Автопроизводители Китая форсировали в этом году выполнение новой программы по электромобилям, которая помогла повысить внутренний спрос, и теперь они упорно обращают свои взоры на зарубежные рынки, предлагая умные, подключенные модели следующего поколения.
Европа, в частности, становится для китайских электромобилей экспортным направлением растущей важности, где некоторые рынки, особенно скандинавские страны, имеют самые высокие в мире уровни насыщения электромобилями. Европейский Союз объявил недавно о своих планах прекратить продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году.
Новый виток этой ориентации был отчетливо виден на прошедшем в октябре Парижском автосалоне, где китайские бренды показали запущенные в производство привлекательные модели, охватывающие широкий диапазон сегментов электромобилей.
Компания BYD произвела сенсацию компактным легковым электромобилем Seal, который экспонировался наряду с компактным внедорожником Atto и компактным легковым электромобилем Han, все три модели в полностью батарейном варианте.
Компания Great Wall Motor показала свой броский компактный легковой электромобиль Cat под брендом Ora и плагин-гибриды высокого класса Coffee 01 и Coffee 02 под брендом Wey.
Отрасль производства электромобилей в Китае черпает значительную силу из потенциала внутреннего рынка. Продажи электромобилей в стране, очевидно, составят не менее 2/3 от восьми миллионов электромобилей, которые, как ожидается, будут проданы во всем мире в текущем году. По данным, опубликованным национальной ассоциацией автомобильной промышленности СААМ, за первые 9 месяцев 2022 года оптовые продажи электромобилей в Китае удвоились до 3,58 млн. ед., не считая плагин-гибридов (PHEV), продажи которых взлетели на 270% до 990 тыс. ед.
Эти показатели были достигнуты несмотря на широко практиковавшиеся остановки производства, нарушение цепочек поставок и локдауны в первом полугодии. В противоположность электромобилям, продажи обычных автомобилей с ДВС сократились за тот же период на 9,5% до 14,9 млн. ед., продолжив непрерывный спад, длящийся с 2018 года.
Ожидается, что продажи электромобилей в Китае в 2022 году составят около 20% общего объема продаж автомобилей в стране, а на долю плагин-гибридов придется еще 5-6%. В совокупности, эти два типа представляют практически весь состав производимого в стране сегмента так называемых транспортных средств новой энергетики (NEV).
В силу неизбежных обстоятельств, Китай располагает лучшей в мире экономикой масштабов сектора электромобилей, а также самой сильной цепочкой поставок аккумуляторных батарей, включая крупнейшие мощности по обогащению полезных ископаемых. Раннее вхождение страны, десять лет тому назад, в эпоху производства электромобилей также позволило китайским компаниям обеспечить надежный доступ к ряду крупнейших в мире минеральных запасов, необходимых для производства батарей.
Согласно данным из правительственных источников, в Китае имеются сотни стартапов, действующих в секторе электромобилей, включая ответвления крупных конгломератов и производителей обычных автомобилей с ДВС. Многие из них пока незначительны по размеру, и им еще предстоит вырасти в признанные компании, что, однако, представляется маловероятным в этом десятилетии. Наиболее успешные стартапы, в том числе Nio, Xpeng и Li Auto, доминируют последние два года в заголовках новостных сообщений с привлекательными моделями премиального уровня, демонстрирующими самые последние умные технологии, неминуемо сопровождаемые соответствующими ценами.
Компания Nio Inc., котируемая на фондовой бирже Nasdaq, за первые девять месяцев 2022 года продала по всему миру около 84 000 электромобилей, с ростом на 26% в годовом исчислении, чему способствовал выход компании на европейский рынок в 2021 году. Начало освоения рынка США планируется на 2025 год по завершении строительства местного завода. Рост продаж компании на внутреннем рынке Китая оказался несколько приглушен в этом году, частично отразив влияние высоких цен. Самая последняя модель Nio – ET7 – стоит целых 536 000 юаней ($71.000).
Компания Li Auto продала за тот же период 87 000 электромобилей, во многом благодаря освоению выпуска в сентябре премиальной модели SUV L9, продаваемой по розничной цене около $64.000. С момента пуска своего завода в конце 2019 года, компания Li Auto поставила на рынок 211 000 электромобилей.
Продажи электромобилей стартапа Xpeng подскочили за тот же период на 300% до 56 404 ед., чему помогли более доступные цены на его продукцию, установленные в диапазоне от $25.000 до $35.000.
Однако, преобладающую часть рынка захватывают крупные производители страны, усиливая конкурентную борьбу. Мировые продажи электромобилей компании BYD выросли за первые девять месяцев 2022 года на 214%, составив 582 130 ед. и сделав ее крупнейшим в этом году производителем электромобилей в Китае, с добавлением продаж еще 593 191 единиц PHEV (+307%). Совокупный объем продаж автомобилей сегмента NEV (электромобилей и плагин-гибридов) компании BYD вырос на 255% до 1 175 321 ед., при этом производство автомобилей с ДВС было прекращено в марте. Компания недавно запустила в продажу на внутреннем рынке аккумуляторный электромобиль компактного класса модели Seal по цене около $30.000 – значительно дешевле конкурентного электромобиля Tesla Model 3.
Компания Tesla поставила со своего шанхайского завода за первые девять месяцев 2022 года немногим более 483 000 машин, что позволило ей занять место второго по величине в Китае производителя электромобилей (после BYD). Из общего объема электромобилей марки Tesla, произведенных в Китае за этот период, 165 000 машин было поставлено на экспорт, и 318 000 машин отгружено на внутренний рынок (из них 304 000 электромобилей Model Y). Несмотря на открытие нового завода в Германии и второго завода в США, компания недавно увеличила производственную мощность ее высоко прибыльного завода в Шанхае до более миллиона машин в год. С целью поддержки местных продаж, компания в октябре снизила цены своей продукции в Китае – Model Y на 9% до $40.000 и Model 3 на 5% до $36.000.
Самая успешно продаваемая в стране модель электромобиля Hongguang бренда Wuling (совместное предприятие SAIC-GM) представляет собой мини-автомобиль, продаваемый по розничной цене около $5.000. Продажи этой модели за первые девять месяцев 2022 года оцениваются в 360 000 единиц, а совокупный объем продаж превышает 800 000 единиц. Начиная с 2017 года, компания запустила в производство восемь моделей малых и мини-электромобилей, а также начала в этом году производство электромобиля модели Air (на базе Hongguang) в Индонезии.
Крупные принадлежащие государству автомобилестроительные группы проявили медлительность в переходе к электромобилям, однако сейчас они начинают восстанавливать утраченные позиции. Шанхайская корпорация SAIC Motor, крупнейшая в стране автомобилестроительная группа, имеющая основные совместные предприятия с компаниями Volkswagen и General Motors, наращивает свои продажи электромобилей как внутри страны, так и за рубежом. Ей принадлежит бренд MG, который находится в авангарде продвижения экспортных продаж. Корпорация SAIC Motor продала в 2021 году более 700 000 автомобилей сегмента NEV, включая продукцию бренда Wuling – совместного предприятия SAIC-GM.
В июле 2022 года корпорация начала экспорт в Европу модели MG4 Electric, ее первой «мировой» модели электромобиля, построенной на специальной платформе MSP EV. Далее в будущем году должны последовать поставки на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Австралии. На 2023 год корпорация установила целевой показатель продаж этой модели в объеме 150 000 единиц, а плановый ориентир по продажам всех моделей сегмента NEV, после продажи 381 000 машин в первом полугодии 2022 года, установлен на 2023 год в объеме 800 000 единиц.
Среди других национальных производителей, быстро осваивающих сегмент электромобилей, следует отметить государственную группу GAC. Дочернее предприятие GAC – Aion EV недавно запустило производство модели Y Plus SUV с ожидаемым объемом продаж 20 000 машин в месяц и удвоением текущего производства электромобилей компании после продажи за первые девять месяцев этого года 150 000 электромобилей.
Немецкие автопроизводители, включая Volkswagen Group, Mercedes и BMW, также энергично расширяют свои китайские производства электромобилей и инвестируют в местные НИОКР, стремясь наверстать упущенное в стране, которая стала для них крупнейшим в мире единым рынком. Они тоже планируют извлечь максимум выгоды из местной экономики масштабов и хорошо организованных местных цепочек поставок для производства электромобилей с целью повысить свою конкурентоспособность, как в Китае, так и в других странах.