Ю.И. Кравцов, ОАР - Страны ЕС поддерживают поэтапное прекращение продаж автомобилей с ДВС к 2035 году

Еще в прошлом году Европейская Комиссия предложила принять требование сокращения на 100% выбросов СО2 новыми легковыми автомобилями к 2035 году путем запрета с этого года продаж в Европейском Союзе автомобилей, работающих на ископаемом топливе. Эта стратегия является краеугольным камнем планов ЕС по обузданию растущих выбросов от транспорта и ускорению перехода к электромобилям в рамках общей экономической программы блока по снижению выбросов парниковых газов к 2030 году на 55% относительно уровня 1990 года (пакет подготовительных мер “Fit for 55 landmark greenhouse gas-reduction package”).

 В июне 2022 года Европейский парламент проголосовал в поддержку запрета продаж новых бензиновых и дизельных легковых автомобилей с 2035 года, эффектно провозгласив конец эры двигателя внутреннего сгорания. Прежде чем провести переговоры с Европарламентом и Еврокомиссией об окончательной формулировке законодательного акта, правительства стран ЕС в лице министров по делам окружающей среды провели 29 июня встречу для согласования своей позиции к переговорам с Брюсселем.

Накануне этой встречи пять стран ЕС – Италия, Португалия, Словакия, Болгария и Румыния – призвали отсрочить исполнение предложенного Еврокомиссией плана на 5 лет, с сокращением выбросов СО2 легковыми автомобилями на 90% (легкими коммерческими автомобилями на 80%) к 2035 году и достижением целевого показателя сокращения на 100% к 2040 году. Этот призыв аргументировался необходимостью установления адекватных переходных периодов для развития зарядной инфраструктуры с учетом социо-экономических различий стран, а также специфики ряда нишевых производителей, таких как Ferrari и Lamborghini.

 По утверждению Брюсселя, 2035 год является критическим пределом для запрета ДВС, поскольку средний срок службы новых легковых автомобилей составляет 15 лет, и поэтому отсрочка введения запрета не позволила бы Евросоюзу достичь нетто-нулевых выбросов к 2050 году – глобальной вехе, способной, по мнению ученых, предотвратить катастрофическое изменение климата.

 Не было отмечено единства в подходе к сроку запрета ДВС и среди автопроизводителей. Возражала против целевого показателя запрета с 2035 года Европейская ассоциация автопроизводителей АСЕА, в том числе из-за неопределенности с развертыванием зарядной сети. С другой стороны, публично поддержали план прекращения продаж легковых автомобилей с ДВС в Европе к 2035 году такие производители, как Ford, Volvo Cars и Volkswagen.

 На фоне сложившейся обстановки встреча министров экологии 29 июня прошла в жарких дебатах. В попытке достичь компромисса, Германия предложила «не обязывающую» поправку к закону о выбросах автомобилей, призывающую Комиссию разрешить регистрацию автомобилей, работающих исключительно на нейтральных к углероду топливах, и после 2035 года. В итоге Италия выразила удовлетворение таким «компромиссом» и отозвала требование о пятилетней отсрочке плана Еврокомиссии.

 Ассоциация АСЕА также заявила о согласии с этим решением, но указала на необходимость оказания более существенной поддержки инфраструктуре и доступу к ключевому сырью для электромобильности. Было также заявлено, что «водород и другие нейтральные к углероду топлива могут играть важную роль в декарбонизации дорожного транспорта».

 Ассоциация поставщиков CLEPA заявила, что она «приняла к сведению» это решение, но подчеркнула, что ассоциация продолжает поддерживать «открытый технологический подход с разумной комбинацией электромобилей и взвешенного использования альтернативных решений, включая передовые технологии ДВС».

 На встрече министров были также согласованы ключевые параметры кардинальной реформы рынка торговли баллами «углеродных разрешений».