Новости и статистика автопрома

Вступили в силу тарифы ЕС на китайские электромобили

5 июля 2024 года Европейский Союз ввел в действие тарифы в размере до 37,6% на импорт электромобилей китайского производства, усилив напряженность в отношениях с Пекином в ходе крупнейшего на сегодня торгово-юридического процесса, инициированного Брюсселем.

Предусмотрен четырехмесячный промежуток времени, в течение которого тарифы являются предварительными (временными). Ожидается, что в этот период продолжатся интенсивные переговоры между двумя сторонами на фоне заявления Пекина о том, что он предпримет «все необходимые меры» для защиты интересов Китая. Они могут включать ответные пошлины на экспорт в Китай из Европы продовольственных продуктов, таких как коньяк или свинина.

Временные импортные пошлины Европейской комиссии в размере от 17,4% до 37,6% (сверх стандартной 10%-ной пошлины ЕС на импорт автомобилей) призваны предотвратить, по словам ее президента Урсулы фон дер Ляйен, угрожающий поток дешевых электромобилей, построенных с помощью государственных субсидий.

Как передает Reuters, по оценкам Европейской комиссии, доля китайских брендов на рынке ЕС выросла до 8% с менее чем 1% в 2019 году и может достичь 15% в 2025 году. При этом их цены обычно на 20% ниже, чем на модели европейского производства.

Ставки, изложенные в 208-страничном документе, опубликованном 4 июля, являются почти такими же, как и в первоначальном варианте от 12 июня. Внесены некоторые коррективы после того, как заинтересованные компании выявили незначительные ошибки в предварительных расчетах комиссии.

По итогам расследования ЕС против субсидий, до завершения которого остается еще почти четыре месяца, комиссия как исполнительный орган ЕС может предложить для голосования членам ЕС окончательные пошлины, обычно действующие на протяжении пяти лет.

Глава торговой палаты ЕС Валдис Домбровскис сказал в этой связи: «Эти переговоры с Китаем продолжаются, и действительно, если вдруг появится взаимовыгодное решение, мы также можем найти способы не применять тарифы. Но совершенно очевидно, что такое решение должно бы устранить то искажение рынка, с которым мы сталкиваемся в настоящее время… и оно должно соответствовать требованиям рынка».

Министерство торговли Китая сообщило агентству Reuters, что обе стороны уже провели несколько раундов технических переговоров по вопросу тарифов. «Мы надеемся, что европейская и китайская стороны будут искренне двигаться в одном направлении и продвинут процесс консультаций как можно скорее», - заявил представитель министерства Хэ Ядун.

Индивидуальные ставки временных импортных пошлин на электромобили установлены для трех наиболее представительных игроков рынка: BYD облагается пошлинами в размере 17,4%, Geely – 19,9% и SAIC – 37,6%. Компании, которые рассматриваются как сотрудничавшие с расследованием по борьбе с субсидиями, включая Teslaи BMW, облагаются пошлинами в размере 20,8%, а те, кто отказался от сотрудничества, - в размере 37,6%. При этом не обошлось без эксцессов. В частности, концерн BMW просит Брюссель понизить импортный тариф для производимого в Китае электромобиля Mini (с 37,6% до 20,8%), включив этот бренд в разряд компаний, сотрудничавших с расследованием.

По выражению аналитиков агентства Reuters, китайским производителям электромобилей придется решить, соглашаться ли на тарифы или повысить свои цены, чтобы покрыть новые миллиардные расходы на европейских границах. Как сообщает агентство, компании MG и Nio уже намекнули, что позже в этом году они могут повысить цены в Европе. Компания Tesla, после длительной гонки по снижению цен, также заявила в июне, что планирует повысить цены на свою самую популярную модель Model 3.

Перспектива введения окончательных пошлин может побудить китайских автопроизводителей инвестировать в заводы на территории Европы, хотя затраты на рабочую силу и производство здесь выше, чем в Китае.

4 июля стартап XPeng стал самым последним китайским производителем электромобилей, который накануне ввода в действие новых тарифов рассмотрел возможность создания производства в европейском регионе, чтобы избежать обложения импортной пошлиной.

А вот совсем свежая новость – новый курс Турции по проблеме китайских электромобилей. Прошли считанные дни с момента вступления в силу новых импортных тарифов ЕС, когда появилось сообщение об изменении турецкой позиции в вопросе доступа на рынок электромобилей из Китая.

Еще в июне, следуя примеру администрации Байдена, правительство Турции ввело дополнительную 40% заградительную пошлину на импорт в эту страну китайских автомобилей. В этом контексте сенсационно прозвучало известие о том, что турецкое правительство пересматривает решение о введении этого тарифа. Пересмотру ранее принятого решения предшествовала встреча президента Турецкой Республики Реджепа Эрдогана с председателем КНР Си Цзиньпином на полях саммита ШОС в Астане. Итогом встречи стала договоренность о строительстве китайским автопроизводителем BYD завода по производству электромобилей для местного и европейского рынков в турецкой провинции Маниша. Там же 8 июля была проведена официальная церемония заключения сделки по заводу с участием Эрдогана, министра промышленности и технологий Турции и генерального директора компании BYD. Проектная мощность завода стоимостью 1 млрд. долларов составит 150 000 аккумуляторных и гибридных электромобилей в год.

Компания BYD, крупнейший в Китае производитель электромобилей, ранее уже раскрывала свои планы по выводу дешевых электромобилей (включая модель Seagull с ценой около 20 000 евро) на европейский рынок. Компания рассчитывает обойти тарифы ЕС путем производства машин в Турции, которая входит в таможенный союз с ЕС.

В конце июня BYD открыла новый завод по сборке 150 000 гибридных электромобилей в Таиланде, нацеливаясь вести оттуда экспансию на рынки Юго-Восточной Азии. Компания также строит в настоящее время завод в Венгрии.

Just Auto, Ю. Кравцов (ОАР)
2024-07-11 10:39 Мировые новости автопрома