Поскольку загрузка мощностей в мировом производстве легких автомобилей находится на рекордно низком в этом столетии уровне, означает ли это, что надвигается волна закрытия заводов в качестве реакции производителей на ситуацию путем сокращения чрезмерно большой производственной базы?
Рассмотрение опыта последнего крупномасштабного спада автомобильной промышленности в период финансового кризиса показывает, что снижение объемов производства и уменьшение коэффициента загрузки мощностей вызвали рост закрытия заводов в результате принятия автопроизводителями мер по урезанию затрат и сокращению убытков. Действительно, в наиболее сильно подвергшихся воздействию кризиса регионах – Западной Европе и Северной Америке – общее число действующих заводов по сборке легких автомобилей сократилось в период с 2007 по 2011 год на 23 предприятия, или на 12%.
В более поздний период автомобильной промышленности также пришлось пережить трудные времена. COVID-19, полупроводниковый кризис и военные действия на Украине внесли свою долю в подрыв мирового производства легких автомобилей, которое от своего пика в 2017 году упало в 2021 году более чем на 20% до всего лишь 77 млн. единиц, опустив значение коэффициента загрузки мощностей отрасли до уровня ниже 55%.
Однако, в отличие от ситуации периода финансового кризиса, прибыли автопроизводителей в ходе текущего спада подскочили, поскольку затруднения с поставками обусловили дефицит новых автомобилей и высокие цены транзакций.
Обильный поток прибылей является, очевидно, политически не самым подходящим моментом для проведения автопроизводителями программы закрытия и рационализации заводов. Тем не менее, при слабеющей перспективе рынка, резком росте издержек производства, проблеме перехода от ДВС к электрическим технологиям и тщательно спланированном некоторыми брендами стратегическом сдвиге к предпочтительному росту маржи перед объемами, автопроизводители могут счесть неприемлемым слишком долгое сохранение столь низких показателей загрузки мощностей.
Перевод с английского – Юрий Кравцов