых автомобилей по странам, декабрь и 12 месяцев 23/22