А.С. Ковригин "О развитии производства автокомпонентов в России"

А.С. Ковригин – заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг»

 В последние годы, несмотря на все принимаемые меры, в стране происходит неуклонное сокращение производства комплектующих автомобильной техники. Между тем, именно изготовление автокомпонентов, а не финальная сборка автомобилей, является наиболее доходной составляющей автомобильной промышленности, приносит в казну наибольшее количество налогов и создает наибольшее количество рабочих мест.

К сожалению, несмотря на декларируемое наращивание локализации автомобильного производства, в России по факту происходит его разлокализация: взятый курс на строительство сборочных автозаводов зарубежных производителей привел к тому, что наиболее материалоемкими, наукоемкими и дорогостоящими комплектующими эти заводы снабжаются из-за рубежа. А если заявляется о переносе их выпуска в страну, то в большинстве случаев речь идет лишь о финишной сборке, а порой – о так называемой «переупаковке» этих комплектующих, когда все их основные компоненты по-прежнему импортируются.

В результате подобной ситуации только на закупках комплектующих для действующих в стране автозаводов за рубеж в качестве их оплаты ежегодно уходит более 50 млрд. долларов! А количество занятых в российской автомобильной промышленности в первую очередь из-за закрытия компонентных производств за последние 15 лет сократилось катастрофически, с 1,5 млн. до примерно 350 тыс. человек. То есть более чем в четыре раза!

Чтобы переломить ситуацию, в России по сути требуется воссоздать сильную, конкурентоспособную и высокодоходную компонентную отрасль, что даст огромный приток в экономику денежных средств и позволит создать множество новых рабочих мест. Наиболее эффективным путем к поставленной цели видится отраслевая консолидация, то есть объединение усилий российских автопроизводителей для создания не просто производств автомобильных комплектующих, но также центров по их разработке и по разработке технологий серийного производства с последующими поставками всем заинтересованным автозаводам, действующим в стране. Привлечением к данному процессу ведущих зарубежных компаний путем создания совместных предприятий только приветствуется, но исключительно на условиях, когда зарубежный участник помимо инвестиций привносит свои ноу-хау и технологии, обеспечивая тем самым соответствие выпускаемой продукции всем современным стандартам, а российская сторона берет на себя вопросы продвижения, сбыта и, что важно, контроля уровня локализации.

К сожалению, в нынешних условиях автопроизводители за счет только собственных инвестиций просто не в состоянии решить упомянутую задачу. А остающиеся в числе действующих немногочисленные отечественные автокомпонентные заводы – тем более. Поэтому необходимо создать в стране специальную структуру федерального масштаба, возможно, на основе частно-государственного партнерства, которая располагала бы значимыми финансовым, кадровым и административным ресурсами. В том числе достаточными, чтобы выглядеть в глазах зарубежных партнеров авторитетной, надежной, привлекательной для сотрудничества организацией, с которой создание совместных предприятий окажется делом выгодным и долговременным.

Такой структуре придется взять на себя очень непростую и ответственную роль координатора производства автомобильных компонентов. Ведь освоение выпуска большинства из них потребует также организации работы смежных производств; в большинстве случаев предстоит выстраивать технологические цепочки из нескольких предприятий самой разной специализации, некоторые из которых опять же потребуется создавать с нуля. С другой стороны, только сильная структура со значительным финансово-административным ресурсом окажется способной обеспечить необходимый для окупаемости инвестиций уровень сбыта выпускаемой продукции, эффективно отстаивая интересы отечественных производителей компонентов при организации поставок в адрес давно и прочно подсевших на импортную агрегатную базу российских автозаводов, а также на экспорт, что в сложившейся мировой экономической системе требует очень значительных усилий и средств, неподъемных для отдельных предприятий. Наконец, только такая структура сможет добиться устойчивого и полного финансирования разработки и освоения производства автомобильных компонентов, максимально эффективно привлекая заемные средства и аккумулируя их на направлениях, требующих наибольшего внимания и ускоренного развития.

Важно и то, что в рамках подобной структуры можно будет создать и активно развивать мощные конструкторские и технологические подразделения для разработки и освоения в производстве самого широкого спектра отечественных автомобильных комплектующих. У производящих их в стране зарубежных компаний, как правило, собственных российских КБ нет за ненадобностью, а у отечественных они очень слабы или вовсе отсутствуют, прежде всего из-за нехватки средств. Предлагаемая структура сможет стать своеобразным аккумулятором отраслевого конструкторского потенциала, а ее технологические подразделения смогут быстро и эффективно организовывать выпуск современных автокомпонентов на наиболее подходящих для этого площадках. Эти качества позволят быстро и продуктивно решать наиболее актуальные конструкторские и технологические задачи, неподъемные для все еще действующих в России производителей комплектующих. Одновременно появится возможность аккумулировать на важных направлениях значительные денежные средства, как собственные, так и заемные. Способность концентрации всей мощи инженерного, финансового и управленческого потенциала на наиболее важных, стратегических направлениях развития российской компонентной отрасли – одно из ключевых преимуществ подобной структуры.

Со стороны государства, для максимально эффективной работы подобной структуры и всей отечественной автокомпонентной отрасли, потребуется сделать ряд важных шагов, среди которых важно акцентировать внимание на следующих:

  1. Всем создаваемым совместным предприятиям по выпуску автокомпонентов потребуется создать льготный налоговый режим как минимум на пять лет – выпуск ими продукции должен быть не более затратен, чем конкурирующими предприятиями Китая. Понятно, предоставление налоговых льгот следует жестко увязать с пошаговым планом локализации производимой продукции и создания рабочих мест, включая конструкторско-инженерные структуры.
  2. Развивающимся производствам комплектующих следует организовать доступ к кредитованию на льготных условиях прежде всего для финансирования закупки самого современного технологического оборудования.
  3. Необходимы стимулирующие решения наподобие введения утилизационного сбора на зарубежные автокомпоненты, как это сейчас сделано применительно к импортной автомобильной технике, и стимулирования экспорта, как это сделано применительно к автомобильной технике отечественного производства.

Таким образом, мы радикально увеличим как налогооблагаемую базу, так и количество занятых в автопроме и в смежных отраслях. Доходы от производства комплектующих будут оставаться в России, а не уходить за рубеж, станут работать на развитие российской экономики. Важно, что в данном случае речь идет о высокотехнологичной отрасли, требующей большого числа квалифицированных специалистов: образованных, инициативных, технически одаренных людей, которые будут обеспечены интересной и выгодной работой внутри страны, а не за ее пределами. Наконец, возрождение компонентной отрасли станет примером для всей российской промышленности, этот опыт и наработки можно будет использовать и для возрождения других отраслей.