Новости и статистика автопрома

25 лет «Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов»

1#nbsp;апреля 1998 года Постановлением Росстандарта России № 19 были утверждены и#nbsp;уже в#nbsp;том#nbsp;же году зарегистрированы Минюстом России «Правила по#nbsp;проведению работ в#nbsp;системе сертификации механических транспортных средств и#nbsp;прицепов».

«Правила…» явились практическим продолжением развития «Системы сертификации механических транспортных средств и#nbsp;прицепов"#nbsp;— первой в#nbsp;России системы сертификации групп однородной продукции, разработанной сотрудниками НАМИ и#nbsp;Центром испытаний НИЦИАМТ, введённых в#nbsp;действие в#nbsp;Российской Федерации с#nbsp;1#nbsp;мая 1992 года. Система включила в#nbsp;себя совокупность обязательных технических требований к#nbsp;различным категориям автомототранспортных средств и#nbsp;порядок подтверждения соответствия этим требованиям в#nbsp;форме обязательной сертификации. По#nbsp;совокупности сертификатов по#nbsp;требованиям, регламентирующим отдельные эксплуатационные свойства или характеристики автомобиля, административный орган системы выдавал производителю комплексный документ- «Одобрение типа транспортного средства». Нормативной базой российской системы сертификации стали Правила ООН, являющиеся приложением к#nbsp;Женевскому Соглашению 1958#nbsp;г, договаривающейся стороной которого Россия как правопреемник СССР является с#nbsp;1987#nbsp;г., а#nbsp;также государственные и#nbsp;отраслевые стандарты, учитывающие специфику дорожно-климатических условий эксплуатации автотранспортных средств в#nbsp;России. Система обязательной сертификации транспортных средств была гармонизирована по#nbsp;процедурным вопросам с#nbsp;положениями Женевского соглашения 1958#nbsp;г.

Принятый в#nbsp;2002#nbsp;г.#nbsp;Федеральный закон «О#nbsp;техническом регулировании» (184 ФЗ) заново создал правовой механизм, предусматривающий применение обязательных требований к#nbsp;продукции только через новые нормативно-правовые документы- технические регламенты, и#nbsp;перевел стандарты в#nbsp;документы добровольные для#nbsp;применения.

В#nbsp;соответствии с#nbsp;указанным законом, Правительство России постановлением от#nbsp;12#nbsp;октября 2005#nbsp;г. № 609 утвердило первый в#nbsp;России специальный технический регламент «О#nbsp;требованиях к#nbsp;выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в#nbsp;обращение на#nbsp;территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», разработанный авторами «Системы сертификации механических транспортных средств и#nbsp;прицепов».

В#nbsp;техническом регламенте учитывался современный уровень развития отечественной автомобильной промышленности и#nbsp;предусматривался поэтапный переход к#nbsp;соблюдению международных норм в#nbsp;отношении выбросов вредных веществ. Принятие первого технического регламента и#nbsp;его органичное включение в#nbsp;действующую систему сертификации механических транспортных средств явилось логическим продолжением промышленной политики в#nbsp;области повышения безопасности автотранспортных средств, в#nbsp;том числе охраны окружающей среды, существенно повысило статус действующих «Пра ви#nbsp;л#nbsp;по про ве#nbsp;де#nbsp;нию ра#nbsp;бот в#nbsp;сис те#nbsp;ме#nbsp;сер ти#nbsp;фи#nbsp;ка ции ме#nbsp;ха#nbsp;ни че#nbsp;ских транс порт ных средств и#nbsp;при це#nbsp;пов» и#nbsp;сократило разрыв в#nbsp;сложившемся отставании отечественного автомобилестроения от#nbsp;современного зарубежного по#nbsp;экологическим требованиям.

Концепция обеспечения комплексной безопасности автотранспортных средств на#nbsp;стадии проектирования, через систему установленных на#nbsp;государственном уровне обязательных требований к#nbsp;эксплуатационным свойствам автомобильной техники на#nbsp;основе анализа рисков причинения вреда участникам дорожного движения и#nbsp;обществу в#nbsp;целом, получила наиболее полное воплощение в#nbsp;техническом регламенте «О#nbsp;безопасности колесных транспортных средств», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 720#nbsp;от. Регламент сохранил принципы, которые были положены в#nbsp;«Систему сертификации.», но#nbsp;с#nbsp;более детальной проработкой процедурных вопросов, а#nbsp;также установил более высокие уровни требований к#nbsp;безопасности конструкции автомобилей, как того требовал современный технический уровень.

Образование в#nbsp;2010#nbsp;г.#nbsp;Россией, Белоруссией и#nbsp;Казахстаном Таможенного союза практически ликвидировало внутренние границы между ними и#nbsp;перенесло таможенное оформление продукции из#nbsp;третьих стран на#nbsp;внешние границы союза.

В#nbsp;этой связи документом, определяющим безопасность автомобильной техники, в#nbsp;том числе ранее находившихся в#nbsp;эксплуатации за#nbsp;пределами стран-членов Таможенного союза, стал технический регламент Таможенного союза «О#nbsp;безопасности колесных транспортных средств» (утвержден в#nbsp;2011#nbsp;г.), также подготовленный специалистами ФГУП НАМИ. Он#nbsp;актуален и#nbsp;сегодня.

Технический регламент устанавливает комплексы требований безопасности к#nbsp;колесным транспортным средствам различных категорий и#nbsp;их#nbsp;компонентам. Как и#nbsp;ранее. нормативной базой являются Правила ООН как международные документы, применение которых в#nbsp;России предусмотрено участием в#nbsp;Женевском соглашении 1958#nbsp;г.

За#nbsp;более чем тридцатилетний период своего существования Система доказала свою эффективность, определив условия производства в#nbsp;России высококонкурентной автомобильной техники, соответствующей международным требованиям по#nbsp;конструктивной безопасности, экологичности и#nbsp;энергоэффективности.

Мы#nbsp;поздравляем сегодня всех, кто был у#nbsp;истоков Системы и#nbsp;продолжает нелёгкий труд по#nbsp;её#nbsp;совершенствованию, и#nbsp;вспоминаем тех, кого уже нет среди нас, но#nbsp;вклад их#nbsp;в#nbsp;создание и#nbsp;развитие Системы остаётся значимым и#nbsp;не#nbsp;до конца оценённым.

Б.В. Кисуленко, д.т.н.,

Советник Генерального

Директора ГКИ ФГУП «НАМИ»,

Представитель Технического комитета

Ассоциации «ОАР»

2023-04-07 14:41 Новости членов Ассоциации