Нефтяной гигант Aramco купит долю в СП Renault-Geely по производству ДВС
Энергетическая компания Aramco из Саудовской Аравии подписала в марте письмо о намерении присоединиться к группам Geely и Renault в разработке низко-эмиссионных технологий на основе двигателей внутреннего сгорания. Аравийский нефтяной гигант собирается стать миноритарным акционером новой компании технологий силовых агрегатов (PWT), которую предстоит учредить китайской группе Geely Holding с группой Renault. Компания будет специализирована на технологиях ДВС и гибридных технологиях.
О планах создания новой компании было впервые объявлено в ноябре 2022 года в Париже на конференции группы Renault по вопросу ускорения преобразований в рамках программы «Ренолюции». В заявлении по этому поводу говорилось: «Нам удалось согласовать планы целеустремленного партнерства с Geely для продолжения развития технологий ДВС и гибридов, которые будут оставаться критической частью автомобильной цепочки поставок на ближайшие десятилетия». Соответственно, было подписано необязывающее рамочное соглашение о разработке, производстве и поставках «лучших в классе» гибридных энергетических установок и «высокоэффективных» силовых агрегатов на основе ДВС. Формальное закрытие сделки ожидается в 2023 году.
Предусматривается, что группы Geely и Renault будут иметь в новой компании равные доли акционерного капитала. Новая компания будет самостоятельным глобальным поставщиком силовых установок и разработчиком технологий низких и «нулевых» выбросов на базе пяти научно-исследовательских центров, расположенных по всему миру. Планируется, что в управлении компании будут находиться 17 заводов по производству силовых установок на трех континентах с общей численностью рабочей силы около 19 000 человек. Совокупная производственная мощность компании составит 5 млн. двигателей внутреннего сгорания, гибридных и плагин-гибридных двигателей и трансмиссий в год, предназначенных для поставки в 130 стран и регионов. По заявлению Renault, продуктовая линейка и региональная зона покрытия компании сможет обеспечить удовлетворение 80% потребности мирового рынка ДВС.
Предполагается, что на начальном этапе новая компания будет обслуживать многочисленных заказчиков, связанных с ее учредителями, включая Renault, Dacia, Geely Auto, Volvo Cars, Lynk & Co, Proton, а также (через Альянс) Nissan Motor и Mitsubishi Motors. В будущем продукция партнерства может быть также предложена автопроизводителям третьих сторон.
Присоединение Aramco к новой компании PWT с энтузиазмом воспринято партнерами. Ожидается, что инвестиции саудовского гиганта поддержат рост компании и внесут вклад в ключевые НИОКР по технологическим решениям в области синтетических топлив и водородным технологиям следующего поколения. Понимается, что участие Aramco не повлияет на паритет долей Geely и Renault в уставном капитале компании.
По случаю подписания компанией Aramco письма о намерении, генеральный директор Renault Group Лука де Мео заявил: «Наше партнерство с Aramco поднимет совместное с Geely Group предприятие на качественно новый уровень и обеспечит ему рывок вперед на старте в гонке к производству силовых установок ДВС со сверхнизкими выбросами. Вступая в игру, Aramco выкладывает на стол уникальное ноу-хау, которое поможет разработать прорывные инновации в областях синтетических топлив и водорода».
Генеральный директор Geely Holding Group Даниэль Ли, со своей стороны, отметил: «Мы приветствуем присоединение к нам Aramco в деле создания ведущей в мировом масштабе устойчивой компании-производителя силовых установок. Предложение инвестиций со стороны Aramco отражает признание лидерами глобальной промышленности перспектив бизнеса PWT и освоения низкоуглеродных и безуглеродных топлив, таких как метанол и водород».
Показательно, что позиция Renault, французского автопроизводителя с государственным участием, расходится с позицией правительства Франции в отношении планируемого Европейским Союзом запрета продажи новых легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года. Официальный Париж выступил с категорическим неприятием позиции сформированного Германией, Италией и некоторыми странами Восточной Европы альянса, который возражает против запрета ДВС, если из него не будут изъяты автомобили, работающие на синтетических топливах (e-fuels).
В телевизионном интервью 13 марта министр финансов Франции Брюно лё Мэр заявил. что Евросоюз должен неотступно следовать планируемому запрету. «Мы готовы бороться за это, так как отступление от перехода на электромобили является экологической ошибкой и экономической ошибкой. Европа отстала от Китая в развитии электромобилей на 5-10 лет, и ей нужно избегать послания несообразных месседжей автопроизводителям, включая французские компании Renault и Stellantis. Говорить, что мы движемся к электрике, но остаемся немножко с внутренним сгоранием, - экономически несвязно и опасно для отрасли. Это не в наших национальных интересах, это не в интересах автопроизводителей и не в интересах всей планеты».
Заявление французского министра вызвало незамедлительную реакцию в Германии. Федеральный министр финансов Христиан Линднер выразил «глубокое сожаление» по поводу того, что «французское правительство провозгласило решающую схватку за запрещение двигателя внутреннего сгорания». По словам Линднера, поддерживая предлагаемый запрет в текущем виде, Франция не вполне отдает себе отчет в том, что батарейные электромобили намного дороже автомобилей с ДВС, и для многих людей это сделает мобильность менее доступной.
Чем закончится эта «решающая схватка» в благородном семействе, покажет ближайшее будущее. Однако, с полным основанием можно предположить, что при любом раскладе, за пределами зоны Евросоюза, новая компания по разработке и производству современных ДВС без заказов не останется.