Мировые продажи электромобилей

Мировые продажи электромобилей по итогам 2021 года

 Ю.И. Кравцов/ Ассоциация «ОАР»

 Французское аналитическое агентство INOVEV подвело итоги мировых продаж в 2021 году легковых электромобилей по трем категориям: чисто батарейных электромобилей (BEV), плагин-гибридов (PHEV) и полных гибридов без подзарядки от внешней сети (HEV-Full). Мировой рынок электромобилей указанных категорий в целом составил 9,3 млн. ед., или около 12% всего объема мировых продаж легковых автомобилей в 2021 году. Продажи электромобилей каждой категории распределились по основным рынкам следующим образом:

 Чисто батарейные электромобили (BEV)

Всего – 4 548 627 ед.

Китай – 2 751 755 ед.

Европа – 1 176 280 ед.

США – 490 298 ед.

Япония – 18 555 ед.

Корея – 42 276 ед.

Остальные рынки – 69 463 ед.

 Плагин-гибридные электромобили (PHEV)

Всего – 1 780 162 ед.

Китай – 597 752 ед.

Европа – 961 756 ед.

США – 176 292 ед.

Япония – 24 202 ед.

Корея – 17 405

Остальные рынки – 2 755 ед.

 Полно-гибридные электромобили (HEV-Full)

Всего – 2 971 308 ед.

Китай – 515 705 ед.

Европа – 646 604 ед.

США – 801 895 ед.

Япония – 857 540 ед.

Корея – 38 747 ед.

Остальные рынки – 110 817 ед.

 Общим счетом по всем трем категориям, в 2021 году наибольшее количество легковых электромобилей было зарегистрировано в Китае – 3 865 212 ед., что соответствует 18% китайского рынка легковых автомобилей. Объем регистраций в Европе составил 2 784 640 ед. (24% европейского рынка), в США – 1 468 485 ед. (12% американского рынка), в Японии – 900 297 ед. (24% японского трынка) и в Южной Корее – 98 428 ед. (7% южнокорейского рынка).

 Доли отдельных национальных/ региональных рынков в совокупных мировых продажах электромобилей всех категорий составили: Китай – 41%, Европа – 30%, США – 16%, Япония – 10%, Южная Корея – 1%, другие рынки – 2%.

 О потребительском предпочтении той или иной степени электрификации автомобилей на отдельных рынках можно судить по рыночным долям электромобилей каждой категории.

Электромобили BEV представляют 13% китайского рынка, 10% европейского рынка, 4% американского рынка и 0,5% японского рынка.

Электромобили PHEV представляют 3% китайского рынка, 8% европейского рынка, 1% американского рынка и 0,5% японского рынка.

Электромобили HEV представляют 2% китайского рынка, 6% европейского рынка, 7% американского рынка и 23% японского рынка.

 Таким образом, чисто батарейные электромобили наибольшим спросом пользуются в Китае, плагин-гибриды в Европе, и полные гибриды – в США и Японии.

 На крупнейшем – китайском рынке электромобилей продажи BEV выросли в 2021 году на 176%, а продажи PHEV прибавили 116%. Локомотивом роста продаж чисто батарейных электромобилей стал вывод на рынок моделей Tesla Model 3, Tesla Model Y и Wuling HongGuang Mini EV, занявших совместно  треть рынка BEV. Эта триада идет впереди почти сорока моделей всех брендов, продающихся в количествах менее 100 000 единиц каждая. На рынке плагин-гибридов распределение продаж более равномерное, без явно доминирующих моделей, однако бренд BYD является самым влиятельным на этом рынке, занимая 45% всех продаж PHEV. Здесь также присутствуют СП между китайскими и иностранными производителями, такими как BMW, Volkswagen, GM (Buick), Honda, Volvo.

 На европейском рынке продажи электромобилей категорий BEV и PHEV выросли в 2021 году на 63% и 69% соответственно, что означает замедление продаж по сравнению с 2020 годом, когда рост достиг 107% для BEV  и 210% для PHEV. Такое замедление объясняется достаточно высокими ценами на машины подобного типа. До 80% продаж BEV и PHEV сосредоточено всего в шести странах (Германии, Франции, Британии, Норвегии, Нидерландах и Италии).

 Самыми продаваемыми моделями BEV в 2021 году были Tesla Model 3 (135 000 ед.), Renault Zoe (70 000 ед.)  Volkswagen ID(68 000 ед.) и Volkswagen ID4 (54 000 ед.). На эти четыре модели в 2021 году пришлась четверть европейского рынка BEV, на котором сейчас предлагаются более 80 моделей самых различных брендов. Следует заметить, что продажи Tesla Model 3 в Европе выросли в 2021 году на 55%, тогда как продажи Renault Zoe упали на 30%. Производители машин премиального класса занимают сейчас 30% европейского рынка чисто батарейных электромобилей.

 В сегменте PHEV продажи распределяются более равномерно, без доминирующих моделей. Весьма близкие по объемам продаж позиции (от 35 000 до 40 000 ед.) занимают модели Ford Kuga, Volvo XC40, Peugeot 3008, BMW 3-series и Mercedes GLC. В то же время, на премиальные бренды приходится преобладающая доля этого рынка – более 50% продаж PHEV, хотя на европейском рынке легковых автомобилей в целом они представляют всего 25% продаж.

__________________________________________________________________________________

 Мировые продажи электромобилей в январе-апреле 2021 года

Ю.И. Кравцов   Ассоциация «ОАР»

За первые 4 месяца 2021 года мировые продажи легковых электромобилей, заряжаемых от внешней сети (включая чисто батарейные – BEV и плагин-гибридные – PHEV), составили 1 519 566 единиц, превысив в 2,7 раза показатель аналогичного периода 2020 года. Общий объем продаж распределился по рынкам сбыта следующим образом: 666 572 ед. было продано в Китае, 616 845 ед. – в Европе, и 236 149 ед. – в других регионах, преимущественно в США.

Таким образом, Китай и Европа идут «ноздря в ноздрю» по объему продаж электромобилей, однако по занимаемой электромобилями рыночной доле Европа опережает Китай, поскольку весь европейский автомобильный рынок в полтора раза меньше китайского. Доля электромобилей на рынке Европы находится на уровне 15% всего рынка легковых автомобилей, тогда как в Китае она не превышает 10%. В то же время в Соединенных Штатах, пребывающих в ожидании новой политики развития рынка электромобилей, их нынешняя рыночная доля составляет всего лишь 5%. В целом по миру рыночная доля электромобилей остается на весьма низком уровне (7,5%), поскольку для многих регионов электрические и гибридные силовые агрегаты по-прежнему недоступны. Тем не менее, эта рыночная доля повсеместно растет с каждым годом, и последние три года показали наивысший темп роста.

По итогам первых четырех месяцев 2021 года наиболее высокие результаты продаж новых электромобилей показали следующие бренды и модели.

По брендам безусловным лидером мирового рынка электромобилей остается Tesla с объемом продаж 216 079 ед. Далее следуют:

GM-Wuling (133 720 ед.), Volkswagen (89 655 ед.), BMW (83 885 ед.), BYD (78 690 ед.), Mercedes (72 139 ед.), Volvo (63 375 ед.), SAIC MG-Roewe (57 713 ед.), Audi (47 715 ед.), Peugeot (39 329 ед.).

По моделям электромобилей самыми продаваемыми в отчетном периоде были:

Tesla Model 3 (141 696 ед.), Wuling HongGuang Mini EV (125 925 ед.) и Tesla Model Y (72 296 ед.). На эти три модели приходится 22,5% всех мировых регистраций новых электромобилей типов BEV и PHEV.

В приведенной диаграмме показаны мировые продажи электромобилей за 4 месяца 2021 года

___________________________________________________________________________________

Мировые продажи электромобилей в 1-м квартале 2021 года

 Ю.И. Кравцов/ Ассоциация «ОАР»

 Французское аналитическое агентство INOVEV подвело итоги мировых продаж легковых электромобилей, заряжаемых от внешней сети (включая чисто батарейные – BEV и плагин-гибридные – PHEV) в первом квартале 2021 года. Общее число продаж новых заряжаемых от сети электромобилей в январе-марте этого года достигло 1 128 003 единиц против 460 506 единиц, проданных в первом квартале 2020 года, подвергшемся губительному воздействию коронавируса. Таким образом, продажи более чем удвоились в годовом исчислении (+145%). Из общего числа продаж в первом квартале 2021 года на батарейные электромобили (BEV) пришлось 758 010 продаж, и на плагин-гибриды (PHEV) – 369 993 продажи.

 Распределение продаж по регионам

Китай – 491 192 ед. (в том числе – 406 759 BEV)

Европа – 452 901 ед. (в том числе – 202 410 BEV)

США – 124 748 ед. (в том числе – 98 670 BEV)

Япония – 10 976 ед. (в том числе – 5 171 BEV)

 Следует отметить, что после уступки Европе в 2020 году первенства в продаже электромобилей Китай вновь опережает Европу в 2021 году, а по продажам BEV находится далеко впереди других рынков (с превышением более чем вдвое продаж в Европе и вчетверо – объема продаж в США).

Распределение продаж по брендам

Tesla сохраняет лидирующую позицию на рынке электромобилей в первом квартале 2021 года с объемом мировых продаж 184 500 ед.

GM-Wuling (102 574 ед.) занимает второе место благодаря весьма успешным продажам малой модели HongGuang EV.

BMW (66 494 ед.) строит успех на генерализации плагин-гибридной технологии в своем модельном ряду.

Volkswagen (59 732 ед.) провозгласил целью достижение мирового лидерства в области электромобилей и делает ставку на модели ID3 и ID4, однако не получает пока существенной отдачи от их запуска в производство.

BYD (53 608 ед.), Mercedes (52 145 ед.) и Volvo (46 856 ед.) являются следующими по порядку объемов продаж конкурентами.

Renault (28 551 ед.) скатился с 7-го места на 12-е место вследствие прекращения продаж наиболее популярной модели Zoe в ожидании нового бюджетного электромобиля Dacia Spring. В результате, бренд Renault оказался потеснен такими конкурентами, как Peugeot (28 778 ед.), Great Wall (30 730 ед.) и Audi (33 845 ед.).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мировые продажи электромобилей выросли в 2020 году на 41%

Ю.И. Кравцов, советник Ассоциации «ОАР»

Международное энергетическое агентство (International Energy Agency, IEA) опубликовало доклад «Глобальная перспектива электромобилей 2021», согласно которому, несмотря на обусловленный пандемией спад мировых продаж легковых автомобилей на 16%, регистрации новых электромобилей увеличились в 2020 году на 41%.

В докладе говорится, что в 2020 году по всему миру было продано около 3 миллионов новых легковых электромобилей (что составило 4,6% общего объема продаж), при этом впервые Европа превзошла Китай в качестве крупнейшего в мире рынка электромобилей. Регистрации электромобилей в Европе увеличились более чем вдвое до 1,4 миллиона, а в Китае – на 9% до 1,2 миллиона машин. Всего, по оценке IEA, после десятилетия быстрого роста парка электротранспорта, в конце 2020 года на дорогах мира эксплуатировалось более10 миллионов легковых электромобилей и около 1 миллиона грузовых электромобилей и электробусов.

Доклад содержит оптимистичный прогноз трендов на краткосрочную перспективу. В первом квартале 2021 года мировые продажи легковых электромобилей выросли на 140% по сравнению с тем же периодом 2020 года. Драйверами роста были продажи в Китае (около 500 000 машин) и в Европе (около 450 000). Продажи в США также более чем удвоились, хотя и по сравнению с намного более низкой базой первого квартала 2020 года.

По заключению доклада, активизация продаж электромобилей в ходе пандемии была обусловлена тремя главными факторами. Во-первых – поддержкой со стороны регуляторной структуры в виде стандартов по выбросам СО2 и мандатов для автомобилей «нулевой эмиссии». Во-вторых, – дополнительными стимулами, введенными в ряде стран для защиты продажи электромобилей от экономических спадов. В-третьих – расширяющимся выбором предлагаемых на продажу электромобилей (40-процентный годовой рост числа моделей) вкупе со снижением стоимости тяговых батарей.

В докладе делается вывод, что действующие сегодня в мире стратегии предопределяют уверенный рост использования электромобилей в нынешнем десятилетии. По так называемому «сценарию заявленных стратегий» парк электромобилей всех типов (легковых, легких коммерческих, грузовых и автобусов, исключая двух- и трехколесные транспортные средства) достигнет в 2030 году 145 млн. ед., что составит 7% дорожно-транспортного парка. Однако, рынки электромобилей могут значительно расшириться, если правительства активизируют усилия для достижения целевых показателей по климату и энергетике. Так, по «сценарию устойчивого развития» мировой парк электромобилей достигнет в 2030 году 230 млн. машин, или 12% всего парка. Численность мирового парка электромобилей может вырасти еще больше, если правительства объединятся для достижения амбициозной цели – достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году.

Исполнительный директор IEA Фатих Бирол заявил: «Хотя электромобили и не могут справиться с этой задачей в одиночку, они играют незаменимую роль в достижении нетто-нулевых выбросов во всем мире. Текущие тренды продаж очень обнадеживают, но наши общие цели в области климата и энергетики требуют еще более быстрого подъема рынка. Правительствам предстоит теперь провести фундаментальную работу для ускоренного внедрения электромобилей, используя пакеты экономического оздоровления для инвестирования в производство аккумуляторных батарей и в развитие широко развернутой и надежной зарядной инфраструктуры».

 Потребительские расходы на электромобили в мире увеличились в 2020 году еще на 50% и достигли 120 млрд. долларов США. В то же время меры государственной поддержки были на уровне 14 млрд. долларов (с ростом на 25% к 2019 году), однако они сокращались пятый год подряд как процентная доля от общих расходов на электромобили. И хотя государственные субсидии всё еще являются важным фактором для стимулирования покупок электромобилей, становится бесспорной роль растущей привлекательности электромобилей для потребителя в условиях расширяющегося выбора моделей.

По наблюдению IEA, из 20 крупнейших автопроизводителей, на долю которых пришлось около 90% регистраций новых легковых автомобилей в 2020 году, 18 компаний объявили планы расширения их модельного портфолио и ускоренного наращивания производства легковых и легких коммерческих электромобилей. В 2020 году автопроизводители предложили рынку 370 моделей легковых электромобилей, с ростом на 40% в годовом исчислении.

В докладе отмечается, что в ответ на кризис COVID-19 правительства помогли защитить сектор электромобилей от спада в 2020 году, расширив действующую политику и налоговую поддержку и дополнив их мерами стимулирования. Страны-лидеры в области электрификации автомобильного транспорта также способствовали повышению конкурентоспособности электромобилей путем повышения требований в стандартах по топливной экономичности и выбросам, а также удвоили свою поддержку разработки аккумуляторных технологий и развертывания инфраструктуры зарядных станций.

В докладе подчеркивается, что сдвиг сектора дорожного транспорта в сторону электромобилей выходит далеко за пределы легкового автотранспорта. Самый электрифицированный вид дорожного транспорта сегодня – это двух- и трехколесные транспортные средства, такие как мотоциклы и мопеды, проданные в количестве более 25 миллионов единиц, по большей части в Азии. Городские автобусы также быстро электрифицируются. А тяжелые грузовики представляют собой сегмент, в котором предложение электрических моделей и их продажи только недавно начали усиленно расти в результате улучшения характеристик тяговых батарей и увеличения запаса хода.

Электромобили играют ключевую роль в сокращении выбросов. Их непосредственный вклад в сокращение выбросов по принципу well-to-wheel  («от скважины к колесу»), уже очевидный сегодня, будет расти вместе с темпами декарбонизации выработки электроэнергии. В 2030 году согласно «сценарию заявленных стратегий» мировой парк электромобилей сократит выбросы парниковых газов более чем на треть по сравнению с аналогичным парком автомобилей с ДВС, а в «сценарии устойчивого развития» этот уровень повышается до двух третей. Это подчеркивает необходимость обеспечения законодателями целостного перехода к чистой энергетике во всех секторах экономики, чтобы исключить подрыв прогресса в одной области недоработками в другой.