УШЁЛ ИЗ ЖИЗНИ ПЕРВЫЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «КАМАЗА» ЛЕВ ВАСИЛЬЕВ
С именем этого замечательного человека связаны не только начало и многолетняя история Камского автозавода, но и начались большие перемены в отечественном машиностроении, которое с запуском «КАМАЗа» получило новый вектор развития. Уверенными решениями Лев Васильев заложил основу для поступательного движения компании и российского машиностроения на многие годы вперёд.
Лев Борисович Васильев родился 7 февраля 1925 года в Москве. Трудовую деятельность начал в 1941 году шофёром автобазы Наркомата речного флота СССР. В 1943-1944 годах участвовал в боях против фашистской Германии. Участник кровопролитных боёв, получил пять ранений.
С 1949 года работал на Московском заводе малолитражных автомобилей («Москвич»). Без отрыва от производства закончил Московский автомеханический институт по специальности «инженер-механик». Прошёл ступени от инженера-инспектора до директора завода (с 1963 года).
В 1968 году Лев Васильев был назначен заместителем Министра автомобильной промышленности СССР. С 30 сентября 1969 года работал одновременно генеральным директором строящего комплекса заводов дизельных грузовых автомобилей большой грузоподъёмности – Камского объединения по производству большегрузных автомобилей («КАМАЗ»), который возглавлял в итоге до 1981 года.
Под его руководством в сжатые сроки был осуществлен пуск первой очереди крупнейшего комплекса по производству большегрузных автомобилей. В сложных условиях параллельного проектирования и строительства Васильев обеспечил своевременную разработку технического проекта, выдачу технической документации строителям, подбор, изготовление и поставку высокопроизводительного оборудования, мобилизовал многотысячный коллектив эксплуатационников на совместную работу со строителями и монтажниками на быстрейший ввод в эксплуатацию «КАМАЗа». Благодаря энергии и постоянному кропотливому труду первого генерального директора 16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера сошел первый грузовик КАМАЗ-5320.
Наряду с развитием производства одним из приоритетных направлений в деятельности Льва Борисовича было решение жилищной проблемы камазовцев. Работая в этом направлении совместно с первым секретарем городского комитета КПСС Раисом Беляевым Васильев добился больших успехов. За годы его работы в должности генерального директора «КАМАЗа» в городах Набережные Челны и Заинске были построены сотни комфортабельных жилых домов общей площадью более 3,5 млн квадратных метров, 27 школ, 55 детских садов. Были введены в строй детские оздоровительные лагеря на 1420 мест, объекты торговли площадью 25 тысяч кв. метров, больница скорой медицинской помощи, корпуса Медгородка, гостиницы «КАМАЗ», «Татарстан», «Кама».
За выдающиеся успехи, достигнутые при сооружении первой очереди Камского комплекса по производству большегрузных автомобилей Указом Президиума Верховного Совета СССР Льву Борисовичу в 1977 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». Также Васильев был награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалями, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ТАССР, знаком «Ударник строительства КАМАЗа», орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан».
В 1981 году Лев Васильев был переведён в Москву заместителем министра автомобильной промышленности – генеральным директором автомобильного завода имени Ленинского комсомола – ПО «Москвич». В 1983 году назначен заместителем председателя Госплана СССР по машиностроению. С 1984 года Лев Борисович – министр машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР. С 1988 года Васильев работал заместителем председателя Государственной комиссии по военно-промышленному комплексу.
Объединение автопроизводителей выражает глубокие соболезнования родным и близким Льва Васильева